город Ростов-на-Дону |
|
01 июня 2016 г. |
Дело N А53-34748/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красиной А.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 04.04.2016 по делу N А53-34748/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к заинтересованному лицу - Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ,
принятое в порядке упрощенного производства в составе судьи А.В. Парамоновой,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор, административный орган) N 853/07-03/15 от 11.12.2015 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии со статьями 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано доказанностью в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, отсутствием процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2016 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что обществом были предприняты все возможные меры по обеспечению транспортной безопасности на ОТИ железнодорожная станция Успенская. План обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Успенская был разработан, утвержден и направлен для дальнейшего рассмотрения руководителю Южного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта. ОАО "РЖД" не располагает возможностью самостоятельно утвердить план обеспечения транспортной безопасности. Общество указывает на исполнение пп. 5.10 и 5.12 требований, вина общества в нарушении указанных пунктов отсутствует.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.11.2015 УГАН НОТБ ЮФО Ространснадзора проведена плановая выездная проверка в отношении железнодорожной станции Успенская - Ростовского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" осуществляющего свою деятельность по адресу: ул. Кооперативная, д.4 "А", с. Авило-Успенка, Ростовская область на предмет соблюдения обязательных требований установленных нормативными правовыми актами по обеспечению транспортной безопасности.
В ходе проверки установлено, что ОАО "РЖД" осуществляет свою деятельность с нарушением требований законодательства РФ о транспортной безопасности, а именно:
- в нарушение п.5.8. приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 г. N 43 "Об утверждении Требований по обеспечению транспорт-ной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта" (далее - требований), "приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" - не разработан и не утвержден в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности ОТИ железнодорожная станция Успенская;
- в нарушение п. 5.10. Требований, на ОТИ железнодорожная станция Успенская не проверен сотрудник сил обеспечения транспортной безопасности (ответственный за обеспечение транспортной безопасности) с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федерального закона N 16-ФЗ), для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу лиц с непогашенной или неснятой судимостью за совершение умышленного преступления,
- в нарушение п. 5.12 Требований, на ОТИ железнодорожная станция Успенская не осуществляется специальная профессиональная подготовка сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности (ответственного за обеспечение транс-портной безопасности) в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
О проведении плановой выездной проверки юридическое лицо уведомлено надлежащим образом (почтовым отправлением исх. от 21.10.2015 N 07.07-4784, электронным отправлением 22.10.2015). Законный (уполномоченный) представитель юридического лица на проведение проверки не прибыл. На проведении проверки присутствовал начальник железнодорожной станции Успенская А.А. Кулов.
По факту выявленных нарушений 27.11.2015 государственным инспектором отдела НОТБ ЮФО в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 401921 по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
11.12.2015 года, рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, заместитель начальника отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления вынес постановление N 853/07-03/15, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Считая, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) субъект транспортной инфраструктуры обязан выполнять предписания уполномоченных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Успенская.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона N 16-ФЗ планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В силу статьи 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
На основании п. 2 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 (далее - порядок разработки плана), план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 5.7 требований субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ и/или ТС в Реестр категорированных ОТИ и ТС и о присвоенной категории ОТИ и/или ТС.
Обязанность субъекта транспортной инфраструктуры разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной предусмотрена также пунктом 5.8 требований. Пункт 5.8 требований обязывает субъект транспортной инфраструктуры утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Часть 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ предписывает субъектам транспортной инфраструктуры разработать и не позднее трех месяцев, со дня утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, направить планы обеспечения транспортной безопасности этих объектов на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Часть 2 статьи 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ в действующей редакции устанавливает, что реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
Как было указано выше, пункт 5.8 требований обязывает субъект транспортной инфраструктуры утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Следовательно, сроки утверждения плана обеспечения транспортной безопасности на ОТИ предусмотрены действующим законодательством.
При этом пункт 5.8 требований в части срока утверждения и общего срока реализации плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ не противоречит нормам Закона N 16-ФЗ. В ч. 2 статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ говорится о количестве этапов реализации плана и о сроках на реализацию каждого из них, устанавливаемых субъектом транспортной инфраструктуры, а не о сроке реализации плана в целом.
Исходя из толкования норм Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" следует, что реализации планов обеспечения транспортной безопасности в сроки, установленные субъектом транспортной инфраструктуры, должно предшествовать их утверждение в установленном законом порядке не позднее трех месяцев, со дня утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.
Суд апелляционной инстанции, изучив доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу о том, что общество допустило ошибочное толкование норм Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", отождествив понятия утверждение плана обеспечения транспортной безопасности на ОТИ и реализация планов обеспечения транспортной безопасности.
Из материалов дела следует, что железнодорожная станция Успенская внесена в реестр категорированных объектов с присвоением 3 категории (реестровый от 31.05.2011 N ЖВД 403210).
Оценка уязвимости ОТИ железнодорожная станция Успенская утверждена ФАЖТ 22.11.2012. Следовательно, согласно п. 5.8 требований общество должно было утвердить план обеспечения транспортной безопасности до 22.02.2013 и реализовать его до 22.05.2013.
Общество обосновало нарушение 5.8 требований тем, что ОАО "РЖД" не располагает возможностью самостоятельно утвердить план обеспечения транспортной безопасности, план обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Успенская был разработан, утвержден и направлен для дальнейшего рассмотрения руководителю Южного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Апелляционный суд отклоняет данный довод общества, поскольку при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, общество обязано было выполнить требования по обеспечению транспортной безопасности в установленный законом срок.
В соответствии с требованиями субъект транспортной инфраструктуры обязан: п. 5.10 проверить сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности с целью выявления оснований, предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона N 16-ФЗ, для прекращения трудовых отношений или отказа в приеме на работу; п. 5.12 осуществлять специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Как следует материалов дела, ОАО "РЖД" не были представлены документы, свидетельствующие о проведенных мероприятиях.
В настоящее время при подготовке специалистов и должностных лиц, принимающих участие в обеспечении транспортной безопасности необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации.
Абзац 2 п. 42 типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610, закрепляет за образовательным учреждением повышения квалификации полномочия по разработке, утверждению и реализации дополнительных образовательных программ.
В настоящее время утверждены соответствующие программы и документы, регулирующие подготовку, повышение квалификации, переподготовку сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности.
Учебные программы разрабатываются в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 18.06.1997 N 1221 "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" и утверждаются в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта.
На основании разработанных программ учебное учреждение получает лицензию в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки на осуществление образовательной деятельности.
Согласно разделу VI Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, задачами создания системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте, являются: разработка методики и программ профессиональной подготовки и обучения, определение требований, порядка, способов и методов аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности; создание сети учебных центров профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности; обучение, подготовка и аттестация специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности; обучение должностных лиц и специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте.
Министерством транспорта Российской Федерации и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор) во исполнение Закона N 16-ФЗ, Указа Президента РФ от 31.03.2010 N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" и Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте (утверждена Распоряжением правительства РФ 30.07.2010 N 1285-р) созданы Центры транспортной безопасности, предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций на транспорте на базе подведомственных вузов. Перечень таких вузов опубликован на официальном сайте Росжелдора в разделе "Транспортная безопасность".
В созданных Центрах на основании существующего законодательства разработаны, утверждены и реализовываются программы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на железнодорожном транспорте и метрополитене.
Пункт 2 ст.4 Федерального закона РФ от 27.07.2013 N 208-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам антитеррористической защищенности объектов" определяет, что "Требования по обеспечению транспортной безопасности, установленные в соответствии со ст. 8 Федерального закона N 16-ФЗ до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются до дня издания нормативного правового акта Правительства РФ, предусмотренного ст.8 Федерального закона N 16-ФЗ.
На момент рассмотрения дела указанный выше нормативный правовой акт Правительства РФ не издан, следовательно, требования не отменены.
Допуск ответственного лица за обеспечение транспортной безопасности не прошедшего специальную профессиональную подготовку к вышеперечисленным мероприятиям, отрицательно влияет на качественное состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства и принимаемые меры по их недопущению, а также создает предпосылки для совершения нарушений законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности.
Таким образом, на обществе, как на субъекте транспортной инфраструктуры, лежит обязанность по осуществлению специальной профессиональной подготовки сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности (ответственного за обеспечение транспортной безопасности) в соответствии с программами и документами, определенными законодательством Российской Федерации.
Доказательств о принятии ОАО "РЖД" необходимых мер по указанным фактам не представлено.
Кроме того, отклоняются доводы общества об отсутствии вины в нарушении пп. 5.10 и п. 5.12 требований, поскольку на момент проведения проверки, составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, доказательства выполнения указанных пунктов отсутствовали.
Общество при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований законодательства Российской Федерации и прав и интересов третьих лиц, обязано было выполнить требования по обеспечению транспортной безопасности. Несмотря на это, общество не приняло все зависящие от него меры по соблюдению соответствующих требований законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному и основанному на обстоятельствах выводу о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ.
Таким образом, учитывая, что факт нарушения доказан, материалами дела подтвержден, правонарушение квалифицированно правильно, размер примененного административного штрафа соответствует наименьшему размеру, установленному санкцией статьи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого постановления, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, не приведено.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 04.04.2016 по делу N А53-34748/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-34748/2015
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО "Российские железные дороги" филиал Северо-Кавказская железная дорога
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта