г. Чита |
|
1 июня 2016 г. |
Дело N А58-5838/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2016.
Полный текст постановления изготовлен 01.06.2016.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.В. Барковской,
судей: А.В. Гречаниченко, О.В. Монаковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.Н.
с участием в судебном заседании:
лица, участвующие в деле: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Хатас" на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 марта 2016 года по делу N А58-5838/2015 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Республике Саха (Якутия) об установлении размера требований и включении в реестр требований кредиторов должника требований в размере 20 713 179 руб. 18 коп., в том числе 4 777 993 руб. 00 коп. долга по НДФЛ в состав второй очереди, в состав третьей очереди : налоги 133 934 руб. 12 коп., пени 1 141 180 руб. 69 коп., штрафы 101 935 руб. 90 коп., страховые взносы 11 300 290 руб. 56 коп., пени по страховым взносам 2 353 550 руб. 92 коп., штрафы по страховым взносам 904 293 руб. 99 коп., в деле по заявлению открытого акционерного общества "Туймаада-Агроснаб" к обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма Хатас" (ИНН 1435212644, ОГРН 1091435001316, 677907, РЕСПУБЛИКА САХА /ЯКУТИЯ/, ГОРОД ЯКУТСК, СЕЛО ХАТАССЫ, УЛИЦА СОВХОЗНАЯ, 42) о признании несостоятельным (банкротом),
принятое судьей Немытышевой Н.Д.,
в судебном заседании объявлялся перерыв с 25.05.2016 по 01.06.2016,
установил:
Определением суда от 14.12.2015 заявление открытого акционерного общества "Туймаада-Агроснаб" (ИНН 1435196431, ОГРН 1071435022361) к обществу с ограниченной ответственностью "Агрофирма Хатас" (ИНН 1435212644, ОГРН 1091435001316) о признании несостоятельным (банкротом) признано обоснованным. В отношении общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Хатас" (ИНН 1435212644, ОГРН 1091435001316) введено наблюдение, временным управляющим должника утвержден Потапов Григорий Николаевич. Признана обоснованной и включена в реестр требований кредиторов должника - задолженность общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Хатас" (ИНН 1435212644, ОГРН 1091435001316) в третью очередь 2 441 000 руб. 00 коп.
В Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) поступило уточненное заявление Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по РС (Я) о включении требований в реестр требований кредиторов должника в размере 20 713 179 руб. 18 коп., в том числе во вторую очередь в размере 4 777 993 руб., в 3 очередь налоги- 133 934,12 руб., пени- 1 141 180,69 руб., штрафы- 101 935,90 руб., страховые взносы- 11 300 290, 56 руб., пени по страховым взносам- 2 353 550, 92 руб., штрафы по страховым взносам- 904 293,99 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 марта 2016 года заявленное требование включено в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Должник, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Ссылается на отсутствие документов, подтверждающих образование задолженности за указанные в расчете пени периоды, связанные с проведением обязательных процедур по взысканию недоимки за спорные периоды в соответствии со статьями 69, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, суд не проверил обоснованность размера требований при наличии возражений должника.
Уполномоченный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Приложенные к апелляционной жалобе копия возражений возвращаются обществу в связи с их наличием в материалах дела.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В соответствии со статьей 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.
Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Проверив в порядке статьи 71 Закона о банкротстве представленные в материалы дела документы, судебная коллегия установила, что заявителем соблюден срок предъявления требования о включении в реестр требований кредиторов.
На основании статьи 4 Закона о банкротстве, размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Таким образом, Федеральная налоговая служба, действующая в лице территориальных органов, является уполномоченным органом по смыслу Закона о банкротстве и вправе предъявлять требования о включении в реестр как по суммам налогов, так и иных обязательных платежей.
В пункте 22 постановления от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательствах платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации обратил внимание судов, что уполномоченным органом в обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок). При этом, в качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
В силу пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве, проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
Таким образом, для правильного рассмотрения настоящего дела подлежат установлению следующие обстоятельства: наличие и размер задолженности общества-банкрота перед соответствующим бюджетом, а также сохранение налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм задолженности в предусмотренном налоговым законодательством порядке к моменту предъявления заявления (о включении в реестр должника требования) в арбитражный суд.
Размер задолженности по налогам подтверждается требованиями об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 561824 от 25.08.2015, N 37665 от 02.09.2015, N 38568 от 16.10.2015, N 40285 от 07.12.2015, решениями о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика N 208128 от 06.11.2015, N 208129 от 06.11.2015, N 209188 от 09.11.2015, решениями по камеральным налоговым проверкам N 38455 от 10.07.2015, N 41248 от 12.10.2015.
Размер задолженности по страховым взносам подтверждается расчетом по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд за 2 квартал 2015 г (июнь), требованием об оплате недоимки N 016S01150013255 от 14.09.2015, решением о взыскании недоимки за счет денежных средств N 016S02150003073 от 13.10.2015; доначислением по выездной проверке, требованием об оплате недоимки N 01603440066557/2 от 11.09.2015.
Опровергающих доказательств общество не представило, доказательства оплаты вышеуказанной задолженности в материалах дела отсутствуют. Возможность принудительного взыскания указанных сумм в установленном законодательством порядке на момент предъявления требования уполномоченным органом в суд не утрачена.
Требование ФНС России в указанном размере подтверждено документально.
Ссылка должника на отсутствие документов, подтверждающих образование задолженности за указанные в расчете пени периоды, связанные с проведением обязательных процедур по взысканию недоимки за спорные периоды в соответствии со статьями 69, 46, 47 Налогового кодекса Российско Федерации, подлежит отклонению как противоречащая представленным в дело документам. Кром того, во исполнение определения апелляционного суда налоговым органом представлен подробный расчет заявленных требований, который должником по существу не оспорен и не опровергнут надлежащими доказательствами.
Таким образом, доводы заявителя о том, что суд не проверил обоснованность размера требований при наличии возражений должника, подлежат отклонению.
Исходя из изложенного анализ представленных доказательств в суд первой инстанции, а также дополнительных доказательств в суд апелляционной инстанции позволяет прийти к выводу, что заявленные требования являются обоснованными, подтвержденными документально материалами дела и подлежат включению в реестр требований должника в заявленной сумме.
Ссылка на несоблюдение заявителем порядка принудительного взыскания отклоняется апелляционным судом.
Поскольку уже 14.12.2015 в отношении должника была введена процедура банкротства, то в силу статьи 126 Закона о банкротстве ФНС России не имела возможности принимать иные меры принудительного взыскания, следовательно, в данном случае факт непринятия решения о взыскании недоимки за счет иного имущества должника не свидетельствует о несоблюдении ФНС России мер принудительного взыскания налога.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы установлено, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела и дал им правильную оценку и не допустил нарушения норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09 марта 2016 года по делу N А58-5838/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
О.В. Монакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5838/2015
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 мая 2018 г. N Ф02-1217/18 настоящее постановление изменено
Должник: ООО "Агрофирма Хатас"
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N5 по Республике Саха (Якутия), МУП "Предприятие по производству и транспортировке тепловой энергии", ОАО "Туймаада-Агроснаб", Управление сельского хозяйства Окружной администрации города Якутска
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N5 по Республике Саха (Якутия), Некоммерческое партнерство "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организаия профессиональных арбитражных управляющих", Павлов Сергей Петрович, Потапов Григорий Николаевич, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1510/16
28.05.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1217/18
05.02.2018 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-709/18
27.12.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1510/16
28.11.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1510/16
02.10.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1510/16
23.08.2017 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5838/15
13.06.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1510/16
13.02.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1510/16
08.02.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1510/16
20.09.2016 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5838/15
01.06.2016 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1510/16
14.12.2015 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5838/15