Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
03 июня 2016 г. |
Дело N А65-27868/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан" - не явился, извещен,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от Петрочинина А.Д - не явился, извещен,
от Палаты земельных и имущественных отношений Высокогорского района РТ - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Петрочинина А.Д.
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2016 года по делу N А65-27868/2015 (судья Сальманова Р.Р.)
по заявлению ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан",
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,
с участием в деле в качестве третьих лиц: Петрочинина А.Д. и Палаты земельных и имущественных отношений Высокогорского района РТ,
о признании недействительными предписания УФАС по Республике Татарстан N 06-225/2015-2 от 30.09.2015, решения N 06-225/2015 от 30.09.2015, вынесенных в отношении ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан",
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан" обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, в котором с учетом уточнений, просит о признании недействительными предписания УФАС по Республике Татарстан N 06-225/2015-2 от 30.09.2015, решения N 06-225/2015 от 30.09.2015, вынесенных в отношении ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан", г.Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Петрочинин А.Д. просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2016 года по делу N А65-27868/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе рассмотрения информации, представленной Палатой имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан по запросу УФАС по РТ (исх. РХ-06/8334 от 29.05.2015), обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и Палатой имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:16:212202:1035, путем изменения фактических сроков заключения договора аренды и по признакам нарушения ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан" статьи 17 Закона о защите конкуренции, в части нарушения порядка предоставления права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035, путем опубликования недостоверных сведений о сроке договора аренды, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Вышеизложенное послужило поводом для возбуждения антимонопольным органом дела N 06-225/2015, по результатам рассмотрения которого Комиссия УФАС по РТ пришла к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан N 2289 от 24.09.2013 проведен открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 сроком на 49 лет. Победителем в открытом аукционе признан Петрочинин Анатолий Дмитриевич.
Согласно постановлению Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан N 2289 от 24.09.2013 Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального район Республики Татарстан должна была обеспечить организацию и проведение аукциона, а также размещение сообщения о проведении торгов на официальном сайте torgi.gov.ru и публикацию в районной газете "Высокогорские вести".
Вместе с тем, в информационном сообщении о проведении открытого аукциона в газете "Высокогорские вести" от 27.09.2013 N 73 (9443) указан вид продажи - аренда на 10 лет.
Был изучен договор аренды земельного участка N 24-071-2989 от 30.10.2013.
На основании вышеуказанного договора Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в лице председателя Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Хасанова сдала в аренду на 49 лет Петрочинину Анатолию Дмитриевичу земельный участок с кадастровым номером 16:16:212202:1035, общей площадью 16000 кв.м., относящийся к категории земель земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для ведения дачного хозяйства.
Опубликование извещения с недостоверной информацией о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 нарушает права неопределенного круга лиц на информацию, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
То обстоятельство, что информация о сроке аренды, указанная в извещении о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 не соответствует действительности, свидетельствует о несоблюдении принципов открытости и прозрачности предоставления земельных участков.
Опубликование извещения с недостоверной информацией о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 лишает потенциальных приобретателей возможности на равных правах принимать участие в распределении муниципальных земельных участков, ущемляет права и свобода неограниченного круга лиц, заинтересованных в приобретении земельных участков.
В дальнейшем в газете "Высокогорские вести" от 16.10.2013 N 78 (9448) было опубликовано информационное сообщение о внесении поправки в извещение опубликованное в газете "Высокогорские вести" от 27.09.2013 N 73 (9443), именно: "внести изменение: в лоте N 20 вид продажи - аренда на 49 лет".
Согласно Постановлению Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 3 дня до даты проведения торгов.
Согласно правилам главы 11 ГК РФ, течение срока, определенного периода времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Стоит отметить, что извещение об изменении срока аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 было опубликовано в газете "Высокогорские вести" за N 78 (9448) 16 октября 2013 года, т.е. течение срока начинает исчисляться с 17 октября 2013 года.
Вместе с тем, согласно протоколу N 21 аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 25 октября 2013 года (лот N20 земельный участок с кадастровым номером 16:16:212202:1035) аукцион признан состоявшимся, победитель аукциона - Петрочинин Анатолий Дмитриевич.
Следовательно, извещение в печатном издании было опубликовано меньше, чем за 30 дней до даты проведения аукциона, а именно за 9 дней до даты проведения аукциона.
В рассматриваемой ситуации организатору торгов необходимо было продлить срок приема заявок на 30 дней до даты проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 для обеспечения прав неопределенного круга лиц - юридических и физических лиц, желающих подать заявки на участие в данном аукционе.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом Татарстанского УФАС России от 16.07.2015 N 02/498-к возбуждено дело N 06-225/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан и Палатой имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:16:212202:1035, путем изменения фактических сроков заключения договора аренды, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В ходе рассмотрения дела, Комиссией УФАС по РТ установлено, что организаторов аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 является ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан".
Определением об отложении рассмотрения дела N 06-225/2015 ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан" (420043, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Вишневского, 26) привлечено в качестве ответчика по признакам нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения порядка предоставления права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035, путем опубликования недостоверных сведений о сроке договора аренды, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобод; экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономическое деятельности.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее - ГК РФ), собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношение принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Частью 3 статьи 212 ГК РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения пользования и распоряжения имуществом, в том числе, находящимся в государственной собственности.
Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду, безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.
В соответствии с постановлением Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан N 2289 от 24.09.2013 года проведен открытый аукцион на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 сроком на 49 лет. Победителем в открытом аукционе признан Петрочинин Анатолий Дмитриевич.
Согласно постановлению Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан N 2289 от 24.09.2013 года Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан должна была обеспечить организацию и проведение аукциона, а также размещение сообщения о проведении торгов на официальном сайте torgi.gov.ru и публикацию в районной газете "Высокогорские вести".
Вместе с тем, в информационном сообщении о проведении открытого аукциона в газете "Высокогорские вести" указан вид продажи - аренда на 10 лет.
Был изучен договор аренды земельного участка N 24-071-2989 от 30.10.2013.
На основании вышеуказанного договора Палатой имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в лице председателя Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан сдан в аренду на 49 лет Петрочинину Анатолию Дмитриевичу земельный участок с кадастровым номером 16:16:212202:1035, общей площадью 16000 кв.м., относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для ведения дачного хозяйства.
Опубликование извещения с недостоверной информацией о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 нарушает права неопределенного круга лиц на информацию, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
В ходе рассмотрения дела N 06-225/2015 представителем Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан заявлен довод, что в их действиях нет нарушений, поскольку организатором торгов являлось ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан".
Вместе с тем, заключение договора на организацию торгов ее специализированной организацией не освобождает органы местного самоуправления от ответственности, поскольку в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование на распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Статьей 607 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта регулируется частью 4 статьи 30 ЗК РФ (далее - ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент совершение нарушения) и предусматривает для органов местного самоуправления предоставляющих земельные участки, обязанность публикации сообщения (о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставление земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных ее строительством, определен в статье 34 ЗК РФ, который также предусматриваем обязанность органов местного самоуправления обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 7 статьи 38.1 ЗК РФ, предусмотрено, что продавец земельной участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды.
В силу подпункта 9 пункта 10 статьи 38.1 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать сведения о существенных условиях договора, в том числе, о сроке аренды.
Стороны свободны в определении конкретных условий договора.
Вместе с тем, он должен соответствовать обязательным для сторон правилам установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам) действующим в момент его заключения.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В результате изменения предмета договора, размера арендной платы, целевой назначение объекта и других существенных условий договора у сторон возникают новые правоотношения, которые должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивный нормам), действующим в момент его заключения (согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для предоставления земельных участков на иных условиях, предусматривающих существенное увеличение сроков аренды, собственнику имущества необходимо проведение торгов. Так как, объявление и проведение торгов с условиями, предусматривающими более длительный срок аренды, является более привлекательным предложением, соответственно привлечет более широкий круг лиц.
Различные существенные условия договора аренды земельного участка формируют различный спрос на данный земельный участок. Как следствие, будет отличаться и круг потенциальных участников торгов по договору аренды земельного участка с более лояльными существенными условиями, что привод или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Публичность и открытость процедуры предоставления муниципального имущества органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту, являются одними из признаков добросовестной конкуренции, предупреждая и пресекая тем самым монополистическую и недобросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на конкурентном рынке.
Одной из характерных черт проведения аукционов и конкурсов, как публичных процедур, является конкуренция их участников.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключаете); или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством наделения его имуществом и утверждением тарифов на оказание услуг, предоставляя ему преимущественное местоположение перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на том же рынке услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 г N 135-ФЗ "О защите конкуренции", данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российское Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российское Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 г N 135-ФЗ "О защите конкуренции", закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которые участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственное власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или осуществления таких действий (бездействия) запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров: Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров, создание дискриминационных условий.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что действия Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ о 26.07.2006 г "О защите конкуренции", в части ограничения прав неопределенного круга лиц, имевших намерение получить в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:16:212202:1035, путем изменения фактических сроков заключения договора аренды, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
По результатам рассмотрения дела N 06-225/2015 от 30 сентября 2015 года комиссией УФАС по РТ принято решение, в соответствии с которым в действиях ОАО "Центр развития земельных отношений" установлено нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При этом при принятии решения УФАС по РТ учтено обстоятельство, что право аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 получено путем заключения договора аренды земельного участка N 24-071-2989 от 30.10.2013 на основании протокола N 21 аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 25 октября 2013 года.
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам) действующим в момент его заключения.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка может быть недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (статья 168 Гражданского кодекс Российской Федерации).
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно посчитал, что договор аренды земельного участка N 24-071-2989 от 30.10.2013, в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным, поскольку заключен с нарушение процедуры, установленной Земельным кодексом Российской Федерации, что привело к созданию условий для ограничения либо устранения конкуренции.
Пунктами 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, о совершении действие направленных на обеспечение конкуренции.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", за нарушение антимонопольного законодательств должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанны органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальны предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На основании решения N 06-225/2015 от 30 сентября 2015 года УФАС по РТ выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан", а именно:
- отменить протокол N 21 аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 25 октября 2013 года (лот N20 - земельный участок с кадастровым номером 16:16:212202:1035).
Палате имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ также выдано обязательное для исполнения предписание (прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- расторгнуть договор аренды земельного участка N 24-071-2989 от 30.10.2013 и принять меры по возврату земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035, общей площадью 16000 кв.м., относящийся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для ведения дачного хозяйства в муниципальную собственность по акту приема-передачи.
Заявитель, ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан" считает, что доводы антимонопольного органа указанные в Решении N 06-225/2015 от 30 сентября 2015 года являются ошибочными. По его мнению, в материалах УФАС по РТ отсутствуют доказательства совершения заявителем действий в ущерб конкретным отношениям по преимущественному принципу - вид разрешенного использования земельных (ведение дачного хозяйства) участков не менялся. В оспариваемом предписании и решении УФАС по РТ указывает на меры по возврату земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 в муниципальную собственность по акту приема-передачи. Возврат в муниципальную собственность выполнить невозможно, так как этот земельный участок из муниципальной собственности не выбывал (не продавался), целевое назначение и разрешенное использование остались прежними.
Третье лицо, Петрочинин Д.А. поддерживает позицию заявителя. По его мнению, договор аренды земельного участка подписан между ним и Палатой имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ на основании проведенного аукциона, победителем которого он стал (Протокол N 21 от 25.10.2013 года). Ему не было известно о нарушениях, допущенных уполномоченными органами при организации аукциона. После объявления аукциона о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035, общей площадью 16000 м2, размещенным в средствах массовой информации, он принял в нем участие и был объявлен победителем. На арендованном земельном участке он построил жилой дом, 02 сентября 2015 года им подано заявление в Исполнительный комитет Семиозерского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ на выкуп данного земельного участка. Считает необоснованными доводы УФАС по РТ, что действия организатора торгов привели к негативным последствиям для конкурентной среды. Не согласен с требованием, указанным в предписании УФАС по РТ возвратить земельный участок с кадастровым номером 16:16:212202:1035 в муниципальную собственность по акту приема-передачи.
Между тем, суд первой инстанции обосноанно посчитал, что оспариваемое предписание УФАС по РТ не препятствует обращению в суд заявителю и третьему лицу - Петрочинину А.Д., считающего себя добросовестным арендатором, в целях установления в процедуре гражданского судопроизводства оснований для привлечения Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ, Палаты имущественных и земельных отношений Высокогорского муниципального района РТ к гражданской ответственности в виде возмещения имущественного ущерба.
Спорное предписание издано антимонопольным органом в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законом. Согласно подпунктам "а" и "г" пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает обязательные для исполнения предписания об отмене актов, нарушающих антимонопольное законодательство, а также о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Соответствующее предписание, адресованное, в данном случае, заявителю и третьему лицу - Палате имущественных и земельных отношений Высокогорского района РТ, направлено на реальное восстановление конкурентной среды, претерпевшей негативное воздействие со стороны указанных органов.
В рассматриваемом случае содержание предписания соотносится с приведенными целями законодательного регулирования.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются судебной практикой по делу А65-18315/2014.
В связи с чем, доводы заявителя и третьего лица - Петрочинина А.Д., что предписание антимонопольного органа не соответствует закону, суд первой инстанции правомерно посчитал ошибочными.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного органа, заявитель обоснованно признан нарушившим часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения порядка предоставления права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035, ввиду чего выдано оспариваемое предписание.
Заявитель недобросовестно опубликовал недостоверные сведения о сроке договора аренды. Извещение об изменении срока аренды земельного участка с кадастровым номером 16:16:212202:1035 опубликовано в газете "Высокогорские вести" за N 78 (9448) 16 октября 2013 года, ввиду чего, течение срока начинает исчисляться с 17 октября 2013 года, то есть опубликовано меньше чем за 30 дней до даты проведения аукциона, а именно за 9 дней до даты проведения аукциона. Указанное привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранении конкуренции, тогда как при проведении торгов запрещаются действия, которые в том числе, создают участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественные условия участия в торгах.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о законности решения N 06-225/2015 от 30.09.2015 и предписания УФАС по Республике Татарстан N 06-225/2015-2 от 30.09.2015, вынесенных в отношении ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан".
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05.02.2016 года по делу N А65-27868/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27868/2015
Истец: ОАО "Центр развития земельных отношений Республики Татарстан", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Палата земельных и имущественных отношений Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Высокогорский район, с. Высокая Гора, Петрочинин А. Д., г. Казань