г. Хабаровск |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А73-18283/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Индивидуального предпринимателя Комаровой Татьяны Ивановны: Тремасова С.Н., представитель по доверенности от 21.03.2016;
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: Долматова Е.В., представитель по доверенности от 30.12.2015 N 13/2016; Кириленко О.В., представитель по доверенности от 30.12.2015 N 15/2016.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Комаровой Татьяны Ивановны
на решение от 24.02.2016
по делу N А73-18283/2015
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей А.В. Зверевой
по заявлению Индивидуального предпринимателя Комаровой Татьяны Ивановны
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Комарова Татьяна Ивановна (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Комарова Т. И.) обратилась в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - Управление, административный орган, УГАН НОТЕ ДФО) от 14.12.2015 N ТБ-АТ-14/12/2015/345 ХБР Р о привлечении к административной по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Решением от 24.02.2016 суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, предприниматель обжаловала его в апелляционном порядке.
В обоснование жалобы, заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, указывает на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в рассмотрении дела без надлежащего извещения заявителя.
После проверки указанного довода, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции по основанию пункта 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 04.05.2016 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях наставила. Указывает на то, что поскольку эксплуатируемое здание для хранения транспортных средств не отнесено Правительством РФ к объектам транспортной инфраструктуры, то нарушений вмененных пунктов Требований, а так же части 1 статьи 6, пункта 4 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" не имеется.
Представители административного органа в отзыве и судебном заседании против заявленных требований возражали.
Изучив материалы дела, заслушав в судебном заседании присутствующих представителей, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ИП Комарова Т.И. является субъектом транспортной инфраструктуры, и эксплуатирует 23 транспортных средства (далее - ТС) - автобусы HYNDAI COUNTY.
Также ИП Комаровой Т.И. эксплуатируется объект транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ), расположенный по адресу 680009, г. Хабаровск, ул. Краснодарская, д. 80.
Данным ТС и ОТИ категории не присвоены.
ИП Комарова Т.И. в соответствии с лицензией N АСС-27-034937, выданной на основании решения Дальневосточным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора от 21.12.2010 имеет право на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
На основании распоряжения Ространснадзора от 15.10.2015 N 1079-р в отношении ИП Комаровой Т.И., в период с 09.11.2015 по 13.11.2015, была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований, в ходе которой было установлено, что:
- в нарушение пункта 5.1 раздела II Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Требования) не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;
- в нарушение пункта 5.3 раздела II Требований не назначены на каждом ТС лица, занимающие должность на ТС, ответственные за обеспечение транспортной безопасности ТС. Представлен приказ о назначении одного лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на всех транспортных средствах предприятия
- в нарушение пункта 5.6.2 раздела II Требований не разработана организационно-штатная структура управления;
- в нарушение пункта 5.6.4 раздела II Требований Перечень должностей работников, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС не соответствует установленным требованиям, а именно: не указаны лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на каждом ТС (занимающие должность на ТС);
- в нарушение пункта 5.6.6 раздела II Требований Положение о пропускном и внутреобъектовом режиме не исполняется, а именно:
- в соответствии с п. 3.2 представленного Положения формы пропусков согласованы с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В действительности подтверждение согласования образцов пропусков представлено не было.
- в соответствии с п. 3.2 представленного Положения "проход, проезд физических лиц или перемещение материальных объектов осуществляются по единым видам пропусков через КПП". Также на схеме гаража ИП Комаровой Т.Н. указано КПП - фактически же КПП отсутствует, образцы постоянных и разовых пропуска на физических лиц при проверке не представлены;
- в соответствии с п. 3.5.2 представленного Положения "разовые пропуска посетителям предприятия выдаются охранником предприятия" - 09.11.2015 при посещении ОТИ ИП Комаровой Т.И. членами комиссии УГАН НОТЕ ДФО Ространснадзора охранника предприятия на территории не было, разовые пропуска не выдавались;
- в соответствии с п. 4.1 представленного Положения "передвижка физических лиц, осуществляется через контрольно-пропускной пункт" -фактически КПП отсутствует.
- в соответствии с п. 4.1 представленного Положения "при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах предприятия физические лица обеспечивают ношение пропусков на видном месте поверх одежды" - фактически ношение пропусков на видном месте поверх одежды не обеспечивается.
- в нарушение пункта 5.6.7 раздела II Требований не разработан Порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС, а также предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ или ТС в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения);
- в нарушение пункта 5.6.10 раздела II Требований порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры разработан без учета требований приказа Минтранса России от 16.02.2011 N 56 "О порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах"
- в нарушение пункта 5.6.12 раздела II Требований не разработан Порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее - порядок передачи данных с инженерно-технических систем);
- в нарушение пункта 5.10 раздела II Требований не проверены сотрудники сил обеспечения транспортной безопасности, с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
- в нарушение пункта 5.12 раздела II Требований не в полном объеме осуществлена специальная профессиональная подготовка, повышение квалификации сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации, а именно: проведено повышение квалификации только одного сотрудника по программе "Повышение квалификации работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства.
Специальная профессиональная подготовка или повышение квалификации лиц, занимающих должность на ТС, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на каждом ТС, не проводилась;
- в нарушение пункта 5.25.1 раздела II Требований не установлена в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы территории ОТИ по адресу ул. Краснодарская, 80, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ);
- в нарушение пункта 5.25.2 раздела II Требований не установлена в целях обеспечения транспортной безопасности конфигурация и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зоны транспортной безопасности);
- в нарушение пункта 5.27 раздела II Требований не организован пропускной и внутриобъектовый режим на ОТИ и/или ТС в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности, а именно: не выдаются постоянные и разовые пропуска на проход физических лиц, отсутствует КПП (вопреки Положению о пропускном и внутреобъектовом режиме), члены комиссии УГАН НОТЕ ДФО Ространснадзора 09.11.2015 беспрепятственно (без попыток проверки документов и выдачи пропуска) прошли на территорию ОТИ по адресу 680009, г. Хабаровск, ул. Краснодарская, д. 80.
- в нарушение пункта 5.28 раздела II Требований не обеспечено воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности ОТИ вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов), а именно: члены комиссии УГАН НОТЕ ДФО Ространснадзора 09.11.2015 беспрепятственно (без попыток проверки документов и выдачи пропуска) прошли на территорию ОТИ по адресу 680009, г. Хабаровск, ул. Краснодарская, д. 80; КПП, обозначенный на представленной схеме гаража ИП Комаровой Т.И. по ул. Краснодарской, 80, фактически отсутствует.
- в нарушение пункта 5.29 раздела II Требований не обеспечено воспрепятствование преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС, а именно: вопреки требованиям Положения о пропускном и внутриобъектовом режиме ИП Комаровой Т.И. члены комиссии УГАН НОТЕ ДФО Ространснадзора 09.11.2015 беспрепятственно (без попыток проверки документов и выдачи пропуска) прошли на территорию ОТИ по адресу 680009, г. Хабаровск, ул. Краснодарская, д. 80;
- в нарушение пункта 5.30.1 раздела II Требований не выдаются постоянные пропуска персоналу субъекта транспортной инфраструктуры на срок установленных трудовых отношений в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей;
- в нарушение пункта 5.30.3 раздела II Требований Постоянные пропуска служебных автотранспортных средств не содержат информации о цвете автотранспортного средства;
- в нарушение пункта 5.30.4 раздела II Требований посетителям ОТИ не выдаются разовые пропуска;
- в нарушение пункта 5.30.20 раздела II Требований не обеспечено ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности ТС на видном месте поверх одежды;
- в нарушение пункта 5.30.23 раздела II Требований не представлено согласование образцов пропусков (предусмотренное пунктом 3.2 Положения
о пропускном и внутреобъектовом режиме) с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
- в нарушение ч. 1 ст. 6, п. 4 ч. 2 ст. 12 ФЗ "О транспортной безопасности" ОТИ и ТС ИП Комаровой Т.И. категории не имеют, сведения для проведения категорирования ТС в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности не представлялись.
08.12.2015 административным органом в отношении ИП Комаровой Т. П., в присутствии её представителя Тремасовой С. Н. по доверенности, составлен протокол N ТБ-АТ-08/12/2015/345ХБР и 14.12.2015 вынесено постановление N ТБ-АТ-14/12/2015/345ХБР, которым ИП Комарова Т. И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, предприниматель обратилась в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ транспортная безопасность - это состояние защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно статье 2 Закона N 16-ФЗ, целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно пункту 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ, объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя:
а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции;
б) метрополитены;
в) тоннели, эстакады, мосты;
г) морские терминалы, акватории морских портов;
д) порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения;
е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения;
ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств;
з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации;
Согласно пункту 11 статьи 1 Закона N 16-ФЗ транспортными средствами являются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя: помимо прочего, транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение (подпункт "а"); железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (подпункт "е");
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ к перевозчикам относятся юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю); субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 N 42 утверждены "Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства".
Требования по обеспечению транспортной безопасности применяются в отношении ОТИ, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации (пункт 3).
Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ (пункт 4).
Согласно пункту 5.1 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан назначить лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 5.3 Требований по обеспечению транспортной безопасности, субъект транспортной инфраструктуры обязан назначить на каждом транспортном средстве лицо, занимающее должность на транспортном средстве, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств.
Из указанной нормы следует, что назначаемое лицо должно занимать должность на транспортном средстве, т.е. его деятельность должна быть непосредственно связана с эксплуатацией транспортного средства, в том числе, во время осуществления перевозки пассажиров. Данное требование вытекает из существа самой деятельности по перевозке пассажиров, которая заключается в движении транспортного средства между начальной и конечной точками маршрута.
Пунктом Требований установлена обязанность разработать, принять и исполнять внутренние организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ, в том числе:
Положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ (подпункт 5.6.2);
Номенклатуру (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ (подпункт 5.6.4);
Положение (инструкцию) о пропускном и внутриобъектовом режиме на ОТИ (подпункт 5.6.6).
Порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) или на транспортных средствах физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и
веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения) (подпункт 5.6.7.);
Порядок информирования компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения АНВ в деятельность ОТИ. (подпункт 5.6.10);
Порядок функционирования инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, включая порядок передачи данных с таких систем, уполномоченным подразделениям федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее - порядок передачи данных с инженерно-технических систем) (подпункт 5.6.12.).
Пункт 5.10. Требований предусматривает обязанность, проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица:
1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
2)страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;
3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему,
если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 N 3-ФЗ "О полиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
5) внесенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
6) сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности;"
7) имеющие медицинские противопоказания к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке;
8) не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;
9) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В силу пункта 1.1. данной статьи, проверка сведений, указанных в части 1 настоящей статьи, в отношении лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, проводится субъектами транспортной инфраструктуры в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 5.12. Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан, осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 5.25.1. Требований, установлена обязанность установить в целях обеспечения транспортной безопасности, конфигурацию и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается (далее - зона свободного доступа ОТИ).
В силу подпункта 5.25.2. Требований установлена обязанность установить в целях обеспечения транспортной безопасности, конфигурацию и границы территории или части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ, проход в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты) (далее - зоны транспортной безопасности), а также критических элементов ОТИ.
Согласно пункту 5.27. Требований, организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности.
В силу пункта 5.28. Требований, воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов).
В силу пункта 5.29. Требований, воспрепятствовать преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ.
Пунктом 5.30. установлена обязанность Установить единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц или перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком, помимо прочего:
Постоянные пропуска выдавать персоналу субъекта транспортной инфраструктуры на срок установленных трудовых отношений в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей и на служебные, производственные автотранспортные средства, эксплуатируемые данным субъектом, а также персоналу юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах транспортной безопасности ОТИ, в рамках сроков действия договоров и соглашений, обуславливающих такую деятельность, в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей персонала данных юридических лиц, а также на эксплуатируемые такими организациями в зоне транспортной безопасности служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей таких юридических лиц (подпункт 5.30.1.);
Постоянные пропуска служебных, производственных автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов должны содержать следующую информацию: номер пропуска, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, вид, марку, модель, цвет, регистрационные знаки (номера), сведения о должности (должностях), лица (лиц) под управлением которых будут находиться данные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы (подпункт 5.30.3.);
Разовые пропуска выдавать посетителям ОТИ на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории ОТИ (подпункт 5.30.4.);
Обеспечить ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ на видном месте поверх одежды (подпункт 5.30.20);
Образцы пропусков всех видов согласовывать с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (подпункт 5.30.23.).
В нарушение статьи 6 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предпринимателем не проведено категорирование транспортных средств с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, согласно которой объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 12 Закона N 16-ФЗ, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования, предусмотренного статьей 6 настоящего Федерального закона.
В ходе проведенной проверки, административным органом выявлен факт неисполнения предпринимателем указанных требований.
В своих доводах о несогласии с постановлением от 14.12.2015 предприниматель указывает, что у нее отсутствуют объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ), поскольку эксплуатируемое здание для хранения ТС на отнесено Правительством РФ к ОТИ.
Положения статьи 1 Закона РФ N 16-ФЗ следует толковать и применять в совокупности с общими положениями действующих транспортных кодексов и уставов, в том числе Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав автомобильного транспорта).
В силу статьи 1 Устава автомобильного транспорта данный Устав регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, Устав определяет общие условия перевозок пассажиров, багажа, грузов, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Устава автомобильного транспорта объектами транспортной инфраструктуры признаются сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.
При системном толковании положений статьи 1 Федерального закона N 16-ФЗ и статьи 1 Устава автомобильного транспорта к объектам транспортной инфраструктуры, на которых должно обеспечиваться соблюдение требований, предусмотренных Федеральным законом N 16-ФЗ, относятся сооружения и производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания субъектов отношений по перевозке транспортом, в том числе автомобильным, грузов, пассажиров и багажа, возникающих на основе соответствующих договоров перевозки; к субъектам транспортной инфраструктуры следует относить юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа в интересах иных лиц на основании заключенных с ними договоров перевозки с использованием принадлежащих им на законном основании объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно материалам дела, у ИП Комаровой Т.И. находятся в эксплуатации 23 транспортных средств, а так же имеется здание, используемое для хранения указанных ТС.
Таким образом, в деятельности предпринимателя наряду с транспортными средствами используется объект, обеспечивающий эксплуатацию этих транспортных средств, а именно - объекты транспортной инфраструктуры.
Соответственно, ИП Комарова Т.И. является субъектом транспортной инфраструктуры по признакам наличия у нее и использования ей как объектов транспортной инфраструктуры, так и транспортных средств.
Довод заявителя об отсутствии в Распоряжении о проведении проверки, требования по предоставлению организационно-штатной структуры управления, судом отклоняется, поскольку пункт 11 Распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 15.10.2015 N 1179-р содержит перечень документов которые необходимо было предоставить ИП Комаровой Т.И. в том числе в указанном перечне поименована организационно-штатная структура управления в субъекте ТИ.
Доказательств фактического отсутствия иных нарушений суду не представлено и в материалах дела не имеется.
Вина ИП Комаровой Т.И. заключается в том, что имея реальную возможность своевременно и полно исполнить требования по обеспечению транспортной безопасности, она не приняла всех зависящих от нее мер по соблюдению требований закона.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в действиях заявителя присутствуют признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Выбор конкретного размера наказания в пределах, установленной административным законом санкции является прерогативой административного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении.
В данном случае административный орган назначил предпринимателю штраф в размере 30 000 руб., то есть в минимальном размере, предусмотренной санкцией ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Нарушения процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлено.
Обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Состав правонарушения по ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ является формальным, ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий.
По мнению арбитражного суда, существенную угрозу охраняемым отношениям в данном случае представляет собой ненадлежащая организация заявителем публично значимой деятельности в области обеспечения безопасности объектов транспорта. Совершенное предпринимателем нарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере транспортной безопасности. Невыполнение публичных требований по обеспечению транспортной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, что исключает применение ст. 2.9 КоАП РФ к выявленным нарушениям.
Согласно ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При указанных обстоятельствах суд считает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 24.02.2016 по делу N А73-18283/2015 отменить.
В удовлетворении требований Индивидуального предпринимателя Комаровой Татьяны Ивановны о признании незаконным и отмене постановления от 14.12.2015 г. N ТБ-АТ-14/12/2015/345 ХБР Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об административном правонарушении, которым заявитель привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, отказать.
Возвратить Комаровой Татьяне Ивановне из федерального бюджета ошибочно уплаченную чек ордером от 11.03.2016 государственную пошлину в размере 150 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Швец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18283/2015
Истец: ИП Комарова Татьяна Ивановна
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1465/16