г.Москва |
|
30 мая 2016 г. |
Дело N А40-189803/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Каменецкого Д.В., Цымбаренко И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российского научного фонда на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.02.2016 по делу N А40-189803/2015 судьи Позднякова В.Д.(93-1572)
по заявлению Российского научного фонда (ОГРН 1137799022261)
к Федеральной службе Финансово-бюджетного надзора
о признании незаконным и отмене постановления,
при участии:
от заявителя: |
Лисина О.В. по дов. от 21.08.2015; |
от ответчика: |
Жаворонкова Т.А. по дов. от 29.04.2016, Жалнина Е.Е. по дов. от 29.04.2016; |
УСТАНОВИЛ:
Российский научный фонд (далее - РНФ, заявитель) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор, ответчик) о признании незаконным и отмене постановления N 14-2015/498 от 16.09.2015, принятого в связи с привлечением заявителя к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ и назначением административного наказания в виде штрафа 9 000 рублей.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.02.2016, принятым в порядке упрощенного производства, вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд исходил из доказанности факта наличия в действиях РНФ события и состава вменяемого ему административного правонарушения, признав порядок, процедуру и срок привлечения заявителя к административной ответственности соблюденными.
Не согласившись в принятым по делу судебным актом, РНФ обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления административного органа. Полагает, что арбитражным судом первой инстанции допущено грубое нарушение норм материального и процессуального права. В обоснование заявленных требований заявитель указывает на отсутствие правовых оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, поскольку на него не распространяются бюджетного законодательства, а сам фонд не является участником бюджетного процесса.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Ответчиком представлен письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу заявителя в порядке ст.262 АПК РФ.
В судебном заседании представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы апелляционной жалобы, указав на наличие оснований для отмены обжалуемого судебного акта, а также изложив свою правовою позицию по делу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчика поддержали решение суда первой инстанции, указали на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, а также заявленных в ней требований, изложила свою правовую позицию по делу, основываясь на аргументах представленного отзыва на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов рассматриваемого дела, в период с 25.05.2015 по 22.06.2015 должностными лицами Росфиннадзора была проведена выездная плановая проверка на предмет использования РНФ в 2013-2014 годах субсидии, предоставленной из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации.
По итогам проверочного мероприятия Росфиннадзором выявлен факт нецелевого расходования РНФ средств федерального бюджета (субсидии) статье "расходы на медицинскую помощь" Финансового плана Фонда на 2014 год в размере 180 000 рублей на оказание медицинской помощи, не входящей в обязанности работодателя по обеспечению безопасности условий и охраны труда наемных работников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом данного обстоятельства должностным лицом Росфиннадзора в отношение РНФ был оформлен протокол N 00094 об административном правонарушении от 07.08.2015 по признакам состава, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ
16.09.2015 было принято оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении N 14-2015/498, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.15.14 КоАП РФ с назначением в качестве наказания административного штрафа в размере 9 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением административного органа заявитель оспорил его в арбитражном суд.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, выслушав пояснения и аргументы представителей сторон Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда г.Москвы от 26.02.2016 по делу N А40-189803/2015 в связи со следующим.
Статьей 15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 78.1 БК РФ в федеральном законе о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе виде имущественного взноса в государственные корпорации и государственные компании. При предоставлении указанных субсидий осуществление органом государственного финансового контроля проверок соблюдения получателям субсидии условий, целей и порядка их предоставления является обязательным и неотъемлемым условием.
Порядок предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса РНФ (далее - субсидия) регламентирован Правилами предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Российский научный фонд, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 N 1170 (далее - Правила N 1170).
Согласно п.2 Правил N 1170 субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон N 349-ФЗ) Министерству образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство) предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета на выделение субсидии РНФ в виде имущественного взноса Российской Федерации в размере 11 396 827, 2 тыс. рублей.
В соответствии с положениями п.3 Правил N 1170 субсидия предоставляется в соответствии с заключенным между Министерством и РНФ соглашением о предоставлении субсидии, в котором предусматриваются, в том числе целевое назначение и размер субсидии; сроки и условия предоставления субсидии; а также обязательство фонда обеспечить целевое использование средств, полученных в результате предоставления субсидии, в соответствии с настоящими Правилами и соглашением.
По условиям соглашения от 29.01.2014 N СОГ-1/14 (далее - соглашение), заключенным между Министерством и РНФ, размер предусмотренной заявителю субсидии из федерального бюджета в 2014 году составляет 11 396 827, 2 тыс. рублей. Предметом соглашения является предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе в 2014 году из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации на формирование имущества РНФ на условии целевого использования (п. 1.1 соглашения).
Пунктом 2.3.1 соглашения предусмотрено обязательство заявителя по обеспечению целевого использования субсидии, в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения требований Правил предоставления субсидии и условий настоящего соглашения, субсидия возвращается в федеральный бюджет в объёме, равном сумме денежных средств, использованных не по целевому назначению и (или) с нарушением требований Правил предоставления субсидии и условий настоящего Соглашения (п. 2.1.2, 2.3.4 Соглашения).
Средства субсидии поступили на расчётный счет РНФ 06.02.2014.
В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона от 02.11.2013 N 291-ФЗ "О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имущество фонда формируется за счёт ежегодных имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Фонда и использования его имущества, а также за счёт добровольных имущественных взносов, пожертвований, иных не запрещённых законодательством Российской Федерации поступлений. При этом РНФ использует своё имущество исключительно для достижения цели деятельности, определённой Законом N 291-ФЗ.
Согласно ч.1 ст.3 Закона N 291-ФЗ целью деятельности РНФ является финансовая и организационная поддержка фундаментальных научных исследований и поисковый научных исследований, подготовки научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определённой области науки.
В соответствии с ч.2 ст.3 Закона N 291-ФЗ для достижения цели своей деятельности РНФ осуществляет следующие основные функции:
1) проводит конкурсный отбор научных, научно-технических программ и проектов (далее - программы и проекты), предусматривающих: а) проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований по инициативе научных коллективов, отдельных научных и научно-педагогических работников, в том числе молодых ученых, а также научных организаций и образовательных организаций высшего образования; б) развитие научных организаций и образовательных организаций высшего образования в целях укрепления кадрового потенциала науки, проведения научных исследований и разработок мирового уровня, создания наукоемкой продукции; в) создание в научных организациях и образовательных организациях высшего образования лабораторий и кафедр, соответствующих мировому уровню, развитие экспериментальной базы для проведения научных исследований; г) развитие международного научного и научно-технического сотрудничества;
2) осуществляет финансирование прошедших конкурсный отбор программ и проектов;
3) участвует в формировании и пополнении целевого капитала научных организаций и образовательных организаций высшего образования;
4) участвует в подготовке предложений по формированию государственной научно-технической политики и развитию высшего образования;
5) распространяет информацию о программах и проектах;
6) организует и проводит конференции, семинары, "круглые столы" и другие научные мероприятия по вопросам деятельности Фонда;
7) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации международное научное и научно-техническое сотрудничество;
8) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами, решениями Президента Российской Федерации.
Таким образом, деятельность РНФ направлена на поддержку и развитие научных исследований, на повышение конкурентоспособности научных организаций и организаций высшего образования, развитие международного научного и научно-технического сотрудничества, а также иную деятельность неразрывно связанную с наукой и образованием.
Вместе с тем, в 2014 году между РНФ и ОАО "Медицина" заключен договор от 31.03.2014 N 682-мп-2014 (далее - договор). Предметом договора является оказание скорой, амбулаторно-поликлинической, стоматологической медицинской помощи, помощи на дому сотрудникам Фонда и членам их семей.
К указанному договору в течение 2014 года заключено 5 дополнительных соглашений (от 24.04.2014 N 1, от 04.06.2014 N 2, от 01.07.2014 N 3, от 25.09.2014 N 4, от 26.11.2014 N 5), содержанием которых является прикрепление новых клиентов. Всего согласно спискам клиентов, являющимся приложением к представленному договору и дополнительным соглашениям к нему, в 2014 году обслуживался 41 клиент из числа работников РНФ и членов их семей. Договор действует до 02.04.2015 (п. 4.1 Договора).
Согласно данным бухгалтерского учета и первичным документам (выписке из лицевого счета N 40503.810.2.00260000003 за 03.06.2014 в ОАО Банк ВТБ г.Москва) РНФ платежным поручением от 03.06.2014 N286 перечислены ОАО "Медицина" средства субсидии из федерального бюджета в сумме 180 000 рублей в качестве аванса за предоставление услуг по медицинскому обслуживанию.
Однако в силу п. 1.1 и 2.3.1 Соглашения, ст.6 Закона N 291-ФЗ субсидия предоставляется РНФ на формирование его имущества на условии целевого использования, и должна быть использована исключительно для достижения цели его деятельности.
Цели деятельности и основные функции РНФ, как уже ранее указывалось, регламентированы ст.3 Закона N 291-ФЗ. Вместе с тем, оказание медицинской помощи и оплата таких услуг, в том числе стоматологических, не является целью деятельности РНФ, в связи с чем, средства субсидии из федерального бюджета, имеющие целевое значение, не могут быть направлены на оплату указанных услуг.
Согласно п.2 ст.306.1 БК РФ бюджетным нарушением является действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативно правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, совершённое лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, и которое влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Главой 30 БК РФ установлено, что нецелевое использование бюджетные средств является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Оплатив 03.06.2014 медицинские услуги на сумму 180 000 рублей за счёт средств субсидии, предоставленной на формирование его имущества, подлежащего расходованию на поддержку и развитие научных исследований, повышение конкурентоспособности научных организаций и организаций высшего образования, развитие международного научного и научно- технического сотрудничества, а также иную деятельность неразрывно связанную с наукой и образованием, РНФ допустил нецелевое использование бюджетных средств в нарушение п. 1.1 и 2.3.1 Соглашения, являющегося основанием получения субсидии, а также положения ст. 3, 6 Закона N 291-ФЗ, и тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.15.14 КоАП РФ.
На основании ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
В настоящем случае заявитель имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в правоотношения, регулируемые бюджетным законодательством Российской Федерации, РНФ должен не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из бюджетного законодательства, но и обязан обеспечить исполнение своих публично-правовых обязанностей, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого выполнения норм бюджетного законодательства Российской Федерации и иных норм, регулирующих бюджетные правоотношения.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.
Судом первой инстанции также в полном объеме рассмотрены доводы РНФ о том, что в отношении него ни КоАП РФ ни БК РФ не предусматривает специальных норм, и о том, что Правилами N 1170 и Соглашением не определены цели предоставления субсидии, а также иные доводы РНФ со ссылкой на нормы БК РФ, и правомерно отклонены судом первой инстанции на основании следующего.
По своей сути доводы подателя апелляционной жалобы относительно рассматриваемого случая сводятся к тому том, что нецелевым использованием бюджетных средств является лишь нарушение адресности статей КБК, и что в отношении Фонда в БК РФ и КоАП РФ не предусмотрено специальных норм, регулирующих правоотношение Фонда. Данные доводы заявителя не правомерны, поскольку нецелевое использование рассматриваются им при неправильном толковании норм материального права..
Таким образом, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях заявителя события и состава вмененного РНФ правонарушения.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, апелляционный суд не усматривает нарушений процедуры, которые могут являться основанием для безусловной отмены оспариваемого постановления и прекращения производства по административному делу в соответствии с п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебном практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, может являться основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены только при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Указанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные КоАП РФ требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (ст.24.1 КоАП РФ).
В рассматриваемом случае, как следует из материалов дела, при осуществлении производства по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности заинтересованным лицом не нарушены. Срок привлечения заявителя к административной ответственности соблюден и не пропущен.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи, с чем апелляционная жалоба РНФ является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно п.4 ст.270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.02.2016 по делу N А40-189803/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-189803/2015
Истец: Российский научный фонд, Фонд Российский научный
Ответчик: РОСФИННАДЗОР, Федеральная служба Финансово-бюджетного надзора