г. Пермь |
|
30 мая 2016 г. |
Дело N А71-12416/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Васевой Е.Е., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хановой Я.Р.,
при участии:
от заявителей - акционерного общества "Сарапульское дорожное предприятие" г. Ижевск (ОГРН 1071838001740, ИНН 1838002657), акционерного общества "Дорожное предприятие "Ижевское" г. Ижевск (ОГРН 1071831010580, ИНН 1831125762): Варначев Д.Г., паспорт, доверенность от 30.11.2015, Самохвалов Д.А., паспорт, доверенность от 30.11.2015, Колотова Е.В., паспорт, доверенности от 22.12.2015, 20.04.2015;
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ОГРН 1031800554610, ИНН 1831038485): Стерхова Е.И., паспорт, доверенность от 14.01.2016; Вараксина М.В. удостоверение, доверенность от 14.01.2016;
от третьих лиц - Муниципального казенного учреждения г. Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства", Управления Федеральной службы безопасности по Удмуртской Республике г.Ижевск: не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
заявителей - акционерного общества "Сарапульское дорожное предприятие" г. Ижевск, акционерного общества "Дорожное предприятие "Ижевское" г. Ижевск
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 февраля 2016 года
по делу N А71-12416/2015,
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.,
по заявлению акционерного общества "Сарапульское дорожное предприятие" г. Ижевск, акционерного общества "Дорожное предприятие "Ижевское" г. Ижевск
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
третьи лица: Муниципальное казенное учреждение г. Ижевска "Служба
благоустройства и дорожного хозяйства", Управление Федеральной службы безопасности по Удмуртской Республике г.Ижевск
о признании недействительными решения и предписания, незаконными постановлений по делу об административном правонарушении,
установил:
акционерное общество "Сарапульское дорожное предприятие" г. Ижевск, акционерное общество "Дорожное предприятие "Ижевское" г. Ижевск обратились в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике о признании решения и предписания от 14.07.2015, о признании незаконными и отмене постановлений N N АА 06-07/2015-70А, АА 06-07/2015-68А от 12.11.2015 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.02.2016 заявленные требования удовлетворены частично. Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 06-07/2015-68А изменено, штраф уменьшен до 6 250 000 руб. Постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 06-07/2015-70А изменено, штраф уменьшен до 4 000 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявители обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы акционерное общество "Дорожное предприятие "Ижевское" приводит доводы о том, что оснований для наложения на общество штрафа не имеется, поскольку отсутствуют признаки ограничения конкуренции, МКУ СБиДХ обеспечена конкуренция при проведении закупки по ремонту дворов. Указывает, что торги проведены в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
В обоснование апелляционной жалобы акционерное общество "Сарапульское дорожное предприятие" приводит доводы об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для принятия решения о нарушении заявителем ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции". Указывает, что заявитель не заключал недопустимое соглашение с муниципальным заказчиком МКУ "СБиДХ" в составе группы лиц. Судом не установлена причинно-следственная связь между заключением соглашения и наступлением негативных для конкуренции последствий.
Представители заявителей в судебном заседании поддержали требования жалоб.
Заинтересованное лицо в письменных отзывах на апелляционные жалобы
просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании поддержали позицию письменного отзыва.
Третьи лица письменных отзывов не представили, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом принято решение от 14.07.2015 (изготовлено в полном объеме 17.07.2015) по делу N ММ-06-06/2014-178, в соответствии с которым Муниципальное казенное учреждение г.Ижевска "Служба благоустройства и дорожного хозяйства", АО "Дорожное предприятие "Ижевское", АО "Сарапульское дорожное предприятие" признаны нарушившими ст. 16 ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), что выразилось в заключении соглашения и участии в нём, которое привело и могло привести к недопущению и ограничению конкуренции.
В соответствии с решением нарушителям выданы предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Решение антимонопольного органа по делу N ММ-06-06/2014-178 в соответствии со ст. 28.1 АПК РФ явилось поводом для возбуждения в отношении ДП Ижевское и ДП Сарапульское административных дел по признакам совершения правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административных материалов заместителем руководителя Удмуртского УФАС России вынесены постановления от 12 ноября 2015года о наложении штрафов по делам об административных правонарушениях N N АА 06-07/2015-68А и АА 06-07/2015-70А соответственно. В соответствии с данными постановлениями Ижевское ДП и Сарапульское ДП признаны виновными в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, и подвергнуты штрафам в размере 25 002 500 руб. каждое.
Размер штрафа исчислен от начальной (максимальной) стоимости предмета торгов 100 010 000 руб.
В связи с вступлением в силу с 05.01.2016 изменений в ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ, внесенных Федеральным законом N 275-ФЗ, и ограничением размера штрафа, исчисленного от стоимости предмета торгов, пределом, не более одной двадцать пятой совокупного размера выручки правонарушителя, Удмуртским УФАС России вынесено постановление от 03.02.2016 о прекращении исполнения постановления N АА 06-07/2015-70 А в части суммы штрафа, превышающей 16 040 080,00 руб.
Несогласие заявителей с вышеуказанными решением и предписанием, а также с постановлениями о привлечении к административной ответственности послужило основанием для их обращения в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции руководствовался следующим.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 4 ст.16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В соответствии со ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Как следует из материалов дела, МКУ "СБиДХ" было определено муниципальным заказчиком на выполнение ремонтных работ по дворовым территориям многоквартирных домов г.Ижевска приказом Управления благоустройства и транспорта Администрации г.Ижевска N 17/1 от 04.07.2014, изданным на основании соглашения N 248 от 27.06.2014 о предоставлении в 2014 году в бюджет МО г. Ижевск субсидий из бюджета Удмуртской Республики на капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Исполняя функции муниципального заказчика, СБиДХ 18.07.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru разместило извещение о проведении открытого конкурса N 0313300000214000050 на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов МО г.Ижевск, всего 76 дворовых территорий (т. 4 л.д, 98-102).
Согласно выписке из протокола подведения итогов открытого конкурса от 10.08.2014 победителем конкурса признано АО "ДП Ижевское", с которым 20.08.2014 заключен муниципальный контракт по максимальной цене контракта (т. 4 л.д. 103-114).
Вторым участником конкурса являлось АО "Сарапульское дорожное предприятие".
Согласно условиям контракта подрядчик обязуется привлечь субъектов малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации в качестве субподрядчиков для исполнения контракта в объеме 50% от выполненных работ.
МКУ СБиДХ осуществляло проверки объема и качества выполненных работ путём подписания актов освидетельствования скрытых работ, проверку сертификатов соответствия используемых материалов, подписание актов выполненных работ, фотофиксацию работ на объекте, отметки в журналах общестроительных работ и укладки асфальтобетонной смеси.
В Удмуртское УФАС 15.08.2014 поступила информация из Управления ФСБ по УР о том, что Управлением в процессе осуществления мероприятий по выявлению угроз экономической безопасности Российской Федерации в сфере дорожного хозяйства получена информация, в том числе от работников организации, фактически выполняющей работы (ООО "ДСК "Гранит"), свидетельствующая о наличии нарушений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. В частности, установлено, что июле-августе 2014 года неустановленными организациями проведены ремонтные работы дворовых территорий многоквартирных домов г.Ижевска, включенных МКУ СБиДХ в список дворовых территорий, подлежащих ремонту, в то время как конкурс на ремонт дворовых территорий состоялся 08.08.2014 (т. 5-6).
Из представленных материалов антимонопольным органом установлено, что из 76 дворовых территорий, до заключения муниципального контракта, работы по ремонту дворовых территорий выполнены на 19 дворовых территориях.
То обстоятельство, что часть работ выполнена до проведения конкурса и заключения муниципального контракта, по мнению Удмуртского УФАС России, свидетельствует о наличии признаков нарушения статьи 16 Закона "О защите конкуренции", в связи с этим было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
На основании выписок из ЕГРЮЛ антимонопольным органом установлено, что АО "Дорожное предприятие "Ижевское" и АО "Сарапульское дорожное предприятие" составляют одну группу лиц, поскольку функции управления в АО "Сарапульское дорожное предприятие" выполняет АО "Дорожное предприятие "Ижевское" (пункт 2 части 1 статьи 9 Закона "О защите конкуренции").
Основными целями и задачами МКУ СБиДХ являются обеспечение функционирования городского хозяйства в области строительства, реконструкции, ремонта и содержания объектов внешнего благоустройства.
К вопросам ведения Учреждения относится строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах муниципального образования "город Ижевск".
Для осуществления управленческих функций в области строительства, реконструкции, ремонта и содержания объектов внешнего благоустройства Учреждение выполняет функции муниципального заказчика Администрации города Ижевска.
В рамках производства по делу Удмуртским УФАС были проведены выездные внеплановые проверки муниципального заказчика СБиДХ, подрядчика ДП Ижевское и другого участника конкурса и субподрядчика ДП Сарапульское. При проведении проверок была исследована документация, в том числе исполнительная по ремонту дворовых территорий, являющихся объектом муниципального контракта, исследованы акты освидетельствования скрытых работ, журналы укладки асфальтобетонной смети, протоколы испытания асфальтобетона, журналы регистрации корреспонденции и т.п., проведены опросы должных лиц организаций.
Результаты проверок зафиксированы актами проверок от 24.06.2015 (т. 6 л.д. 49- 150, т. 7 л.д. 1-127).
На основании материалов, представленных Управлением ФСБ по УР, в том числе протоколов обследований помещений, зданий сооружений, участков местности и транспортных средств, Удмуртским УФАС установлено, что по состоянию на 14.08.2014 во дворе домов N N 154, 156 по ул. Ленина гр. Ижевска проезжая часть и подходы к подъездам уложены асфальтобетонным покрытием. На всем протяжении ям и выбоин не имеют. Со стороны домов уложены бордюрные камни. Со слов присутствующих лиц асфальтобетонное покрытие было уложено в конце июля (протокол от 14.08.2014); дом в г.Ижевске по ул.Песочная, 36 имеет проезжую часть шириной около 3 метров, пешеходную дорожку шириной около 1 м, подходы к подъездам с парковочными местами и газоны около дома, а также дорожные бордюрные камни. Проезжая часть, пешеходная дорожка и подходы к подъездам с парковочными местами покрыты дорожным асфальтобетонным покрытием, которое на всем своем протяжении не имеет ям и выбоин. Со слов присутствующих лиц дорожное покрытие уложено около 2 недель назад (протокол от 16.08.2014); дома по адресу г.Ижевск, ул.Ворошилова NN105,107,109 имеют общую дворовую территорию, проезжую часть около 3 метров, игровую детскую площадку. Проезжая часть на всем своем протяжении покрыта асфальтобетонным покрытием без ям и выбоин. Со слов присутствующих укладка дорожного покрытия производилась в начале августа (протокол от 15.08.2014); дома по адресу г.Ижевск, ул. 9-Января NN219,239 имеют общую дворовую территорию, проезжую часть шириной около 3 метров, места для парковки автомобилей. Проезжая часть на всем своем протяжении ям и выбоин не имеет, уложено асфальтобетонное покрытие. Со стороны домов установлены дорожные бордюрные камни. Со слов присутствующих укладка дорожного покрытия проводилась примерно неделю (протокол от 20.08.2014); дома по адресу г.Ижевск ул. Дзержинского NN27, 29 имеют общую проезжую часть шириной около 3 метров, подходы к подъездам, газоны и дворовые территории. Проезжая часть и подходы к подъездам имеют дорожное асфальтобетонное покрытие. На всем протяжении дорожное покрытие ям и выбоин не имеет. Со стороны подъездов уложены дорожные бордюрные камни (протокол от 20.08.2014; дома по адресу г.Ижевск, ул.50 лет ВЛКСМ NN21,23 имеют общую дворовую территорию, которая включает проезжую часть шириной около 3 метров, закольцованную вдоль указанных домов. К проезжей части с внешней стороны примыкает пешеходная дорожка шириной около 1 метра. Асфальтобетонное покрытие проезжей части вдоль дома N23 не имеет выбоин и ям на всем протяжении. Бордюрные камни, отделяющие пешеходную дорожку от указанного участка проезжей части, имеют правильную форму, без сколов и повреждений. Пешеходная дорожка вдоль домов N21 и N23 покрыта асфальтобетоном и на всем протяжении имеет ровную поверхность без ям и выбоин (протокол от 13.08.2014); двор дома по адресу г.Ижевск, Воткинское шоссе, 52а имеет проезжую часть, покрытую асфальтобетоном шириной около 3 метров. Пешеходная дорожка отсутствует. От проезжей части к каждому подъезду дома (всего 4 подъезда) имеются завороты, также покрытые асфальтобетоном. Край проезжей части (ближний к дому) имеет бордюрные камни, установленные последовательно с примыканием торцевых граней. Бордюрные камни правильной формы, сколов и повреждений не имеют. Асфальтобетонное покрытие проезжей части и участков перед подъездами ровное, трещин, выбоин и ям не имеет (протокол от 13.08.2014; дом по ул.Баранова, 58 имеет дворовую территорию, которая включает в себя проезжую часть шириной около 3 метров, к проезжей части примыкает парковка для автомобилей. Асфальтобетонное покрытие на проезжей части не имеет выбоин и ям на всем протяжении. Со слов присутствующих лиц работы по ее ремонту были выполнены неделей ранее. В настоящее время ведутся работы по обустройству пешеходной дорожки - уложены бордюрные камни и подготовлен грунт (протокол от 14.08.2014); дом в г.Ижевске по ул.Тверская, 46 имеет прилегающую проезжую часть, газон около дома. Проезжая часть имеет асфальтобетонное покрытие шириной около 3 метров, а также подходы к каждому подъезду с асфальтобетонным покрытием шириной около 5 метров. Покрытие на всем своем протяжении ям и выбоин не имеет, со стороны дома установлены новые бордюрные камни. Со слов присутствующих граждан, в начале августа на проезжей части велись работы по устройству бордюрных камней и укладке асфальтобетонного покрытия. При этом работы выполнены на проезжей части до 4 -го подъезда, с 4 по 6-й подъезд работы не выполнялись (протокол от 14.08.2014); дома по адресу г.Ижевск, ул. Тверская, NN52,50,48 имеют общую проезжую часть шириной около 3 метров, газоны около домов, подходы к подъездам. Асфальтобетонное покрытие проезжей части и подходов к подъездам на всем протяжении выбоин и ям не имеют. Со слов присутствующих лиц покрытие было уложено в начале августа 2014 года. Бордюрные камни во дворе отсутствуют (протокол от 14.08.2014); дом по адресу г.Ижевск, ул. Чайковского, 78 имеет прилегающую проезжую часть, газоны, подходы к подъездам. Проезжая часть и подходы к подъездам имеют асфальтобетонное покрытие без ям и выбоин на всем протяжении. Также со стороны дома установлены бордюрные камни. Со слов присутствующих ремонт проезжей части производился в конце июля - начале августа 2014 года (протокол от 14.08.2014).
Сведения, отраженные в указанных протоколах, и фотоснимки подтверждают, что фактически работы по указанным адресам выполнены в конце июля - начале августа 2014 года, т.е. до проведения конкурса и заключения муниципального контракта (до 20.08.2014).
К материалам также приложен протокол опроса от 14.08.2014 мастера ООО "ДСК Гранит" - Калашян Ш.Т. Из указанного протокола - опроса следует, что по адресу г.Ижевск ул. Баранова, 58 строительной бригадой ООО "ДСК "Гранит" выполнялись работы по демонтажу бордюров и установке новых бордюров между проезжей частью двора и тротуарного бордюра, между тротуаром и газоном около дома. Указанные работы велись с 08.08.2014. Монтажные работы бордюрных камней производили в соответствии с документацией, которая находится в офисе фирмы. Ему известно, что работы выполняются на основе субподряда с АО "Сарапульское ДП". Со стороны АО "Сарапульское ДП" выполненные ООО "ДСК "Гранит" работы контролирует инженер дорожного предприятия Самодуров В.А. В соответствии с указаниями Самодурова В.А. они выполняли монтажные работы после того как АО "Сарапульское ДП" уложило нижний слой асфальтобетонного покрытия.
В конце июля 2014 года ООО ДСК "Гранит" на протяжении двух недель выполняло ремонтные работы дворовых территорий домов, расположенных по ул.Тверская, N N 42, 46, 36а, 34 и по ул.Чайковского, 78.
ООО "ДСК "Гранит" осуществляло работы по демонтажу и установке бордюров, укладку асфальтобетона осуществляло АО "Сарапульское ДП".
Пояснения Калашанян Ш.Т. указывают на то, что ремонтные работы дворовых территорий по адресам г.Ижевск, ул.Баранова 58, ул.Тверская N N 42, 46, 36а, 34 и по ул.Чайковского, 78 выполнены до заключения муниципального контракта, при этом работы выполнялись, в том числе, АО "Сарапульское ДП", находящегося под управлением АО "ДП "Ижевское".
В материалы дела представлены договоры субподряда, заключенные АО "ДП Ижевское" в рамках муниципального контракта, договоры субподряда заключены со следующими организациями: ООО "Колос", ООО "Лидер", ООО "РИОЛ", ООО "АвтоТрасса", ООО "Удача", ООО "Конкрит", ООО "Ижклининг", ООО "Планета Юпитер", ЗАО "Роза мира", АО "Сарапульское дорожное предприятие".
Также представлен договор субподряда, заключенный между АО "Сарапульское дорожное предприятие" и ООО "ДСК Гранит". Согласно представленным АО "Сарапульское дорожное предприятие" письменным пояснениям, ООО ДСК "Гранит" выполняло ремонтные работы по дворовым территориям ул.Клубная, 23, ул.Тверская, 48, 34, 42, 36, 36а, 46, 50, 52, Чайковского, 78, Баранова 58, Гагарина, 5.
В ходе выездных проверок УФАС установлено, что в исполнительной документации по ремонту дворовых территорий дома по ул. Песочная, 36, имеются фотографии двора в момент проведения ремонта, на фотографиях указаны даты фотоснимков, при этом число и месяц заштрихованы, однако даты просматриваются: 25.07.2014, 28.07.2014, 29.07.2014, 01.08.2014. Так, на фотоснимке от 25.07.2014 зафиксировано, что производится снятие слоя асфальтобетонного покрытия во дворе дома, на снимке от 28.07.2014 - устройство щебеночного основания, 29.07.2014 - измерение толщины щебеночного основания, 01.08.2014 - укладка асфальтобетонного покрытия. Таким образом, даты на фотоснимках подтверждают выполнение работ по ремонту дворовой территории в период с 25.07.2014 по 01.08.2014.
Вместе с тем, исполнительная документация содержит акты освидетельствования скрытых работ, подписанные инженером МКУ "СБиДХ" Быковым С.Б., с 14.09.2014 по 17.09.2014., мастером и прорабом ОАО "ДП "Ижевское", прорабом ООО "Планета Юпитер", в соответствии с которыми инженер СБиДХ принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 17.09.2014.
В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий дома по ул. 50 лет ВЛКСМ, 21 имеются фотографии двора до проведения ремонта и в период проведения ремонта, однако даты на фотографиях не проставлены.
Исполнительная документация содержит протокол испытания N 349 от 07.09.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул.50 лет ВЛКСМ, 21 02.10.2014 произведен отбор образца "вырубка асфальтобетона", 03- 07.10.2014 произведено испытание.
Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 07.10.2014 - 11.10.2014, согласно которым инженер МКУ "СБиДХ" Быков С.В. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 12.10.2014.
Учитывая наличие протокола испытания, работы по укладке а/б покрытия были выполнены уже по состоянию на 02.10.2014 г., тогда как инженер МКУ "СБиДХ" освидетельствовал начало проведения работ 07.10.2014 и их завершение 12.10.2014.
В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий домов по ул.Ворошилова, N N 105,107,109 имеются фотографии двора после проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.
Исполнительная документация содержит протокол испытания N 369 от 12.09.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул.Ворошилова, 105 между 2 и 3 подъездами 09.09.2014 взяты образцы "асфальтобетонные керны", производитель работ ООО "Колос", 11.09.2014 произведено испытание.
Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 10.09.2014 - 12.09.2014, согласно которым инженер МКУ "СБиДХ" Крупенева Е.А. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 11.09.2014.
Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 09.09.2014, то по состоянию на 09.09.2014 асфальтобетонное покрытие уже было уложено.
В ходе проверки установлено наличие заявления гражданина Фалалеева М.Ю. от 08.08.2014, направленного в адрес МКУ "СБиДХ", в котором заявитель указывает, что утром 08.08.2014 во дворе дома N 107 по ул. Ворошилова проводились работы по укладке асфальта, специальный автомобиль обливал битумом дорогу, вследствие чего автомобиль заявителя был облит битумом. Заявление гражданина поступило в МКУ 08.08.2014, следовательно, МКУ знало о том, что работы на объекте производятся работы по ремонту дворовой территории.
В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий дома по ул.50 лет ВЛКСМ, 23 имеются фотографии двора в период проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.
Исполнительная документация не содержит протокола испытаний, однако работы приняты, составлен акт приемки законченных работ от 30.10.2014.
В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий МО "г.Ижевск" ул.Ленина, 154 имеются фотографии двора после проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.
Исполнительная документация содержит протокол испытания N 25, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. Ленина 154 напротив подъезда N 1 08.08.2014 взяты образцы "асфальтобетонные керны", производитель работ ООО "Лидер", испытание произведено 08.08.2014-13.08.2014.
Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 09.10.2014 - 15.10.2014, согласно которым инженер МКУ "СБиДХ" Михайлова В.И. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 15.10.2014.
Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 08.08.2014, то по состоянию на 08.08.2014 асфальтобетонное покрытие уже было уложено.
В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий гор. Ижевск ул.Дзержинского, 29 имеются фотографии двора до и после проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.
Исполнительная документация содержит протокол испытания от 08.08.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. Дзержинского, 29 06.08.2014 взяты образцы "асфальтобетонные керны", производитель работ ООО "РИОЛ", испытание произведено 06.08.2014-08.08.2014.
Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 06.09.2014 - 07.09.2014., согласно которым инженер МКУ "СБиДХ" Шаповал Е.С. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 07.09.2014.
Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 06.08.2014, то по состоянию на 06.08.2014 асфальтобетонное покрытие уже было уложено.
В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий МО "г.Ижевск" ул.Ленина, 156 имеются фотографии двора в период проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.
Исполнительная документация содержит протокол испытания N 24, согласно которому на объекте г. Ижевск, ул. Ленина, 156 08.08.2014 взяты образцы "асфальтобетонные керны", производитель работ ООО "Лидер", испытание произведено 08.08.2014-13.08.2014.
Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 07.10.2014 - 13.10.2014, согласно которым инженер МКУ "СБиДХ" Михайлова В.И. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 13.10.2014.
Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 08.08.2014, то по состоянию на 08.08.2014. асфальтобетонное покрытие уже было уложено.
В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий по адресу гор. Ижевск, ул.Баранова, 58 содержится протокол испытания N 291 от 16.09.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. Баранова, 58 11.09.2014 взяты образцы "асфальтобетонные керны", производитель работ ОАО "Сарапульское ДП", испытание произведено 15-16.09.2014.
Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 23.09.2014 - 01.10.2014, согласно которым инженер МКУ "СБиДХ" Хабибуллина А.Х. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 01.10.2014.
Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 11.09.2014, то по состоянию на 11.09.2014 асфальтобетонное покрытие уже было уложено.
В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий дома по ул.Чайковского,78 имеется протокол испытания N 297 от 17.09.2014, согласно которому на объекте г. Ижевск, ул. Чайковского,78 15.09.2014 г. взяты образцы "асфальтобетонные керны", производитель работ ОАО "Сарапульское ДП", испытание произведено 16-17.09.2014.
Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 06.10.2014 - 09.10.2014, согласно которым инженер МКУ "СБиДХ" Хабибуллина А.Х. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 09.10.2014.
Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 15.09.2014, то по состоянию на 15.09.2014 асфальтобетонное покрытие уже было уложено.
В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий г. Ижевск, ул.Тверская, 46 имеется протокол испытания N 300 от 17.09.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. Тверская, 46 15.09.2014 взяты образцы "асфальтобетонные керны", производитель работ АО "Сарапульское ДП", испытание произведено 16-17.09.2014.
Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 15.09.2014 - 20.09.2014, согласно которым инженер МКУ "СБиДХ" Хабибуллина А.Х. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 20.09.2014.
Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 15.09.2014, то по состоянию на 15.09.2014 асфальтобетонное покрытие было уложено.
В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий г. Ижевск, ул.Тверская, 48 имеется протокол испытания N 288 от 16.09.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. Тверская, 48 11.09.2014 взяты образцы "асфальтобетонные керны", производитель работ АО "Сарапульское ДП", испытание произведено 15-16.09.2014.
Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 21.09.2014 - 26.09.2014, согласно которым инженер МКУ "СБиДХ" Хабибуллина А.Х принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 26.09.2014.
Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 11.09.2014, то по состоянию на 11.09.2014 асфальтобетонное покрытие уже было уложено.
В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий дома по ул.Тверская, 50, 52 имеется протокол испытания N 296 от 17.09.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. Тверская, 50, 52 12.09.2014 взяты образцы "асфальтобетонные керны", производитель работ АО "Сарапульское ДП", испытание произведено 16-17.09.2014.
В исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 04.09.2014, согласно которым инженер МКУ "СБиДХ" Хабибуллина А.Х. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 04.09.2014.
В ходе проверки также установлено наличие обращения гражданина Корнева С.И. в Администрацию Главы и Правительства Удмуртской Республики от 25.07.2014, которое направлено в МКУ "СБиДХ" для подготовки ответа. Согласно данному обращению заявитель указывает, что ремонт дворовой территории по ул.Тверская, 48 планируется не в полном объеме, а только положат три заплатки.
Из содержания данного письма следует, что уже по состоянию на 25.07.2014 во дворах по ул. Тверская, д.46 и д.50 ремонт дворовых территорий произведен.
В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий гор. Ижевск, Воткинское шоссе, 52а имеются фотографии двора до и после проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.
Исполнительная документация содержит акт передачи исполнительной документации подрядной организации - ООО "Лидер", в котором не указана дата составления акта. Утвержденная дефектная ведомость на ремонт не содержит даты составления, но содержит подписи, в том числе представителя подрядной организации Стрелкова Л.В.
Исполнительная документация содержит акт от 16.09.2014 г., согласно которому комиссия в составе представителей МКУ "СБиДХ", Подрядной организации, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики при обследовании придомовой территории ж/д 52 по ул.Воткинское шоссе после проведенного ремонта а/б покрытия замечаний не выявлено, взяты керны напротив 4 подъезда.
В соответствии с протоколом испытания от 20.09.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. Воткинское шоссе, 52а 18.09.2014 взяты образцы "асфальтобетон из покрытия", производитель работ ООО "Лидер", испытание произведено 18-20.09.2014.
В исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 07.10.2014 - 11.10.2014, согласно которым инженер МКУ "СБиДХ" Камашева Т.Н. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 11.10.2014.
В исполнительной документация по ремонту дворовых территорий дома по ул.9 Января, 219 в представленной документации имеются фотографии двора до и после проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.
В соответствии с протоколом испытания от 03.10.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. 9 Января, 219 30.09.2014 взяты образцы "асфальтобетонные керны", производитель работ ООО "Автотрасса", испытание произведено 01-03.10.2014.
В исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 20.09.2014, согласно которым инженер СБиДХ Шаповал Е.С. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ.
В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий МО "г.Ижевск" ул.9 Января, 239 имеются фотографии двора до и после проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.
В соответствии с протоколом испытания от 03.10.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. 9 Января, 239 30.09.2014 г. взяты образцы "асфальтобетонные керны", производитель работ ООО "Автотрасса", испытание произведено 01-03.10.2014.
В исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 20.09.2014, согласно которым инженер СБиДХ Шаповал Е.С. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ.
В исполнительной документации по ремонту дворовых территорий гор. Ижевск, ул.Дзержинского, 27 имеются фотографии двора до и после проведения ремонта, однако на фотографиях отсутствует дата съемки.
Исполнительная документация содержит протокол испытания от 08.08.2014, согласно которому на объекте г.Ижевск, ул. Дзержинского, 27 06.08.2014 взяты образцы "асфальтобетон из покрытия", производитель работ ООО "РИОЛ", испытание произведено 06.08.2014-08.08.2014.
Вместе с тем, в исполнительной документации содержатся акты освидетельствования скрытых работ от 06.09.2014 - 07.09.2014, согласно которым инженер СБиДХ Шаповал Е.С. принимает выполненные работы и разрешает проведение последующих работ, при этом устройство верхнего слоя а/б покрытия разрешено 07.09.2014.
Учитывая, что образцы асфальтобетонного покрытия взяты на испытание 06.08.2014, то по состоянию на 06.08.2014. асфальтобетонное покрытие уже было уложено.
Также в исполнительной документации имеется акт N 10 от 04.09.2014 о начале работ по муниципальному контракту, подписанный представителем СБиДХ, ООО "РИОЛ", УК МУП "ЖРП N 8". Акт о начале проведения работ, противоречит протоколу испытаний, поскольку работы выполнены уже по состоянию на 06.08.2014.
В материалы дела СБиДХ представило скан копии актов освидетельствования скрытых работ и протоколов испытаний по всем дворовым территориям, включенным в контракт.
Из представленных документов также установлено: - по объекту ул. Буммашевская, 34а образцы асфальта на испытание взяты 06.08.2014, протокол испытания составлен 08.08.2014 г., производитель работ ООО "РИОЛ", акт освидетельствования скрытых работ, разрешающий укладку асфальтобетона датирован 11.09.2014; - по объекту ул. Буммашевская, 2 образцы асфальта на испытание взяты 06.08.2014, протокол испытания составлен 08.08.2014, производитель работ ООО "РИОЛ", акт освидетельствования скрытых работ, разрешающий укладку асфальтобетона датирован 11.09.2014; - по объекту ул. Воровского, 128 образцы асфальта на испытание взяты 08.08.2014 г., производитель работ ООО "Лидер", акт освидетельствования скрытых работ, разрешающий укладку асфальтобетона датирован 11.10.2014; - по объекту ул. Восточная, 95 образцы асфальта на испытание взяты 08.08.2014, протокол испытания составлен 08.08.2014, производитель работ ООО "Лидер", акт освидетельствования скрытых работ, разрешающий укладку асфальтобетона датирован 12.10.2014; - по объекту ул. Первомайская, 54, 56, 58 образцы асфальта на испытание взяты 06.08.2014, протокол испытания составлен 08.08.2014, производитель работ ООО "Лидер", акт освидетельствования скрытых работ, разрешающий укладку асфальтобетона датирован 14.10.2014.
На основании указанных документов антимонопольный орган пришел к выводу о том, что составление и подписание актов освидетельствования скрытых работ после того, как проведены испытания по проверке соответствия асфальтобетонного покрытия ГОСТу и СНиП, свидетельствует о том, что документы, а именно: акты освидетельствования скрытых работ и журналы работ, - составлялись уже после выполнения работ.
По документам исполнительной документации установлено, что работы по ремонту дворовых территорий по домам Дзержинского д.27, Тверская д. 46, д. 50, Ленина д. 156, Дзержинского д.29, Ворошилова, д.105, д.107, д.109, Ленина д.154, Песочная д. 36, ул.Буммашевская д. 34а, ул.Буммашевская д. 2, ул.Воровского д. 128, ул.Восточная д. 95, ул.Первомайская д. 54, д.56, д.58 выполнены до заключения муниципального контракта.
Выполнение работ по ремонту дворовых территорий до проведения конкурса и заключения договора подтверждается также пояснениями инженера СБиДХ Хабибуллиной А.Х., полученными Удмуртским УФАС России в ходе проведения проверки.
В ходе проверки АО "Сарапульское дорожное предприятие" УФАС установлено, что согласно путевым листам за июль 2014 г. работники АО "Сарапульское дорожное предприятие" работали во дворах и на улицах г.Ижевска (путевые листы N N 7235, 7282, 7405, 7554, 7536, 7594, 7658, 7153, 7100, 7130, 7258, 7301, 7421, 7553, 7613, 7691 и иные).
Удмуртским УФАС России в ходе проверки АО "ДП Ижевское" обнаружена телефонограмма б/н б/д, направленная СБиДХ в адрес АО "ДП "Ижевское", ООО "УКС" следующего содержания: прошу направить Вашего представителя по вопросу ремонта и восстановления дворовых территорий, сбор 12.08.2014 в 8-30 в СБиДХ. Подписал телефонограмму Шиляев В.Л., телефонограмма направлена до заключения муниципального контракта.
Из переписки установлено наличие следующих писем: - письмо ООО "Колос" N Л-039 от 18.08.2014, направленное в адрес АО "ДП "Ижевское", в котором сообщается, что на сегодняшний день работы по ремонту дворовых территорий завершены по следующим адресам: ул.Союзная, 23, ул. Союзная, 117, 119, ул.Сабурова, 41, ул.Труда, 4, ул.Труда 34, ул.Сабурова 57, ул.Ворошилова 105, 107, 109; - письмо АО "ДП Ижевское" исх. N 603 от 18.08.2014, направленное в адрес СБиДХ, в котором сообщается, что по состоянию на 18.08.2014 в рамках муниципального контракта по ремонту дворовых территорий г.Ижевска не представляется возможным выполнить ремонт дворовых территорий по следующим адресам: Демократическая, 45; Школьная 61, 30 лет Победы 86, 88, Горького 154, 156, пер.Северный 47, В.шоссе 164, 102а, Дзержинского 20, Лихвинцева 68а, 68, Тимирязева 1, Шишкина 1а, Чайковского 74, 76, Дружбы 26. Не представляется возможным провести сверку физических объемов в целом по контракту из-за отсутствия дефектных ведомостей.
Учитывая совокупность установленных по делу доказательств, Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу, что работы по ремонту дворовых территорий по домам Дзержинского, 27, Тверская д. 46, д. 50, Ленина д. 156, Дзержинского д.29, Ворошилова, д.105, д.107, д.109, Ленина д.154, Песочная, 36, ул.Буммашевская, 34а, ул.Буммашевская, 2, ул.Воровского, 128, ул.Восточная, 95, ул.Первомайская, 54, 56, 58 выполнены до определения победителя конкурса и до заключения муниципального контракта. Ремонт дворовых территорий по ул.Союзная, 23, ул. Союзная, 117, 119, ул.Сабурова, 41, ул. Труда, 4, ул.Труда 34, ул.Сабурова 57 выполнен до заключения муниципального контракта.
Доводы апелляционной жалобы акционерного общества "Сарапульское дорожное предприятие" относительно ходатайства о назначении судебной инженерно-технической экспертизы материалами дела не подтверждены.
Удмуртским УФАС России установлено, что на территории г.Ижевска на рынке строительства и ремонта дорог в сегменте ремонт дворовых территорий деятельность могут осуществлять ГУП УР "Удмуртавтодор", ООО "Ижклининг", ДРЭУ и иные организации, в т.ч. те, которые заключили договоры субподряда на ремонт дворовых территорий.
Антимонопольный орган пришел к выводу о том, что действия СБиДХ, АО "ДП Ижевское", АО "Сарапульское дорожное предприятие" свидетельствуют о наличии между ними договоренности в устной форме, в результате которой конкурс на право заключения муниципального контракта был проведен на те работы, часть которых уже была выполнена АО "Сарапульское дорожное предприятие", АО "ДП Ижевское", в том числе нанятыми ими субподрядными организациями.
СБиДХ, АО "ДП Ижевское", АО "Сарапульское дорожное предприятие" не были предприняты действия, направленные на исключение возможности нарушения антимонопольного законодательства.
Тем самым указанные лица отказались от совершения самостоятельных действий и руководствовались достигнутым антиконкурентным соглашением.
Из совокупности фактических обстоятельств, установленных по делу, и представленных доказательств Комиссия Удмуртского УФАС России пришла к выводу о том, что действия СБиДХ, АО "ДП Ижевское", АО "Сарапульское дорожное предприятие" имеют единую модель поведения, которая заранее известна каждому из участников правоотношений. Их действия направлены не на обеспечение конкуренции, не на выбор наилучшего предложения в условиях конкурентной борьбы, расширение возможностей для участия хозяйствующих субъектов в размещении заказов и стимулирования такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, а на достижение безоговорочной победы АО "ДП Ижевское".
Антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что между СБиДХ и группой лиц: АО "ДП Ижевское" и АО "Сарапульское дорожное предприятие" заключено соглашение в устной форме, направленное на ограничение и недопущение конкуренции на рынке строительства и ремонта дорог в сегменте ремонт дворовых территорий в г.Ижевске.
Указанные выводы основаны на том, что до заключения муниципального контракта, предметом которого являлся ремонт 76 дворовых территорий г. Ижевска, из них ремонт был уже произведен на 24 дворовых территориях и дорогах. Ремонт произведен по видам работ и в соответствии с техническим заданием, которые затем включены в контракт.
Между тем, при отсутствии соглашения, Ижевское и Сарапульское ДП не могли знать, ни о дворовых территориях, которые будут включены в муниципальный контракт, ни об объёмах и видах работ, использованных материалов, включенных в Техническое задание к муниципальному контракту, и соответственно не могли приступить к производству таких работ.
Достигнув соглашения и участвуя в нем, СБиДХ и группа лиц: АО "ДП Ижевское" и АО "Сарапульское дорожное предприятие" обеспечили указанным обществам преимущественное право на заключение муниципального контракта. Без заключения муниципального контракта невозможно было провести оплату уже выполненных работ.
Другие участники рынка, даже при желании заключить контракт, не имели бы возможности участвовать в конкурсе, поскольку часть работ (по 24 дворовым территориям) уже была выполнена.
Доводы заявителей о том, что УФАС по УР при производстве по делу не установило нарушений Закона о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на ремонт дворовых территорий, подлежат отклонению, поскольку нарушением данного Закона является сам факт выполнения работ до объявления конкурса и заключения контракта.
Ссылка заявителей на недопустимость использования в качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства материалов, поступивших из Управления ФСБ по УР, как переданных с нарушением Закона об оперативно-розыскной деятельности и Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной Приказом МВД России N 776, Минобороны России N 703, ФСБ России N509, ФСО России N 507, ФТС России N 1820, СВР России N 42, ФСИН России N 535, ФСКН России N 398, СК России N 68 от 27 сентября 2013 года, правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку как следует из текста ст. 11 Закона и из названия Инструкции, указанные в них положения касаются порядка представления результатов ОРД следователю или в суд, что в данном случае не имело места.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является, в том числе поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (далее - материалы).
Использование поступивших из Управления ФСБ в порядке взаимодействия материалов, в качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства соответствует указанной норме. Кроме того, Удмуртским УФАС России самостоятельно проведены внеплановые выездные документарные проверки, в результате которых получены доказательства о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании ст.ст. 23, 50 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган вправе выдавать предписания, в том числе предписания о прекращении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Таким образом, при выдаче оспариваемого предписания антимонопольный орган действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что оспариваемые по настоящему делу решение и предписание Удмуртского УФАС России являются законными и обоснованными, оснований для признания их недействительными не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность по данной статье, приведены в пунктах 3 и 4 Примечания к ст. 14.32 КоАП РФ.
Материалами административных дел подтвержден факт заключения Ижевским и Сарапульским дорожными предприятиями, как группой лиц с одной стороны, и МКУ "СБиДХ", с другой стороны, антиконкурентного соглашения и вина заявителей в совершении правонарушения.
Действия участников соглашения обоснованно квалифицированы антимонопольным органом по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях заявителей доказан состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено и сторонами не оспаривается.
Заявители привлечены к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Правонарушение совершено при размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить муниципальный контракт на ремонт дворовых территорий гор. Ижевска, т.е. при проведении торгов, следовательно, в качестве базы для исчисления штрафа антимонопольным органом обоснованно в соответствии со ст. ст. 14.32 и 3.5 КоАП РФ взята стоимость предмета торгов, при назначении наказания учтено наличие смягчающих ответственность обстоятельств.
Между тем, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Постановления Конституционного суда РФ от 25.02.2014 N 4-П (поскольку ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ введена после совершения заявителями административного правонарушения), с учетом конкретных обстоятельств совершения правонарушения, характера административного правонарушения, пришел к выводу о том, что назначенное административным органом наказание не соответствует тяжести совершенного правонарушения, в связи с чем снизил административное наказание до 6 250 000 руб. по постановлению N 06-07/2015-68А, до 4 000 000 руб. по постановлению N 06-07/2015-70А.
Судом учтено финансовое положение заявителей: наличие у ДП Ижевское по состоянию на 20.11.2015 недоимки по налогам и сборам в размере 27,5 млн. руб., задолженности перед учредителями (Удмуртской Республикой) в размере 56,8 млн. руб., задолженности по кредитам в размере 25 млн. руб. (т. 2 л.д. 56-134); наличие у ДП Сарапульское по состоянию на 20.11.2015 недоимки по налогам и сборам в размере 7,2 млн. руб., задолженности перед учредителями (Удмуртской Республикой) в размере 4,0 млн. руб., задолженности перед поставщиками и подрядчиками в размере 54,3 млн. руб.
Оснований для дальнейшего снижения суммы штрафа и оснований для переоценки данного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется. Соответствующие доводы апелляторов подлежат отклонению.
Таким образом, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Доводы жалоб по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и установленных судом обстоятельств, однако оснований для переоценки апелляционный суд не усматривает.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции оставляет судебный акт без изменения и отказывает в удовлетворении апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24 февраля 2016 года по делу N А71-12416/2015 оставить без изменения, а апелляционные жалобы акционерного общества "Сарапульское дорожное предприятие" г. Ижевск, акционерного общества "Дорожное предприятие "Ижевское" г. Ижевск - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12416/2015
Истец: АО "Дорожное предприятие "Ижевское", АО "Сарапульское дорожное предприятие"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: МКУ г. Ижевска "Служба блпгоустройства и дорожного хозяйства", Управление ФСБ РФ по УР, АО " Дорожное предприятие "Ижевское"
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7978/16
18.07.2016 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-12416/15
30.05.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4611/16
24.02.2016 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-12416/15