г. Чита |
|
2 июня 2016 г. |
Дело N А10-7159/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 июня 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В.,
при участии в судебном заседании представителей Государственного автономного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 3" Оксогоева А.Н. (доверенность от 01.02.2016), Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия Доржиевой Э.Р. (доверенность от 11.01.2016),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 3" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 февраля 2016 года по делу N А10-7159/2015 (суд первой инстанции - Мархаева Г.Д.-С.),
установил:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Стоматологическая поликлиника N 3" (ИНН 0323045400, ОГРН 1020300967840, место нахождения: 670050, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Яковлева, 8, далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (ИНН 0323012571, ОГРН 1020300985165, место нахождения: 677000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, 33, далее - ответчик, Фонд социального страхования) о признании незаконным и отмене решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 5 августа 2015 года N 30 с/с доходы.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 февраля 2016 года по делу N А10-7159/2015 заявленные требования удовлетворены частично.
Решение Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 5 августа 2015 года N 30 с/с доходы признано незаконным в части привлечения заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в размере 222 010 рублей, как не соответствующее названному Федеральному закону.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта в полном объеме по мотивам, изложенным в жлобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд социального страхования с доводами жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 29.04.2016. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 16 марта 2015 года должностным лицом Фонда принято решение о проведении в отношении учреждения выездной проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд плательщиком страховых взносов Учреждением. В этот же день с данным решением ознакомлен главный врач - Булутова А.К., о чем имеется соответствующая подпись на решении (т.1 л.д.47).
В период с 16 марта 2015 года по 15 мая 2015 года должностным лицом Фонда в отношении учреждения была проведена выездная проверка, о чем составлен акт выездной проверки от 13 июля 2015 года.
Вышеуказанным актом установлено, что учреждением несвоевременно уплачены суммы страховых взносов за январь 2012 года - декабрь 2013 года в размере 1 233 386,38 рублей в результате неправильного применения тарифа страховых взносов.
13 июля 2015 года уведомлением Фонда назначено время, место (4 августа 2015 года в 14 часов 00 минут) рассмотрения акта камеральной проверки и материалов проверки. Копия уведомления получена учреждением 13 июля 2015 года (т. 1 л.д.89).
4 августа 2015 года состоялось рассмотрение акта камеральной проверки и материалов проверки, о чем имеется соответствующий протокол (т. 1 л.д.90-92).
5 августа 2015 года Фондом принято решение N 30 с/с доходы о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212 -ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов в результате иного неправомерного исчисления страховых взносов в виде штрафа в размере 246 677,28 рублей. Начислены пени в сумме 210 235,88 рублей.
19 августа 2015 года учреждение обратилось с жалобой к вышестоящему должностному лицу, в которой просило отменить вышеуказанное решение.
4 сентября 2015 года Фондом принято решение, в соответствии с которым жалоба учреждения оставлена без удовлетворения.
Учреждение не согласилось с вышеупомянутым решением от 5 августа 2015 года, обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регламентируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ Учреждение, производя выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязано правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций, являющихся плательщиками страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Объектом обложения страховыми взносами для организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ).
Как установлено частью 1 статьи 58.2 Закона N 212-ФЗ при начислении страховых взносов, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации, в 2012 - 2014 годах организациями, за исключением плательщиков страховых взносов, указанных в статьях 58 и 58.1 настоящего Федерального закон, применяется тариф 2,9%.
Статьей 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрено право на применение пониженных тарифов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов в переходный период 2011 - 2027 годов.
Согласно подпункту "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которых является здравоохранение.
Как установлено частью 1.4 статьи 58 Закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1, пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, а также целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций (подпункт 3 пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что на основании представленных учреждением планов его финансово - хозяйственной деятельности Фондом установлено, что Учреждением получены средства по обязательному медицинскому страхованию в 2012 году 15071537,03 рублей, субсидии на иные цели 5356300 рублей, доходы от оказания платных услуг 15453783,58 рублей, иные доходы 295792 рублей, в 2013 году получены средства по обязательному медицинскому страхованию 30698757,79 рублей, субсидии на иные цели 242000 рублей, доходы от оказания платных услуг 10050981,30 рублей.
Таким образом, доля доходов от реализации оказанных платных услуг в общем объеме доходов в 2012 году составила 42,72%, в 2013 году 24,52%, что менее 70% от общего объема доходов.
С учетом изложенного Учреждение не имеет права на применение пониженных тарифов страховых взносов.
Кроме того, апелляционный суд, отклоняя доводы заявителя жалобы, считает необходимым указать на следующее.
С 01.01.2012 наличие у автономного учреждения указанного организационно-правового статуса является самостоятельным основанием для отказа в применении пониженных тарифов страховых взносов исходя из положения подпункта 11 пункта 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 23.10.2014 N 2335-О, нормативно-правовое регулирование в сфере освобождения от уплаты страховых взносов (применения пониженных тарифов страховых взносов) учитывает специфику муниципальных автономных учреждений, осуществляющих свою деятельность в соответствии с формируемым для них муниципальным заданием и, как правило, за счет финансового обеспечения выполнения этого задания в виде субсидий из соответствующего бюджета. В частности, указанный порядок финансирования деятельности муниципальных автономных учреждений предполагает необходимость выделения достаточных бюджетных средств, в том числе для оплаты труда работников учреждения с учетом уплаты страховых взносов в связи с выполнением муниципального задания на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Что же касается иных доходов, получаемых автономным учреждением от осуществления им своей деятельности, то указанные доходы поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения уставных целей с учетом обязанности уплаты всех законно установленных налогов и сборов (статьи 7 - 9 Федерального закона "Об автономных учреждениях").
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, касающуюся муниципальных автономных учреждений, в полной мере распространяется и на государственные автономные учреждения (Определение Верховного Суда РФ от 03.03.2016 N 309-КГ16-70).
Согласно оспариваемому решению за Учреждением числится задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1 233 386,38 рублей за период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года.
В соответствии с частями 1,2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
На основании частей 3, 4 статьи 15 Закона N 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Как установлено частью 5 статьи 15 Закона N 212-ФЗ ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно статье 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В связи с неисполнением Учреждением обязательств по уплате страховых взносов своевременно и в полном объеме, Фондом произведено начисление пеней по состоянию на 1 января 2015 года в общей сумме 210 235,88 рублей по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года.
Факт просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов Учреждением не отрицается.
Поскольку расчет исчисленной заявителем пени судом проверен, признан правильным, ответчиком данный расчет не оспорен, с ответчика подлежат взысканию пени в заявленной сумме.
Как следует из обстоятельств дела, Фондом штраф, предусмотренный частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, определен Учреждению в размере 246 677,28 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона N 212-ФЗ нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность (далее - правонарушение).
Частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Судом установлено, что заявителем не уплачены страховые взносы в результате необоснованного применения пониженного тарифа страховых взносов. В связи с этим, применение штрафных санкций является обоснованным.
Тем не менее, применительно к обстоятельствам настоящего дела суд первой инстанции с учетом постановления Конституционного суда Российской Федерации от 19 января 2016 года N 2-П правомерно снизил размер взыскиваемого с Учреждения штрафа до 24 667,28 рублей штраф.
При этом судом принято во внимание, что Учреждением вменяемое правонарушение совершено по неосторожности в результате неправильного толкования норм законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Учреждение ранее не привлекалась к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ, то есть правонарушение совершено впервые, доказательств обратного Фондом не представлено.
Оснований для большего снижения размера санкции апелляционный суд не усматривает.
Таким образом, решение Фонда в части привлечении заявителя к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в размере 222 010 рублей следует признать незаконным.
Оспариваемое решение принято Фондом в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с вышеприведенными нормами Федерального закона N 212-ФЗ.
Довод об истечении срока исковой давности привлечения к ответственности отклонен судом правильно, поскольку трехлетний срок давности привлечения к ответственности по правонарушениям 2012 года исчисляется с 1 января 2013 года, а по правонарушениям 2013 года с 1 января 2014 года в рассматриваемом же случае решение о привлечении Учреждения к ответственности вынесено 5 августа 2015 года, то есть в пределах установленного срока.
Довод заявителя о нарушениях процедуры проведения проверки, неисследовании первичных документов не свидетельствует с учетом установленных выше обстоятельств о правомерности заявленных по настоящему делу требований. Суд первой инстанции правильно исходил из того, что большей частью доводы Учреждения носят процедурный характер, и не влияют на выводы суда о частичном удовлетворении заявленных требований. Каких - либо аргументированных, достаточных доказательств опровергающих вывод Фонда, подтвержденный имеющимися в материалах дела документами, о неполной уплате Учреждением сумм страховых взносов в результате неправомерного исчисления страховых взносов Учреждением к оценке суда не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 февраля 2016 года по делу N А10-7159/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-7159/2015
Истец: Государственное автономное учреждение здравоохранения Городская стоматологическая поликлиника N 3
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ