Требование: о признании незаконным бездействия
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Самара |
|
15 декабря 2016 г. |
Дело N А72-11263/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А., с участием:
от государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с.Акшуат" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
министерства финансов Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 декабря 2016 года апелляционную жалобу Управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 сентября 2016 года по делу N А72-11263/2016 (судья Семенова М.А.), принятое по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области (ИНН 7306040028, ОГРН 1087306000385), Ульяновская область, г.Барыш, к Управлению финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (ИНН 7304002651, ОГРН 1027300516330), Ульяновская область, г.Барыш, третьи лица: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с.Акшуат" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (ОГРН 1027300515340, ИНН 7304003341), Ульяновская область, Барышский район, с.Акшуат, министерство финансов Ульяновской области, г.Ульяновск,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области (далее - управление ПФР, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным бездействия управления финансов муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее - управление финансов), выразившегося в неприостановлении операций по счетам должника муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с.Акшуат" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области (далее - школа, должник); обязании управления финансов приостановить операции по всем лицевым счетам должника школы, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения исполнительного листа серия ФС N 005837321 от 15 июля 2015 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с.Акшуат" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области, министерство финансов Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 08 сентября 2016 года бездействие управления финансов, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника - школы - признано незаконным. На управление финансов возложена обязанность приостановить до момента исполнения исполнительного листа серия ФС N 005837321 от 15 июля 2015 года осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах школы, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.
В апелляционной жалобе управление финансов просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на отсутствие факта бездействия и умысла; осуществление финансирования расходов по выплате зарплаты сотрудникам, а также обязательных отчислений в ПФР целевыми трансфертами из бюджета Ульяновской области. Наличия обстоятельств приостановления операций по нецелевым денежным средствам также установлено. Исполнительные листы погашаются в порядке очередности. Наличие судебного решения по задолженности в несколько тысяч рублей привет к остановке всех финансовых операций школы, что нарушает баланс интересов участников финансовых отношений.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-16960/2014 были удовлетворены требования Пенсионного фонда РФ о взыскании с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа с.Акшуат" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области в пользу заявителя задолженности по страховым взносам и пени.
Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта по указанному выше делу судом был выдан исполнительный лист серия ФС N 005837321 от 15 июля 2015 года, который был направлен управлением ПФР в управление финансов для исполнения. Поскольку исполнительный лист не был исполнен, управление ПФР обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что факт неисполнения должником в течение 3-х месяцев со дня поступления исполнительного документа является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения (согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 20 октября 2010 года N 10247/10, приостановление операций вводится независимо от объема доведенных до должника лимита бюджетных обязательств и объемов финансирования).
В силу части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно информационной выписке из ЕГРЮЛ муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с.Акшуат" муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области является муниципальным бюджетным учреждением.
В пункте 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 данного кодекса.
В соответствии со статьей 242.5 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документа- ми, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета (п.1).
Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (п.2).
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п.3).
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос- требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (п.4).
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п.5).
Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п.6).
При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (п.7).
Согласно пункту 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон от N 83-ФЗ) при нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силу пункта 5 статьи 242.1 БК РФ действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24 БК РФ, либо отказ в совершении таких действий, могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вышеуказанные правовые нормы предусматривают механизм исполнения судебных актов в случаях, когда должником по денежным обязательствам выступает либо само бюджетное учреждение, либо муниципальное образование в лице главного распорядителя по соответствующей ведомственной принадлежности.
Согласно уставу муниципального образования "Барышский район" Ульяновской области управление финансов муниципального образования "Барышский район" является финансовым органом местного самоуправления муниципального образования "Барышский район", осуществляющим проведение единой муниципальной финансовой, бюджетной, налоговой политики на территории данного муниципального образования.
Таким образом, именно на управление финансов возложена обязанность исполнить исполнительные документы, выданные судом во исполнение вступивших в законную силу судебных актов.
Материалами дела подтверждено, что предъявленный к исполнению исполнительный лист не был возвращен управлению ПФР в установленный БК РФ срок, то есть принят управлением финансов к исполнению. Однако управление финансов в установленный срок не исполнило в полном объеме свои обязательства; не приостановило осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14 июля 2005 года N 8-П, законодатель обязан вводить в правовое регулирование нормы, направленные на недопущение ситуации, при которой отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство. Взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения уполномоченными органами, предполагающий, в частности, обеспечение заинтересованным лицам права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, приводящих к затягиванию исполнения судебного решения или его неисполнению.
Пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Следовательно, БК РФ предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.
На основании изложенного управление финансов обязано было исполнить вышеназванные исполнительные документы в установленном законом порядке.
Приняв во внимание то обстоятельство, что судебный акт не исполнен, бездействие управления финансов не соответствует требованиям БК РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, суд первой инстанции удовлетворил требования управления ПФР и признал незаконным бездействие управления финансов, выразившееся в неприостановлении операций по счетам должника - школы.
Согласно пункту 1 статьи 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.
Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
В силу пункта 2.1 статьи 217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете: в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных для исполнения публичных нормативных обязательств, - в пределах общего объема указанных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году, а также с его превышением не более чем на 5 процентов за счет перераспределения средств, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований; в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; в случае использования (перераспределения) средств резервных фондов, а также средств, иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, с указанием в законе (решении) о бюджете объема и направлений их использования.
Таким образом, при достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в финансовое управление администрации муниципального образования. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о соответствующем бюджете.
При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные решением о бюджете на эти цели, в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
В порядке, предусмотренном статьей 242.5 БК РФ, исполняются судебные акты, предусматривающие обращение взыскания денежных средств на средства местного бюджета по собственным обязательствам муниципальных казенных учреждений при недостаточности у них собственных денежных средств и имущества.
Статья 30 Федерального закона N 83-ФЗ предусматривает аналогичный статье 242.5 БК РФ порядок приостановления операций по расходованию денежных средств на лицевых счетах бюджетных учреждений.
В связи с вышеизложенным суд первой инстанции возложил на управление финансов обязанность приостановить до момента исполнения исполнительного листа серия ФС N 005837321 от 15 июля 2015 года осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах школы, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии факта бездействия и умысла отклоняются, поскольку принятых управлением финансов мер явно недостаточно для исполнения судебного акта, вступившего в законную силу, обязательного для исполнения. Операции по лицевым счетам должника не были приостановлены, решение суда не исполнено.
Ссылка в апелляционной жалобе на недостаточное финансирование расходов по выплате зарплаты сотрудникам, а также обязательных отчислений в ПФР из бюджета Ульяновской области несостоятельна. Недостаточное финансирования указанных расходов из областного бюджета не снимает с управления финансов обязанности исполнить решение суда с учетом полномочий, предусмотренных бюджетным законодательством, в том числе по приостановлению операций по лицевым счетам должника.
Доводы управления финансов о том, что исполнительные листы погашаются в порядке очередности, не могут служить основанием для отказа принять предусмотренные БК РФ меры для исполнения вышеуказанного решения суда.
Ссылка на то, что наличие судебного решения по задолженности в несколько тысяч рублей привет к остановке всех финансовых операций школы, что нарушает баланс интересов участников экономических отношений, также подлежит отклонению. В данном случае суд первой инстанции, рассматривая настоящий спор, правомерно исходил из того, что в связи с неисполнением судебного акта нарушаются права застрахованных лиц - работников школы, создаются препятствия для реализации их конституционного права на пенсионное обеспечение. Соответственно баланс интересов сторон принятием обжалуемого решения суд первой инстанции не нарушил.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 08 сентября 2016 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу управления финансов - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на управление финансов, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 08 сентября 2016 года по делу N А72-11263/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11263/2016
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барыш и Барышском районе Ульяновской области, ГУ УПФ РФ в г.Барыше и Барышском районе Ульяновской области
Ответчик: МУ Управление финансов МО "Барышский район" Ульяновской области, МУ Управление финансов МО Барышский район Ульяновской области
Третье лицо: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с. Акшаут" МО "Барышский район" Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.АКШУАТ" МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БАРЫШСКИЙ РАЙОН" УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ