Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 сентября 2016 г. N Ф06-11872/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга по договору энергоснабжения
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А57-30532/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Клочковой Н.А.,
судей - Камериловой В.А., Лыткиной О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акчуриной Р.И.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт" - Бачарина Ю.А. по доверенности от 25.12.2015,
от Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Возова Е.С. по доверенности от 16.10.2015,
иные лица - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 марта 2016 года по делу N А57-30532/2015, судья О.В. Никульникова,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт", г. Москва
к муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика" по Кировскому району г. Саратова, г. Саратов
к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
о взыскании 42 991 руб. 68 коп.,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" (далее - истец) к муниципальному учреждению "Дирекция единого заказчика" по Кировскому району г. Саратова (далее - МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова"), к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет) о взыскании суммы основного долга за потребленную электрическую энергию по договору N 421/4-Р от 01.11.2009 за период с июля 2015 года по август 2015 года в размере 42991 руб. 68 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 марта 2016 года с муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Кировскому району г. Саратова" в пользу общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" взыскана задолженность за потребленную электрическую энергию по договору N 421/4-Р от 01.11.2009 за период с июля 2015 года по август 2015 года в размере 42 991 руб. 68 коп., расходы по уплате госпошлины по иску в размере 2000 руб., а при недостаточности денежных средств у основного должника взыскать в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов".
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Комитет), не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований к Комитету.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции не учтено, что Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" является ненадлежащим ответчиком по данному делу, собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, факт недостаточности денежных средств у ликвидируемого должника не установлен.
Представитель Комитета в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "РУСЭНЕРГОСБЫТ" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.11.2009 между ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" (продавец) и МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова" (покупатель) был заключен договор N 421/4-Р купли-продажи (поставки) электрической энергии. Согласно пунктам 1.1., 1.2. договора, Продавец обязуется поставлять Покупателю электрическую энергию и мощность в определенном договором количестве и определенного соответствующими обязательными требованиями качества, а также обеспечить предоставление услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией Покупателя, путем заключения договоров с третьими лицами.
Покупатель обязуется оплачивать Продавцу полученную электрическую энергию и оказанные третьими лицами услуги, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления электрической энергии и мощности, обеспечивать безопасную эксплуатацию электрических сетей, исправность используемых приборов и оборудования.
Права и обязанности сторон определены в разделе 4 договора, порядок определения объема электрической энергии и мощности - в разделе 5, определение цены договора и стоимости электроэнергии - в разделе 6, порядок расчетов в разделе 7, особые условия - в разделе 8, ответственность сторон - в разделе 9, срок действия и прекращения договора - в разделе 10.
Исковые требования основаны на ненадлежащем исполнении ответчиком, взятых на себя по договору N 421/4-Р от 01.11.2009 обязательств по своевременной и полной оплате поставленной электроэнергии в порядке и в сроки, предусмотренные договором.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Спорные отношения регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации "Энергоснабжение".
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
В доказательство фактического потребления электрической энергии МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова" по договору N 421/4-Р от 01.11.2009 за период с июля 2015 года по август 2015 года истец представил акты приема-передачи электрической энергии и мощности, подписанные полномочными представителями сторон и скрепленные печатями организаций без разногласий.
Доказательств оплаты задолженности ответчиком МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова" суду не представлено.
Задолженность ответчика перед истцом за потребленную электрическую энергию составляет 42991 руб. 68 коп.
Согласно постановлению N 2591 от 28.12.2011 года Администрацией муниципального образования "Город Саратов" было принято решение о ликвидации МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова".
06.11.2015 истец обратился с письмом в ликвидационную комиссию МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова" с требованием о включении в реестр требований кредиторов, поскольку МУ "ДЕЗ по Кировскому району г.Саратова" имеет непогашенную задолженность за поставленную за период с июля 2015 года по август 2015 года электроэнергию в размере 42991 руб. 68 коп. Данное заявление было оставлено ликвидационной комиссией МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова" без ответа.
В связи с неполучением ответа от ликвидационной комиссии, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно статье 62 Гражданского кодекса Российской Федерации Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
Частью 4 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Из анализа этих норм следует вывод о том, что кредиторами ликвидируемого юридического лица являются граждане и юридические лица по денежным обязательствам, которые обязаны заявлять требования в форме досудебного порядка к ликвидируемым юридическим лицам, в суде, в порядке искового производства, такие требования могут рассматриваться лишь при отказе ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредиторов.
Гражданский кодекс Российской Федерации не предусматривает обязанность ликвидатора по учету требований кредиторов в реестре требований, равно как возможность включения требований кредиторов в ликвидационный баланс ликвидируемой организации по решению суда. В процедуре ликвидации заявленные кредиторами требования отражаются в промежуточном балансе.
По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет имущества ликвидируемого юридического лица.
Пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения.
МУ ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова является специализированной организацией, созданной для выполнения функций заказчика по всему комплексу работ, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием, и его имущество является собственностью муниципального образования "Город Саратов".
Данное положением также закреплено в решении Саратовской городской Думы от 13.10.1998 N 24-226 "О создании муниципальных учреждений "Дирекция единого заказчика".
Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" абзац шестой пункта 2 статьи 120 в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011.
Как следует из материалов дела и установлено судом, отношения между сторонами возникли до 01.01.2011.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент возникновения правоотношений) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику.
Обязательное предъявление иска к основному должнику подтверждается заявлением от 06.11.2015 N 1145 (л.д. 53 том 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент возникновения правоотношений) главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Согласно пункту 10 статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, (в редакции действовавшей на момент возникновения правоотношений) в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения Арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 ГК РФ такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3.2. Решения Саратовской городской Думы N 21-183 от 23.06.1998 "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью", полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет Городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии с Положением о комитете по финансам администрации города Саратова, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 г. N 19-172 Комитет по финансам администрации муниципального образования "город Саратов" - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Комитет осуществляет функции главного распорядителя.
Таким образом, компетентным органом, участвующим в гражданском обороте от имени собственника учреждения является муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Следовательно, субсидиарную ответственность по обязательствам МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова" несет муниципальное образование "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Согласно части 1 статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что лицом, несущим субсидиарную ответственность в данном случае, является Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", который отвечает требованиям статьи 1 Бюджетного кодекса РФ, пункту 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 года N 11 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса РФ".
Суд апелляционной инстанции выводы суда о применении норм права при рассмотрении настоящего спора находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта суд всесторонне и полно исследовал доказательства по делу, дал им надлежащую правовую оценку. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, основаны на установленных судом фактических обстоятельствах и представленных доказательствах. При этом суд правильно применил соответствующие нормы материального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 24 марта 2016 года по делу N А57-30532/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-30532/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 сентября 2016 г. N Ф06-11872/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ", ООО "РУСЭНЕРГОСБЫТ" в лице Приволжского филиала
Ответчик: Комитет по финансам Администрации г. Саратова, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова", МУ Дирекция единого заказчика по Кировскому району г. Саратова " в лице ликвидационной комиссии
Третье лицо: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Ликвидационная комиссия МУ "ДЕЗ по Кировскому району г. Саратова"