город Москва |
|
31 мая 2016 г. |
Дело N А40-215676/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Солоповой А.А. судей Александровой Г.С., Веклича Б.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петровой В.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "МЕДЦЕНТР" на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2016
по делу N А40-215676/2015, принятое судьей А.Р. Беловой по иску общества с ограниченной ответственностью "МЕДЦЕНТР"
(ОГРН 1057746606752, 107076, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 90,
стр. 22) к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, 125009, г. Москва, Газетный пер., д. 1/12) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора
купли-продажи земельного участка
при участии в судебном заседании:
от истца: Самохин С.Н., Тюрина А.А. (по доверенности от 10.11.2015)
от ответчика: Олейник Е.Ю. (по доверенности от 24.12.2015)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "МЕДЦЕНТР" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003025:5413, имеющим адресный ориентир г. Москва, ул. Краснобогатырская, вл. 90, стр. 22, изложив п. 2.1 договора купли-продажи в следующей редакции: Цена Участка составляет 12 172 004 (двенадцать миллионов сто семьдесят две тысячи четыре) рубля 31 копейку согласно следующему расчету
Кадастровый номер |
Площадь |
Кадастровая стоимость |
Стоимость выкупа |
земельного участка |
земельного участка |
земельного участка |
земельного участка |
|
(кв.м) |
согласно кадастровому |
(45% от |
|
|
паспорту от 16.09.2015 |
кадастровой стоимости) руб. |
1. |
2. |
3. |
4. |
77:03:0003025:5413 |
407 |
27 048 898,47 |
12 172 004,31 |
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 марта 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что суд не дал правовой оценки представленным истцом документам, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представители истца доводы апелляционной жалобы поддержали, представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является собственником здания с кадастровым номером N 77:03:0003025:1024, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 90, стр. 22, с 2006 года.
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0003025:5413, имеющим адресный ориентир: г. Москва, ул. Краснобогатырская, вл. 90, стр. 22.
Как собственник объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке, истец обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением об издании распоряжения об утверждении схемы границ земельного участка на кадастровой карте от 05.06.2012 N 33-5-8712/12-(0)-0.
Письмом от 08.06.2012 N 33-5-8712/12-(0)-1 Департамент земельных ресурсов города Москвы отказал в издания распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, поскольку запрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 7703:0003025:82, предоставленного ЗАО "ИЗОЛИТ" по договору аренды. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, границы запрашиваемого земельного участка пересекают границы земельного участка УДС (улично-дорожной сети) с кадастровым номером 77:03:0003025:107.
29.06.2012 истец обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением о выкупе земельного участка с учетом льготной ставки, действовавшей до 01.07.2012.
Департамент земельных ресурсов города Москвы письмом от 27.07.2012 N 33-1-16268/12-(0)-1 сообщил, что выкупаемый земельный участок не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учет, находится в границах с земельным участком с кадастровым номером: 77:03:0003025:82, который находится в аренде ЗАО "ИЗОЛИТ" и пересекает границы иного земельного участка улично-дорожной сети (УДС), не подлежащего приватизации.
Истец повторно обратился в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением от 26.12.2012 N 33-5-26830/12-(0)-0 о выпуске распоряжения об утверждении схемы границ земельного участка на кадастровой карте.
Письмом от 10.01.2013 N 33-5026830/42-(0)-1 истцу сообщено об издании распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы N 53 "Об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Краснобогатырская вл. 90, стр. 22 на кадастровой карте территории".
Решением ФКП Росреестра от 29.07.2013 N 77/601/13-58994 повторно было отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет.
15 сентября 2015 года истец направил ответчику повторное заявление N 33-5-53075/15-(0)-0 о выкупе земельного участка, находящегося под зданием, принадлежащем истцу на праве собственности, а также с заявлением об учете льготной цены, действовавшей до 01.07.2012.
Департамент городского имущества города Москвы письмом от 06.10.2015 N 33-5-53075/15-(1)-0 направил в адрес истца проекты договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:03:0003025:5413, имеющим адресный ориентир г. Москва, ул. Краснобогатырская, вл. 90, стр. 22, по цене 27 048 898 руб. 47 коп.
Рассмотрев полученные договоры и не согласившись с ценой выкупаемого земельного участка, истец направил в адрес Департамента городского имущества города Москвы протокол разногласий и письмо с разъяснениями, что он имеет право на льготу, действующую до 01.07.2012, так как первоначальное заявление о выкупе было подано еще 29.06.2012.
Письмом от 27.10.2015 N 33-5- 53075/15-(3)-0 Департамент городского имущества города Москвы сообщил истцу об отказе внести изменения в проект договора купли-продажи земельного участка и направил проект договора по выкупаемой цене в 27 048 898 руб. 47 коп.
Не согласившись с ценой выкупаемого имущества, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции полагает правомерным отказ суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях недостижения соглашения между контрагентами в отношении редакции определенных условий договора составляется протокол разногласий, подлежащий дальнейшему согласованию.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 475, к такому заявлению должны прилагаться выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, и о правах на приобретаемый земельный участок или уведомления об отсутствии запрашиваемых сведений.
Административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению земельного участка в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, утвержденный постановлением Администрации от 29.11.2011 N 2757 (в редакции, действовавшей на момент подачи обществом заявления от 25.06.2012), также указывает на необходимость предоставления обратившемуся с заявлением лицу указанных выписок (пункт 2.8). Непредставление и представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 2.8, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги (пункт 2.10 Регламента).
Цена земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом о 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-03 "О регулировании земельных отношений в Московской области", Постановлением Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16 "Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Московской области или государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности, здания, строения, сооружения, расположенные на таких земельных участках".
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таки земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, а также коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В силу нормы пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" с 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 данного Федерального закона, в случаях, если: в период со дня вступления в силу названного Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды; такие земельные участки образованы из земельных участков указанных в абзаце 3 настоящего пункта.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением нему необходимых документов, в порядке, предусмотренном данной статьей Кодекса.
Судом установлено, что истец обратился с заявлением о выкупе земельного участка после 01.07.2012 (то есть после окончания действия льготной цены выкуп земельного участка, предусмотренной п. 1 ст. 2 Вводного закона), цена земельного участка был определена ответчиком на момент подачи последнего заявления от 15.09.2015 без применения льготно ставки и составила 27 048 898 руб. 47 коп.
Устранение истцом недостатков заявки в установленный ответчиком срок не является основанием для определения момента возникновения правоотношений сторон в день подачи заявления, поскольку ни статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации, ни положения Регламента не предусматривают данную возможность.
Довод истца о том, что он обращался в Департамент с заявлениями до 01.07.2012 и имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку решение о переоформлении спорного земельного в собственность общества было принято ответчиком по результатам рассмотрения именно заявления от 15.09.2015.
При этом, действия (бездействие) ответчика по ранее направленному заявлению о выкупе земельного участка истцом в установленном законом порядке не оспаривались.
Кроме того, пакет документов, необходимых для переоформления земельного участка в собственность истца был представлен им после 01.07.2012.
Согласно Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475, обязательным документом для приобретения прав собственности является кадастровый паспорт земельного участка.
Однако, кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 77:03:003025:5413 датирован 22.04.2015, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу о невозможности представления истцом до 01.07.2012 полного пакета документов, необходимого для оформления прав на спорный земельный участок.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд не дал правовой оценки представленным истцом документам, которые приобщены к материалам дела, отклоняется судом апелляционной инстанции, как не соответствующий установленным судом фактическим обстоятельствам спора, учитывая, что суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным истцом доказательствам, исходя из предмета и основания заявленных исковых требований.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Исследовав и оценив указанные представленные в материалы дела письменные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда от 15 марта 2016 года.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.03.2016 по делу N А40-215676/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.А. Солопова |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-215676/2015
Истец: ООО "МЕДЦЕНТР"
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы