Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 3 ноября 2016 г. N Ф10-3286/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании убытков, о взыскании упущенной выгоды
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тула |
|
1 июня 2016 г. |
Дело N А62-6346/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.06.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца - Бормакова И.М. (директор, выписка от 18.08.2015), от ответчика - Чобанян А.Г. (доверенность от 14.01.2016), от третьего лица - Горбачевой А.И.(доверенность от 12.05.2016), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смоленской области в лице Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.02.2016 по делу N А62-6346/2015 (судья Красильникова В.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Кощино" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Смоленской области в лице Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - ответчик) о взыскании убытков (упущенной выгоды) за 2011 г. в размере 1 583 149 руб. 53 коп. и за 2012 г. в размере 1 647 752 руб. 31 коп.
В процессе рассмотрения дела истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, просил взыскать с ответчика убытки за 2012 год в размере 1 647 752 руб. 31 коп. Уточнение требований судом принято.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике.
Решением арбитражного суда исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, дополнения к отзыву, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что ООО "Коммунальные системы "Кощино" в 2011 г. и 2012 г. осуществляло производство и поставку теплоносителя потребителям в д. Кощино Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Для истца тарифы на тепловую энергию на 2012 год были утверждены постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 30.11.2011 N 437 "Об установлении тарифов на тепловую энергию ООО "Коммунальные системы "Кощино" (Смоленский район)".
В частности, обществу были установлены экономически обоснованные тарифы на теплоснабжение в размере 1 794 руб. 65 коп. за 1 Гкал на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 и в размере 1 999 руб. 30 коп. за 1 Гкал на период с 01.09.2012 по 31.12.2012.
Размер указанного тарифа в пересчете на 1 кв. м общей площади жилого помещения составлял 34 руб. 87 коп. с учетом установленного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в 0,01943 для Кощинского сельского поселения на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 и 38 руб. 73 коп. с учетом установленного норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в 0,1937 для Кощинского сельского поселения на период с 01.09.2012 по 31.12.2012.
Указанные нормативы были установлены Решением Совета депутатов Кощинского сельского поселения от 30.11.2009 N 35 и изменены постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 17.08.2012 N 15.
Расчетная стоимость услуги на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 = 0,01943 х 1 794,65 = 34 руб. 87 коп. за 1 кв. м.
Расчетная стоимость услуги на период с 01.09.2012 по 31.12.2012 = 0,01937 х 1 999,3 = 38 руб. 73 коп. за 1 кв. м.
Постановлением администрации Смоленской области от 20.12.2011 N 834 "Об установлении на 2012 год предельных размеров платы граждан за отопление одного квадратного метра жилого помещения" в соответствии со статьей 2 Областного закона "Об отдельных вопросах установления тарифов на тепловую энергию (мощность) в Смоленской области" на 2012 год были установлены предельные размеры платы граждан за отопление одного квадратного метра жилого помещения в следующих размерах:
с 1 января по 30 июня 2012 года - 29 руб. 85 коп. в месяц;
с 1 июля по 31 августа 2012 года - 31 руб. 64 коп в месяц;
с 1 сентября по 31 декабря 2012 года - 33 руб. 25 коп. в месяц.
Таким образом, указанным Постановлением N 834 Обществу на 2012 год была ограничена стоимость коммунальной услуги по отоплению.
Общество в 2012 году осуществляло расчет стоимости коммунальной услуги по отоплению исходя из указанного ограничения, т.е. по тарифу 1536,29 руб. за 1 Гкал на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 (1 794,65 х 29,85 / 34,87 = 1 536,29 руб.) и тарифа 1 716 руб. 41 коп. за 1 Гкал на период с 01.09.2012 по 31.12.2012 (1 999,3 х 33,25/38,73 = 1716 руб. 41 коп.).
Разница необходимой выручки при ограничении тарифа на тепловую энергию (1 536 руб. 29 коп. за 1 Гкал против 1 794 руб. 65 коп. за 1 Гкал) с учетом произведенных и поставленных объемов услуги в 2012 г. сформировало недополученный доход общества в размере 1 674 752 руб. 31 коп.
Общество 17.08.2015 обратилось в Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству с заявлением о компенсации выпадающих доходов за 2011 и 2012 годы. Письмом от 28.08.2015 N 3269д департамент указал, что в 2012 году у общества не было оснований для получения субсидий в целях компенсации выпадающих доходов. При этом департамент сослался на Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", указав, что в целях реализации вышеуказанного федерального закона постановлением администрации Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 25.12.2009 N 47 с 01.01.2010 предоставление субсидий ООО "Коммунальные системы "Кощино" на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с содержанием объектов коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения было прекращено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с иском.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1069 Гражданского кодекса предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общими основаниями ответственности за причинение вреда являются противоправность поведения нарушителя, причинная связь между таким поведением и наступившим вредом, а также вина причинителя вреда (статья 1064 Гражданского кодекса).
Кроме того, в предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения вреда и размера понесенных убытков. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счет казны.
По общему правилу об обязательствах вследствие причинения вреда, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса).
Исходя из анализа указанных норм права, следует, что для наступления у органа публичной власти гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса необходимо установление совокупности всех вышеуказанных элементов составляющих убытки. При этом, отсутствие хотя бы одного из элементов не может привести к наступлению для публичного субъекта гражданско-правовой ответственности в виде убытков.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На основании приведенных норм права, именно на истце лежит бремя доказывания наличия всех элементов гражданско-правовой ответственности предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
В 2011-2012 годах тарифы на тепловую энергию (мощность) подлежали государственному регулированию в соответствии с Федеральными законами от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Полномочиями по установлению тарифов наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Таким органом в Смоленской области является Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (в спорные периоды - Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике, Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности).
Департамент, в рамках исполнения полномочий по государственному регулированию тарифов на территории Смоленской области, устанавливал тарифы на тепловую энергию для энергоснабжающих организаций, владеющих на праве собственности или на ином законном основании объектами теплоснабжения.
К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся тарифы:
на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов;
на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов;
на тепловую энергию (мощность), поставляемую другим теплоснабжающим организациям теплоснабжающими организациями;
на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя;
на горячую воду.
Для истца тарифы на тепловую энергию на 2012 год были утверждены постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 30.11.2011 N 437 "Об установлении тарифов на тепловую энергию ООО "Коммунальные системы "Кощино" (Смоленский район)".
Статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) установлены принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В качестве таких принципов указаны обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей и обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Статья 10 указанного закона предусматривает возможность установления льготных тарифов для отдельных категорий потребителей.
При этом согласно частям 14 и 15 статьи 10 наряду с льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации.
Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Согласно статье 2 Закон Смоленской области от 23.11.2011 N 112-з "Об отдельных вопросах установления тарифов на тепловую энергию (мощность) в Смоленской области" льготные тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются в случае превышения размера платы граждан за отопление одного квадратного метра жилого помещения, рассчитанного уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами, предельного размера платы граждан за отопление одного квадратного метра жилого помещения, устанавливаемого нормативным правовым актом Администрации Смоленской области на соответствующий календарный год.
Статьей 3 указанного закона предусмотрено, что компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих вследствие установления в соответствии с настоящим областным законом льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), осуществляется в порядке, установленном областным законом, и является расходным обязательством Смоленской области.
Статьей 2 Закона Смоленской области от 30.11.2011 N 122-з "О порядке компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) в Смоленской области" предусмотрено, что компенсация выпадающих доходов предоставляется теплоснабжающим организациям, у которых выпадающие доходы возникают вследствие установления уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) в соответствии с областным законом.
Компенсация выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, указанным в части 1 настоящей статьи, производится на основании договоров, заключенных органом исполнительной власти Смоленской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства с данными теплоснабжающими организациями.
Компенсация выпадающих доходов теплоснабжающим организациям, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется путем предоставления субсидий. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом администрации Смоленской области.
В силу разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей" (далее - Постановление N 87), согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь.
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
Постановлением администрации Смоленской области от 26.12.2011 N 867 было утверждено Положение, регулирующего предоставление из областного бюджета в 2012 - 2014 годах субсидий теплоснабжающим организациям в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих вследствие установления уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) льготных тарифов на тепловую энергию (мощность).
Согласно пункту 2 указанного Положения целью предоставления субсидий является компенсация выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услугу по централизованному отоплению жилищного фонда по льготным тарифам на тепловую энергию (мощность) (далее также - теплоснабжающие организации), установленным уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов).
Условиями предоставления субсидий теплоснабжающим организациям являются:
1) установление уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) (далее также - орган в области регулирования тарифов) на очередной финансовый год тарифов на тепловую энергию (мощность) для теплоснабжающей организации и льготных тарифов на тепловую энергию (мощность);
2) заключение органом исполнительной власти Смоленской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган) с теплоснабжающей организацией договора о предоставлении субсидий по форме, утвержденной уполномоченным органом.
Размер субсидий определяется как разница между тарифом на тепловую энергию (мощность) для теплоснабжающей организации и льготным тарифом на тепловую энергию (мощность), установленными органом в области регулирования тарифов, умноженная на объем фактически оказанных услуг по централизованному отоплению жилищного фонда за отчетный период.
Для перечисления субсидий теплоснабжающие организации представляют в уполномоченный орган ежемесячно в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, заявку на получение субсидий теплоснабжающим организациям в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих вследствие установления уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), по форме согласно приложению N 1 к указанному Положению с приложением перечисленных документов.
Уполномоченный орган ежемесячно в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, на основании представленных теплоснабжающими организациями документов, указанных в пункте 6 данного Положения, осуществляет перечисление субсидий.
Как установлено судом и признано сторонами, общество в 2012 году заявку на получение субсидий теплоснабжающим организациям в целях компенсации выпадающих доходов в Департамент не подавало.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" Кощинское сельское поселение в 2009 и 2010 годах принимало участие в реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда являлось выполнение условий статьи 14 Федерального закона N 185-ФЗ, в которой предусмотрено не позднее 1 января 2010 года прекращение предоставления субсидий организациям коммунального комплекса на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с содержанием объектов, используемых в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В целях реализации вышеуказанного федерального закона постановлением Администрации Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от 25.12.2009 N 47 с 01.01.2010 предоставление субсидий ООО "Коммунальные системы "Кощино" на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с содержанием объектов коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения было прекращено.
Таким образом, фактически субъектом был установлен порядок возмещения недополученных доходов, возникающих вследствие реализации полномочий по государственному регулированию тарифов. Именно субъект Российской Федерации, уполномоченным органом которого принято тарифное решение, является лицом, обязанным возместить убытки (недополученные доходы).
Истцу были установлены экономически обоснованные тарифы, которые впоследствии фактически были ограничены постановлением администрации Смоленской области от 20.12.2011 N 834. В компенсации затрат в виде получения субсидии обществу было отказано ввиду участия муниципального образования в реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и неустановлении обществу в 2012 году льготных тарифов.
При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что истец вопреки мнению Департамента имел право на получение субсидии за 2012 год.
Следовательно, недополученные доходы общества подлежат компенсации. Иное толкование норм действующего законодательства противоречит их смыслу и вводит иные, не предусмотренные законом изъятия из круга лиц, имеющих право на возмещение выпадающих доходов в связи с государственным регулированием цен (тарифов) на коммунальные услуги).
Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) на энергоснабжение, поэтому субъектом, обязанным возместить обществу расходы, обусловленные установлением размера платы на уровне ниже экономически обоснованного, должно являться то публично-территориальное образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение и не выполнено расходное обязательство в части выделения субсидии.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае именно субъект Российской Федерации "Смоленская область", уполномоченным органом которого принято тарифное решение, обязан возместить возникшие в результате межтарифной разницы убытки.
Доказательств выделения денежных средств для возмещения выпадающих доходов истца в материалы дела не представлено.
Объем тепловой энергии, поставленной на нужды населения, подтвержден материалами дела и не оспорен ответчиком.
Методика расчета убытков заявителем не оспорена, контррасчет не представлен.
Поскольку применение режима тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным размером платы для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на поставку тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях соответствующей организации понесенных ею экономических потерь, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в заявленном размере.
В апелляционной жалобе ответчик заявил о необоснованности судебного акта по делу, сослался на неправомерное применение судом первой инстанции постановления администрации Смоленской области от 20.12.2011 N 834 "Об установлении на 2012 год предельных размеров платы граждан за отопление одного квадратного метра жилого помещения", как на необязательное для истца, не регулирующего в спорный период правоотношений по поводу компенсации разницы в тарифе предприятий коммунального комплекса и принятому за пределами компетенции администрации Смоленской области.
Указанный довод не принимается апелляционным судом во внимание, поскольку компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения установлены пунктом 1 части 2 ст. 5 ФЗ "О теплоснабжении". В связи с этим являются несостоятельными ссылки ответчика на необязательность для истца постановления администрации Смоленской области от 20.12.2011 N 834 "Об установлении на 2012 год предельных размеров платы граждан за отопление одного квадратного метра жилого помещения" для истца как предприятия коммунального комплекса.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном удовлетворении исковых требований ввиду отсутствия установленного истцу в спорном периоде льготного тарифа в порядке постановления администрации Смоленской области от 26.12.2011 N 867 также отклоняются судом. Истцу льготный тариф на коммунальную услугу не устанавливался, однако нарушение балансов интересов между государством и истцом произошло вследствие реализации государством (ответчиком) функции государственного регулирования тарифов на коммунальные услуги через ограничение ранее установленного экономически обоснованного тарифа постановлением ответчика от 20.12.2011 N 834 "Об установлении на 2012 год предельных размеров платы граждан за отопление одного квадратного метра жилого помещения". По смыслу данного постановления вновь установленный тариф с учетом ограничений явился льготным для населения и требовал источника компенсации возникшей разницы в тарифе, ранее признанным государством как экономически обоснованный.
Ответчик в жалобе указывает на несоблюдение истцом установленного Законом Смоленской области от 30.11.2011 N 122 "О порядке компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих вследствие установления льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) в Смоленской области" порядка компенсации выпадающих доходов, выражающегося в договорном характере таких компенсаций. Ссылается на отсутствие такого договора между истцом и уполномоченным органом (ответчик). Данный довод ответчика отклоняется апелляционным судом как необоснованный в связи с неправильным толкованием характера спора как договорного, а не как деликатного, вытекающего из обстоятельств нарушения прав истца ответчиком через причинение убытков.
Пунктом 4.2 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 2-П разъяснены применяемые по данной категории дел правовые нормы, в которых указаны правовые последствия в виде обязанности компенсации разницы между утвержденным и экономически обоснованным тарифом, отражающем реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии связываются с необходимостью компенсации теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь. При этом Конституционный суд Российской Федерации разъясняет, что такая компенсация направлена на восстановление баланса частных и публичных интересов в сфере экономической деятельности, недопустимости ограничения свободы предпринимательской деятельности, восстановление справедливости. При таких обстоятельствах отказ в заявленных требованиях компенсации выпадающих доходов по основанию не соблюдения установленного Областным законом договорного порядка компенсации прямо нарушал бы общие принципы и смысл ФЗ "О теплоснабжении в Российской Федерации", упразднив само право на возмещение потерь, возникших в результате государственного регулирования тарифов на теплоснабжение.
Доводы апелляционной жалобы о восстановлении нарушенного права истца через выделение денежных средств администрации МО "Кощинское сельское поселение Смоленского района Смоленской области" не могут быть приняты во внимание, поскольку истец правоотношений с ним как с самостоятельным экономическим субъектом не имел, денежных средств от него в рамках распоряжений от 20.04.2012 N 629-р/адм и от 26.12.2012 N 1907-р/адм не получал.
Доводы жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.02.2016 по делу N А62-6346/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6346/2015
Истец: ООО "Коммунальные системы "Кощино"
Ответчик: Департамент Смоленской области по жилищно-коммунальному хозяйству (ОГРН 1096731002708, ИНН 6730081067), Департамент Смоленской области по ЖКХ, Смоленская область в лице Департамента Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (ОГРН 1096731002708, ИНН 6730081067)
Третье лицо: Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике, Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике