Европейский Суд по правам человека
(Третья секция)
Окончательное решение по вопросу приемлемости
жалобы N 47978/99
"Ватан" (Народно-демократическая партия) ("Vatan" (People's democratic party)) против Российской Федерации"
См. также Постановление Европейского Суда по правам человека по делу "Ватан" (Vatan) против Российской Федерации" (жалоба N 47978/99)
Европейский Суд по правам человека (Третья секция), заседая 4 сентября 2003 г. Палатой в составе:
Г. Ресса, Председателя Палаты,
И. Кабрала Баррето,
Б. Цупанчича,
Дж. Хедигана,
М. Цацы-Николовской,
К. Трайя,
А. Ковлера, судей,
а также при участии В. Берже, Секретаря Секции Суда,
принимая во внимание указанную жалобу, поданную 19 февраля 1999 г.,
принимая во внимание Частичное решение, вынесенное 21 марта 2002 г.,
принимая во внимание доводы, представленные властями государства-ответчика, и контрдоводы, представленные заявителем,
заседая за закрытыми дверями,
принял следующее Решение:
Факты
Заявитель - Народно-демократическая партия "Ватан", зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 29 апреля 1994 г. Интересы заявителя в Европейском Суде представляет председатель партии "Ватан" М. Миначев, работающий в г. Москве.
А. Обстоятельства дела
Партия "Ватан" была создана в целях содействия возрождению татарской нации и защиты политических, социальных, экономических и культурных прав татар. Наименование "татары" является собирательным именем для ряда народов тюркского происхождения, говорящих на одном из языков, относящихся к урало-алтайской языковой семье. Четыре пятых татар (около 5,5 миллиона человек) проживает в Российской Федерации, причем большинство - в Республике Татарстан и Республике Башкортостан; остальные татары рассредоточены по Уральскому и Поволжскому регионам. Татары исповедуют ислам.
Ульяновское областное отделение партии "Ватан" (далее - Отделение) было зарегистрировано в Управлении юстиции администрации Ульяновской области 12 августа 1994 г.
12 октября 1997 г. Отделение выступило с "обращением" (далее - Обращение) к "народам Поволжья и всем угнетенным народам империи, администрации Ульяновской области и г. Ульяновска, историкам, краеведам, археологам, ученым", озаглавленным "О предотвращении и отмене организуемого реакционными силами - "партией войны" шабаша - празднования так называемого 350-летия основания Симбирска, фактически соответствующего приблизительной дате колонизации "Шехри Сембера"".
В Обращении содержатся следующие заявления:
"К коренному населению Поволжья: татарам, чувашам, эрзянам, мокшанам, марийцам и башкирам,
1. Не позволяйте подвергать осмеянию своих предков и совершать надругательство над их памятью. Не давайте реакционным нацистским силам праздновать дату колонизации Сембера. Шехри-Сембер - это имеющий тысячелетнюю историю город ваших славных предков. Их могилы находятся в центре города на Симбирском Холме и вокруг него. Не допустите их осквернения. Готовьтесь к годовщине колонизации Шехри-Сембера. В день памяти предков, 31 мая 1998 г., в 9.00 приходите на священный Холм Сембер к могилам своих предков (между Мемориалом и площадью Ленина). Кроме могил, можно посетить руины Шехри-Кальмана. Желающие получат возможность принять Ислам. Защитим честь и достоинство наших народов. Достойно встретим 1350 годовщину Шехри-Сембера, иншалла.
2. Какие только утраты, унижения, страдания, лишения и жертвы не понес наш народ: и расовую дискриминацию, и дискриминацию при найме на работу, и запрещение обучения на родном языке, и насильственную службу в оккупационной армии.
3. Добивайтесь легитимизации языков коренных народов. Боритесь за проведение справедливых выборов в местные органы власти на основе национальных общин. Стремитесь, чтобы каждый ребенок мог от начальной до высшей школы учиться на родном языке. Добивайтесь открытия вещания по спутниковым каналам из Казани, Уфы, Чебоксар, Саранска, Йошкар-Олы, Ташкента, Бишкека, Алма-Аты, Анкары, Стамбула, Тегерана, Эр-Рияда, Мекки.
4. Коренные народы идель- урас- себер- крым йорт, и особенно "сембер иле" и даже американские индейцы - вы наследники великой исламской культуры. Возвращайтесь в исламскую веру. Таких как мы - более миллиарда человек.
К администрации Ульяновской области, лично господам Горбачеву и Марусину, их подчиненным, историкам, краеведам, археологам, ученым области,
1. Господа Горбачев, Марусин и подчиненные,
Не поддавайтесь влиянию псевдоисториков, московской "партии войны", местной либерально-демократической партии, псевдоученых и нацистов. Остановите шабаш празднования 350-й годовщины колонизации Симбирска. Кстати, длительность колонизации была преднамеренно искажена. Истинная продолжительность колонизации (конец мая 1666-1999 гг.), исчисляется круглой цифрой - 333 года. Не настраивайте русское население против коренных народов Поволжья - вам это не удастся. С нами Бог - иншалла.
2. Господа Горбачев, Марусин и местные руководители,
Прекратите тратить бюджет области на строительство по указанию "партии войны" памятников врагу и предателю своего народа крещеному татарину Богдану Хитрово... Деньги, сэкономленные благодаря отмене шабаша, должны пойти на строительство Университета приволжских народов и учреждение радиовещания на местных языках. Восстановите обучение детей на их родном языке.
3. Восстановите уничтоженный властями мемориальный могильный камень на священном Холме Сембер - месте захоронения наших предков. Реставрируйте или разрешите реставрировать главный храм Шекри-Сембера на Холме Сембер.
4. Господин Горбачев, имейте мужество от имени всех Ваших предшественников принести извинения народу Поволжского района за столетние унижения, страдания, лишения и жертвы, поскольку Вы являетесь их преемником. Кто-то должен положить этому конец.
5. Бесполезно скрывать, поскольку это всем известно, что русское население насчитывает всего 10 миллионов, остальные 130 миллионов лишь по-русски говорят и не помнят ни своего национального происхождения, ни предков. Лишение исторических и этнических корней, памяти и Родины - плачевный итог насилия, совершенного во имя создания однонациональной и одноязычной империи.
Мы, народы Поволжского района, были, есть и всегда будем, иншалла.
Ульяновское областное отделение партии "Ватан" поручает Исхану Найлбеку Микееву, учитывая его тридцатилетний опыт участия в национально-освободительном движении, знание проблем Ульяновской области и понимание чаяний людей, возглавить борьбу за национальное освобождение и сформировать команду из числа испытанных, мужественных и стойких людей.
Укоротим руки московской партии войны! Свободу народам империи! Даешь деколонизацию России! Даешь обучение детей на родных языках! - вот общие лозунги всех порабощенных Москвой исламских народов".
19 мая 1998 г. Отделение обратилось к мэру г. Ульяновска с просьбой разрешить провести мемориальные мероприятия по случаю 350 годовщины основания Сембера. 22 мая 1998 г. мэр такое разрешение дал, определив для проведения мероприятий принадлежащие религиозным организациям места отправления культа и кладбища.
31 мая 1998 г. Отделение провело мемориальную церемонию в центре города. Партия-заявитель утверждает, что она состоялась на старинном мусульманском кладбище.
3 июня 1998 г. прокурор Ульяновской области подал исковое заявление в Ульяновский областной суд на основании того, что деятельность партии "Ватан" нарушает часть 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации, и потребовал приостановления деятельности Отделения сроком на шесть месяцев.
13 июля 1998 г. Ульяновский областной суд удовлетворил заявление прокурора и приостановил деятельность Отделения на шесть месяцев. Суд, в частности, принял во внимание текст Обращения от 12 октября 1997 г. и констатировал следующее:
1) государственные органы, отвечающие за проведение празднования 350-летней годовщины Симбирска, были названы "нацистскими";
2) Российская Федерация была названа "врагом человечества";
3) о гражданах России было сказано, что они "лишь говорят по-русски, но не помнят ни своего национального происхождения, ни предков".
Суд также подчеркнул, что в Обращении содержится призыв к "деколонизации порабощенных Москвой (Шайтан-Кала) и Российской Империей народов". Суд отметил, что партия потребовала от ульяновской городской и областной администраций "отмены шабаша, каковым явится празднование 350-летней годовщины колонизации Симбирска", а также прекращения "растраты бюджета области".
В своем решении суд особо выделил, что секретарь Отделения был уполномочен к проведению национально-освободительной борьбы и формированию команды из испытанных, мужественных, посвященных, стойких людей.
Суд принял к сведению протоколы отчетно-выборной конференции Отделения от 26 мая 1996 г., в которых предположительно содержался призыв к признанию независимости Чеченской Республики и возврату народов Приволжского района к исламу.
Суд также использовал в качестве основания извлечение из протоколов общего собрания членов Отделения от 12 октября 1997 г., в которых предположительно содержался призыв к народам Сембера присоединиться к национально-освободительной борьбе татарских мусульман.
Суд далее сделал ссылку на годовой отчетный доклад Отделения, который предположительно содержал призыв к "деколонизации России", созданию вооруженных сил "по конфессиональному признаку", "упразднению неоимпериалистического герба, поскольку в нем имеются кресты, и паспорта - поскольку в нем не упоминается национальное происхождение".
Суд отметил, что в нарушение разрешения мэра Отделение провело 31 мая 1998 г. мемориальную церемонию в центре г. Ульяновска.
Областной суд вынес следующее постановление:
"...Ульяновское областное отделение партии "Ватан" открыто призывает к нарушению целостности Российской Федерации, насильственному изменению основ конституционного строя, созданию исламского государства в Приволжском районе. Отделение провозглашает идею борьбы за национальное освобождение и призывает к формированию "команды из испытанных, мужественных и стойких людей". Действия и мнения руководителей отделения и его членов носят экстремистский националистический характер, побуждают людей к национальной и религиозной розни, умаляют роль населения, говорящего на русском языке и не исповедывающего ислам".
Суд заключил, что деятельность Отделения не соответствует целям, заявленным в его Уставе, и нарушает пункт 16 Закона "Об общественных объединениях", который запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв государственной безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, и посчитал необходимым удовлетворить заявление прокурора. Суд приостановил деятельность Отделения сроком на шесть месяцев.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 16 Закона "Об общественных объединениях"
Ipso jure Отделению было запрещено проводить митинги, демонстрации, другие публичные действия, принимать участие в выборах, использовать свой банковский счет для иных целей, чем оплата расходов, связанных с нормальной деятельностью по трудовым соглашениям, выплатой компенсаций и штрафов.
Отделение опротестовало решение Ульяновского областного суда от 13 июля 1998 г. в Верховном Суде Российской Федерации, заявив, что областной суд неправильно истолковал смысл обращения, в котором была отражена история татар, и что в нем не содержалось побуждения к национальной или религиозной розни или чего-либо еще, что могло ущемлять достоинство русских людей. Отделение настаивало, что церемония 31 мая 1998 г. имела место на старинном мусульманском кладбище.
3 сентября 1998 г. Верховный Суд Российской Федерации оставил решение Ульяновского областного суда без изменения. Жалоба о пересмотре решения в порядке надзора была отклонена тем же судом 13 октября 1998 г.
12 января 2000 г. решением Ульяновского областного суда по ходатайству Управления юстиции администрации Ульяновской области Отделение было ликвидировано в связи с тем, что не перерегистрировало свой устав согласно Федеральному закону "Об общественных объединениях".
В. Применимое национальное законодательство
1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
"Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".
"Каждому гарантируется свобода мысли и слова".
"Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального или языкового превосходства".
"Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется".
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование".
2. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ:
"Статья 14. Территориальная сфера деятельности российских общественных объединений
В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
...Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства...
Статья 16. Ограничения на создание и деятельность общественных объединений
Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни".
Часть 1 статьи 42 "Приостановление деятельности общественных объединений":
"Деятельность общественных объединений может быть приостановлена в случае нарушения Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по решению суда в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами".
"Статья 43. Последствия приостановления деятельности общественного объединения
В случае приостановления деятельности общественного объединения на срок, установленный решением суда, приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов..."
С. Уставные документы партии "Ватан"
В свидетельстве о регистрации партии "Ватан" говорится, что она зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 29 апреля 1994 г. как "межрегиональная общественная организация".
Применимые положения Устава партии "Ватан" гласят:
"Устав Народно-демократической партии "Ватан"...
1.1 Народно-демократическая партия "Ватан" - это политическая партия...
1.2 Партия "Ватан" осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации, где созданы ее региональные подразделения (Омская область, Ульяновская область [регион, на территории которого зарегистрировано Отделение], Нижегородская область, г. Москва, Республика Башкортостан, Республика Мордовия и Чувашская Республика)...
...3.4 Все подразделения партии автономны при принятии ими решений по вопросам местного характера, если это не будет противоречить Уставу партии или ее Программе.
4.1 Партия "Ватан" создается для защиты граждан татарского происхождения, граждан иного происхождения, их политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод в целях способствования их активному участию в осуществлении государственных и социальных правоотношений.
4.2 Для достижения своих целей партия "Ватан" осуществляет следующую деятельность:
- входит в соответствии с законодательством в структуры законодательной и исполнительной власти посредством выдвижения кандидатов для выражения политической воли своих членов;
- способствует созданию этнических районных, окружных, государственных советов в местах компактного проживания татар на территории Российской Федерации;
- проводит организационную деятельность, агитацию, пропаганду и иную информационную деятельность в образовательных и педагогических целях, способствует возврату арабского письменного языка;
- организует лекции, семинары, обсуждения, дискуссии "за круглым столом", массовую и коллективную деятельность и иные мероприятия в соответствии с законодательством и в целях партии;...
- представляет интересы своих членов в государственных органах и общественных учреждениях;
...5.1 Партия имеет территориальную структуру. Основные подразделения партии, объединенные в районные, городские, окружные и региональные отделения, составляют основу партии.
5.2 Региональные отделения создаются в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации, они составляют свои программы действий с учетом местных особенностей и избирают делегатов на Конгресс партии (Курултай); в соответствии с законодательством они входят в структуры местных органов власти. Региональные организации образуются как юридические лица в соответствии с процедурой, установленной законодательством. В этом случае они принимают свои уставы, которые не должны противоречить Уставу партии и ее Программе, и регистрируют их в соответствии с законодательством.
5.3 Основные и региональные отделения независимы при принятии ими решений на основании Устава партии и ее Программы. Они осуществляют свою деятельность в соответствии с основными документами партии, решениями Конгресса партии (Курултая) и своими собственными решениями, если это не противоречит Уставу партии и ее Программе.
...6.7 Председатель партии осуществляет общее руководство партией на период между проведением Конгрессов партии (Курултая)... он выступает от имени партии... представляет партию без доверенности в государственных органах и общественных учреждениях..."
В свидетельстве о регистрации Отделения говорится, что оно зарегистрировано Управлением юстиции Ульяновской области 12 августа 1994 г. как "местная общественная организация".
Применимые положения Устава Отделения гласят:
"Устав Симбирского (Ульяновского) регионального объединения Народно-демократической партии "Ватан"...
1.1 Симбирское региональное объединение Народно-демократической партии "Ватан" - подразделение политической партии...
...2.5 Членство в партии может быть прекращено... по решению Симбирского регионального комитета ввиду нарушения Устава партии или ее Программы, такое решение может быть обжаловано в вышестоящий орган партии, включая Центральный координационный совет [исполнительный орган партии "Ватан" согласно пункту 1.5 Устава партии].
4.1 Симбирское региональное отделение Народно-демократической партии "Ватан" создается для защиты граждан татарского происхождения, граждан иного происхождения, их политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод в целях способствования их активному участию в осуществлении государственных и социальных правоотношений.
4.2 Для достижения своих целей Симбирское региональное отделение Народно-демократической партии "Ватан" осуществляет следующую деятельность:
- входит в соответствии с законодательством в структуры законодательной и исполнительной власти посредством выдвижения кандидатов для выражения политической воли своих членов;
- способствует созданию этнических районных, окружных, государственных советов в местах компактного проживания татар на территории Российской Федерации;
- проводит организационную деятельность, агитацию, пропаганду и иную информационную деятельность в образовательных и педагогических целях, способствует возврату арабского письменного языка;
- организует лекции, семинары, обсуждения, дискуссии "за круглым столом", массовую и коллективную деятельность и иные мероприятия в соответствии с законодательством и в целях партии;
- представляет интересы своих членов в государственных органах и общественных учреждениях;
...6.6 В периоды между конференциями [Отделения] Региональный комитет Народно-демократической партии "Ватан" несет ответственность за деятельность [Отделения]".
Суть жалобы
1. Партия-заявитель жаловалась на то, что судебные решения о приостановлении деятельности ее областного отделения нарушили ее свободу придерживаться своего мнения и распространять информацию и идеи, а также свободу объединения и право членов партии исповедовать свою религию. При этом она ссылалась на статьи 9, 10, 11 и 14 Конвенции.
Право
Партия-заявитель жаловалась на то, что приостановление деятельности ее областного отделения составляло нарушение прав членов партии исповедовать свою религию, гарантируемых статьей 9 Конвенции, свободы партии придерживаться своего мнения и распространять информацию и идеи, гарантируемой статьей 10 Конвенции, а также свободы объединений партии, закрепленной в статье 11 Конвенции.
Статья 9 Конвенции гласит:
"1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.
2. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц".
Статья 10 Конвенции гласит:
"1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.
2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия".
Статья 11 Конвенции гласит:
"1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства".
Власти Российской Федерации оспорили, что партия обладает статусом жертвы предполагаемых нарушений Конвенции. Они утверждали, что партия-заявитель и партия, в отношении которой были предприняты рассматриваемые меры, - два разных юридических лица. Власти Российской Федерации ссылались на тот факт, что заявитель, общероссийская Народно-демократическая партия "Ватан" (партия "Ватан"), зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации, в то время как Ульяновское региональное отделение Народно-демократической партии "Ватан" (Отделение) зарегистрировано как юридическое лицо Управлением юстиции Ульяновской области.
Далее власти Российской Федерации ссылались на пункты 5.1, 5.2 и 5.3 Устава партии "Ватан", которые устанавливают, что "партия имеет территориальную структуру", а региональные отделения "составляют свои программы действий с учетом местных особенностей" и "независимы при принятии ими решений". В основном власти Российской Федерации ссылались на уставы партии "Ватан" и Отделения, заявляя, что региональные отделения партии "Ватан" автономны. Они ссылались на статью 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что юридические лица самостоятельно пользуются своими правами и несут обязанности, а также являются стороной в судебном разбирательстве. Власти Российской Федерации подчеркнули, что Устав партии "Ватан" прямо не устанавливает право партии действовать от имени ее региональных отделений в ходе судебного разбирательства. Далее они утверждали, что оспариваемые судебные решения касались исключительно Отделения и что интересы самой партии не были затронуты вследствие приостановления деятельности Отделения. Таким образом, они сделали вывод, что заявитель не может утверждать, что является жертвой предполагаемых нарушений Конвенции ввиду отсутствия прямой связи между причиной и следствием.
Заявитель не согласился с возражениями властей Российской Федерации и утверждал, что Отделение является неотъемлемой частью партии, поскольку оно входит в ее региональную сеть независимо от того, что оно зарегистрировано как отдельное юридическое лицо. Заявитель утверждал, что является общенациональной партией, "организацией, включающей в себя всю региональную сеть партии". Жалоба была подана в Европейский Суд председателем партии, который определен заявителем как "высшее лицо всей партии". Заявитель ссылался на пункты 1.1 и 6.7 Устава партии "Ватан", которые позволяют председателю партии "представлять партию в целом". Заявитель утверждал, что хотя Устав партии "Ватан" не содержит прямых указаний на субординацию по отношению к "центральным органам партии", это положение в Уставе Отделения подразумевается. Заявитель ссылался, в частности, на пункт 2.5 Устава Отделения, который позволяет обжаловать "в вышестоящий орган партии, включая Центральный координационный совет [исполнительный орган партии "Ватан" согласно пункту 1.5 Устава партии]" прекращение членства лица в партии. Заявитель утверждал, что данное положение показывает "единство партии" и субординацию между партией "Ватан" и Отделением. Далее заявитель отмечал, что приостановление деятельности Отделения привело к прекращению деятельности партии "Ватан" в Ульяновской области, к подрыву положения партии в регионе и, очевидно, к снижению популярности партии.
Относительно того, что власти Российской Федерации утверждали, что заявитель не имеет статуса жертвы, Европейский Суд счел, что рассмотрение предварительных возражений властей Российской Федерации в связи с этим должно проходить вместе с рассмотрением жалобы по существу.
Что касается части жалобы по статьям 9, 10, 11 и 14 Конвенции, в свете представленных сторонами доводов Европейский Суд счел, что жалоба затрагивает сложные вопросы фактов и права в соответствии с Конвенцией, разрешение которых зависит от ее рассмотрения по существу. Таким образом, Европейский Суд пришел к выводу, что данная часть жалобы не является явно необоснованной по смыслу пункта 3 статьи 35 Конвенции. Никаких других оснований для объявления жалобы неприемлемой не установлено.
На этих основаниях Суд единогласно:
допускает предварительные возражения властей Российской Федерации относительно наличия у заявителя статуса жертвы к рассмотрению жалобы по существу;
объявляет остальную часть жалобы приемлемой, не разрешая дело по существу.
Секретарь Секции Суда |
В. Берже |
Председатель Палаты |
Г. Ресс |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Окончательное решение Европейского Суда по правам человека от 4 сентября 2003 г. по вопросу приемлемости жалобы N 47978/99 "Ватан" (Народно-демократическая партия) ("Vatan" (People's democratic party)) против Российской Федерации" (Третья секция)
Текст окончательного решения опубликован в сборнике "Европейский Суд по правам человека и Российская Федерация. Постановления и решения, вынесенные до 1 марта 2004 года" / Отв. ред. Ю.Ю.Берестнев. - М.: НОРМА, 2005. - 960 с.