Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 октября 2016 г. N Ф08-6547/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
04 июня 2016 г. |
дело N А32-16592/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломидзе О.Г.,
судей Авдониной О.Г., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовой П.А.,
при участии:
от заявителя: представителя Гильштейна Сергея Валерьевича по доверенности от 27.04.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Светлакова Василия Иннокентьевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2015 по делу N А32-16592/2015 (судья Мигулина Д.А.) по заявлению индивидуального предпринимателя Светлакова Василия Иннокентьевича к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации муниципального образования Кавказский район,
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в собственность,
установил:
индивидуальный предприниматель Светлаков Василий Иннокентьевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо, департамент) с требованиями:
- о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: пос. им. Р. Люксембург, Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК "Кавказ" с кадастровым номером 23:09:0201001:11, общей площадью 66 000 кв. м в собственность за плату,
- об обязании принять решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату.
Заявленные требования мотивированы следующим.
Предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу:
пос. им. Р. Люксембург, Краснодарский край, Кавказский район, в границах СПК "Кавказ" с кадастровым номером 23:09:0201001:11, общей площадью 66 000 кв. м, однако департаментом отказано в передаче земельного участка в собственность предпринимателя ввиду того, что Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ органы местного самоуправления не были наделены полномочиями по продлению срока действия договоров аренды, в том числе заключенного между предпринимателем и администрацией муниципального образования Кавказский район дополнительного соглашения в редакции 05.04.2013 о продлении срока аренды до 20 лет, 31.07.2013 о внесении изменений в преамбулу договора в части указания арендатора. Между тем земельный участок находится в аренде у заявителя и его правопредшественника с 1992 года, участок используется в соответствии с его целевым назначением, арендная плата оплачивается своевременно, арендное правоотношение в любом случае сохраняется.
В отзыве на заявление департамент с требованиями предпринимателя не согласился, просил в удовлетворении заявления отказать.
Решением от 25.12.2015 Арбитражный суд Краснодарского края в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд мотивировал решение тем, что дополнительное соглашение от 31.07.2013 является ничтожным, договор аренды в силу п.7.1 прекращен за истечением срока его действия.
Не согласившись с решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивированна следующими доводами:
- земельный участок передан на основании договора аренды земельного участка от 13.08.1992, заключенного между администрацией Кавказского района и крестьянским (фермерским) хозяйством "Пилипенко", чьим правопреемником является предприниматель,
- земельный участок использовался и используется в соответствии с целевым назначением,
- арендное обязательство возникло в период действия законодательства, не требующего проведения торгов;
- пунктом 7.1 договора установлен срок действия договора аренды - до 19.06.2013, однако по истечении указанного срока правоотношения фактически существовали, земельный участок не возвращен администрации Кавказского района, требования о возврате администрацией не заявлено.
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указал, что по запросу департамента им были направлены документы, подтверждающие непрерывное использование испрашиваемого земельного участка. В силу части 4 статьи 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения) "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" заявитель имеет право на предоставление ему в собственность за плату земельного участка в связи с его непрерывным надлежащим использованием на условиях аренды с 13.08.1992 по настоящее время по цене, равной 20 процентам его кадастровой стоимости.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал правовую позицию по делу.
Остальные участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи уведомленными о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.08.1992 на основании заявления гр. Пилипенко В.П. главой администрации Кавказского района Краснодарского края было вынесено Постановление от 13.08.1992 N 1254 "О предоставлении земельного участка гр. Пилипенко В.П. для организации крестьянского (фермерского) хозяйства". В соответствии с указанным постановлением Пилипенко В.П. был предоставлен земельный участок общей площадью 43 га, в том числе в собственность бесплатно 36,4 га и в аренду сроком на пять лет с правом выкупа 6,6 га. Также указанным постановлением было зарегистрировано КФХ "Пилипенко", главой которого утверждена Пилипенко Валентина Павловна - л.д.14-15 том 1.
13.08.1992 между администрацией Кавказского района и КФХ "Пилипенко" на основании постановления N 1254 от 13.08.1992 был заключен договор N 447 о предоставлении земельного участка в аренду площадью 6,6 га сроком на пять лет - л.д. 16-17 том 1.
27.02.1998 на основании заявления КФХ "Пилипенко" главой администрации Кавказского района Краснодарского края было вынесено Постановление N 150 от 27.02.1998 "О продлении срока аренды земельного участка КФХ "Пилипенко" на пять лет - л.д. 20 том 1.
Постановлением главы муниципального образования Кавказский район N 1186 от 19.08.2003 продлен срок аренды земельного участка общей площадью 6,6 га сроком на пять лет - л.д. 31 том 1.
16.12.2003 между администрацией Кавказского района и КФХ "Пилипенко" был заключен договор N 0900000070 аренды земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым КФХ "Пилипенко" был предоставлен земельный участок площадью 65 999,91 кв.м, кадастровый номер 23:09:0201001:0011, участок находится примерно в 3500-м по направлению на северо-запад от ориентира пос. им. Р. Люксембург, расположенного за пределами участка (согласно кадастровому плану) сроком на пять лет - л.д. 21-28 том 1.
Договор зарегистрирован в установленном порядке 16.04.2004.
24.05.2007 общим собранием членов КФХ "Пилипенко" главой КФХ был избран Светлаков Василий Иннокентьевич - л.д.33 том 1.
05.06.2007 в едином государственном реестре юридических лиц была внесена запись о прекращении деятельности юридического лица КФХ "Пилипенко", в связи с приобретением главой КФХ Светлаковым Василием Иннокентьевичем статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
19.06.2008 Постановлением главы муниципального образования Кавказский район "О предоставлении в аренду земельного участка категории сельскохозяйственного назначения" предоставлен в аренду сроком на пять лет КФХ "Пилипенко" земельный участок площадью 65 999,91 кв.м, кадастровый номер 23:09:0201001:0011, местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край Кавказский район в границах СПК "Кавказ"/ участок N 225 - л.д.41-42 том 1.
19.06.2008 между администрацией муниципального образования Кавказский район и КФХ "Пилипенко" в лице главы КФХ Светлакова В.И. был заключен договор N 8809000087 аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым КФХ "Пилипенко" в лице главы КФХ Светлакова В.И. был предоставлен земельный участок площадью 65 999,91 кв.м, кадастровый номер 23:09:0201001:0011, местоположение установлено относительно ориентира Краснодарский край Кавказский район в границах СПК "Кавказ"/ участок N 225, расположенного в границах участка, предназначенный для сельскохозяйственного производства, сроком до 19.06.2013 - л.д. 35-40 том 1.
Указанный договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения зарегистрирован Кавказским отделом Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю 29.07.2008, номер регистрации 23-23-42/027/2008-357 - л.д. 46 том 1.
Согласно п. 7.1 договора аренды от 19.06.2008 его действие прекращается по истечении срока аренды участка.
05.04.2013 между администрацией муниципального образования Кавказский район и Светлаковым В.И. было подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 8809000087 от 19.06.2008, в соответствии с которым договор аренды действует по 19.09.2013 включительно- л.д.47 том 1.
31.07.2013 администрацией муниципального образования Кавказский район было вынесено постановление о продлении срока аренды земельного участка на 20 лет - л.д.50 том 1.
31.07.2013 между администрацией муниципального образования Кавказский район и Светлаковым В.И. было подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 8809000087 от 19.06.2008, в соответствии с которым в преамбуле договора внесены изменения в части наименования арендатора, а именно: вместо КФХ "Пилипенко" в лице Светлакова В.И., внесен Светлаков Василий Иннокентьевич, указаны дата и место его рождения, также установлено, что договор действует по 31.07.2033 - л.д.48-49 том 1.
Соглашение зарегистрировано в реестре - л.д. 52 том 1.
В дело представлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 23:09:0201001:11 от 20.07.2015, согласно которому площадь участка составляет 66 000 кв.м * 2 248 кв.м. - л.д. 137-139 том 1.
Глава КФХ индивидуальный предприниматель Светлаков В.И обратился в департамент с заявлением от 13.02.2015 о предоставлении в собственность за плату земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:09:0201001:11, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка: ориентир: Краснодарский край, Кавказский район, пос. им. Р. Люксембург, в границах СПК "Кавказ" (участок N 225) участок находится примерно в 3500 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кавказский район.
Департамент в письме от 17.03.2015 N 52-4617/15-32.20 отказал заявителю в предоставлении спорного земельного участка в собственность. Отказ мотивирован тем, что заявителем не подтверждено право аренды на земельный участок, т.е. отсутствуют основания предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка в собственность в соответствии с пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Также указано на расхождение площади земельного участка по данным выписки из ЕГРП и кадастрового паспорта - л.д.12 том 1.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом соответствующего ненормативного правового акта, решения либо действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного акта, решения либо действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 01.03.2015, без проведения торгов осуществляется продажа, в частности:
- земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Закон N 101-ФЗ).
К числу участков, исключенных из сферы действия данного Закона, испрашиваемый заявителем в собственность земельный участок не относится (пункт 1 статьи 1 Закона N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель (в редакции, действующей с 01.03.2015).
Ранее пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ устанавливал норму, согласно которой переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в редакции, действовавшей на момент отказа) определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением (помимо других случаев) участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этих участков.
По смыслу названных норм законов Российской Федерации и Краснодарского края, гражданином или юридическим лицом может быть приобретен в собственность не любой земельный участок, а переданный ему в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения, при условии его надлежащего использования.
Согласно выписки из единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении спорного земельного участка его правообладателем является субъект Российской Федерации Краснодарский край, право собственности зарегистрировано 29.12.2004.
Согласно Положению о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345) Департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Департамент осуществляет реализацию государственной политики в области имущественных и земельных отношений, приватизации государственного имущества, за исключением вопросов, регулируемых жилищным законодательством Российской Федерации.
Департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, наделенным правами юридического лица, имеет право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет лицевой счет, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие штампы и бланки.
Заключает договоры купли-продажи, мены, аренды, безвозмездного пользования, соглашения об установлении сервитутов (принимает решение об отказе в заключении соглашения об установлении сервитута), соглашения о перераспределении, выступая стороной по сделкам, принимает решение о перераспределении (об отказе в перераспределении) земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3.10.3. Положения).
Таким образом, заинтересованное лицо определено заявителем верно.
Для возникновения у заявителя права на приобретение участка сельскохозяйственного назначения в собственность без торгов заявитель должен являться арендатором земельного участка, в течение определенного законом времени (не менее 3 лет), надлежащим образом исполнять свои обязанности арендатора, использовать участок по назначению.
Первое условие - наличие у заявителя статуса арендатора, наличие арендных отношений - материалами дела подтверждено.
В дело представлены договоры аренды, заключенные заявителем с администрацией муниципального образования Кавказский район, которая является надлежащим арендодателем.
Законом Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, из фонда перераспределения земель Краснодарского края" органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований согласно приложению 1 к Закону наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками.
По окончании срока действия договора аренды от 16.12.2003, администрация муниципального образования Кавказский район 19.06.2008 заключила договор аренды в отношении спорного земельного участка сроком до 19.06.2013.
На момент заключения данного договора аренды действовала статья 1 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ в редакции, наделяющей администрацию муниципального образования Кавказский район в том числе следующими полномочиями по распоряжению земельными участками:
принятие решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном: а) статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; б) статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
заключение договоров аренды земельных участков;
заключение соглашений об изменении срока действия договоров аренды земельных участков при условии надлежащего исполнения арендаторами земельных участков условий договоров аренды;
осуществление юридических действий по защите имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в случае их нарушения арендаторами земельных участков и иными лицами.
05.04.2013 администрацией МО Кавказский район Краснодарского края и Светлаковым В.И. подписано дополнительное соглашение, которым продлен срок действия договора - до 19.09.2013.
Постановлением администрации от 31.07.2013 N 944/21 продлен срок аренды на 20 лет, в дальнейшем данное постановление отменено постановлением администрации от 04.12.2014 N 1895 - л.д. 146 том 1.
Как указано выше, 31.07.2013 между администрацией муниципального образования Кавказский район и КФХ "Пилипенко" было подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения N 8809000087 от 19.06.2008, указан срок действия договора - до 31.07.2033. В основание заключения данного соглашения положен Закон Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ.
На момент подписания данного соглашения органы местного самоуправления также были наделены государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду в порядке, установленном: статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Полномочия в отношении распоряжения органами местного самоуправлении земельными участками прекращаются в порядке статьи 8 Закона Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ. Обоснования прекращения таких полномочий администрации муниципального образования Кавказский район на момент подписания соглашений департаментом не представлено.
Согласно пункту 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Наделение полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков в аренду означает не что иное, как наделение органов местного самоуправления полномочиями арендодателя в соответствующем правоотношении.
Изменение договора аренды, как и любого иного договора, осуществляется его сторонами.
Порядок заключения договоров, указанный в части 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в редакции, действовавшей в соответствующий момент, не запрещал как продление срока действия договора с КФХ, так и заключение договора без торгов на новый срок.
Поэтому, продлевая срок действия аренды, администрация муниципального образования Кавказский район Краснодарского края не вышла за пределы полномочий арендодателя в соответствующих правоотношениях.
Департамент ссылается на отсутствие полномочия органов местного самоуправления на продление договоров аренды. Вместе с тем Закон Краснодарского края от 10.10.2006 N 1101-КЗ не содержит запрета по осуществлению данного полномочия. Внесенные изменения, а именно изложение пункта 3 части 2 статьи 2 указанного закона вместо редакции "заключать договоры аренды земельных участков и соглашения об изменении срока действия договоров аренды земельных участков по форме, установленной департаментом имущественных отношений Краснодарского края" в новой редакции "заключать договоры аренды земельных участков и соглашения об изменении размера ежегодной арендной платы и размера пени за нарушение сроков внесения арендной платы по форме, установленной департаментом имущественных отношений Краснодарского края" также не свидетельствует об отсутствии полномочий арендодателя на продление срока действия договора аренды земельного участка.
Арендатор вступает в правоотношение с определенным субъектом - арендодателем, "усечение" полномочий арендодателя толкованием закона края по сравнению с полномочиями арендодателя, закрепленными в федеральном законодательстве (Гражданском кодекса Российской Федерации), нарушает принцип правовой определенности.
Глава КФХ, с которым заключено соглашение уполномоченным краем арендодателем на продление срока договора аренды, со ссылкой на краевой закон, который обрабатывает земельный участок, при этом собственником не предъявляются какие-либо требования, в том числе об освобождении участка, правомерно полагает, что обладает статусом арендатора, с соответствующими правовыми гарантиями, закрепленными федеральным законодателем, в том числе на предоставление земельного участка в собственность.
Кроме того, согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 ГК РФ).
Участок предоставлен заявителю для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, действующие на момент его предоставления положения Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не предусматривал предоставление земельного участка для КФХ на торгах и соблюдение публичных процедур (по общему правилу, при наличии одной заявки).
По истечении срока действия договора аренды от 19.06.2008 возражений со стороны департамента или администрации муниципального образования Кавказский район Краснодарского края не заявлено, в связи с чем договор считается возобновленным на неопределенный срок в порядке статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае принятия толкования, согласно которому администрация района не обладала полномочиями по продлению срока договора аренды).
Положения п.7.1 договора от 19.06.2008, согласно которым действие договора прекращается по истечении срока аренды участка, с учетом последующего поведения сторон и использования КФХ заявителя участка по назначению не препятствуют возобновлению договора на неопределенный срок.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" при рассмотрении споров о защите от несправедливых договорных условий суд должен оценивать спорные условия в совокупности со всеми условиями договора и с учетом всех обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 при разрешении споров, возникающих из договоров, в случае неясности условий договора толкование судом условий договора должно осуществляться в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия. Пока не доказано иное, предполагается, что такой стороной было лицо, являющееся профессионалом в соответствующей сфере.
При буквальном применении пункта 7.1 договора и лишении фактически владеющего участком и обрабатывающего его предпринимателя статуса арендатора предприниматель (глава КФХ) лишается предоставленных ему законодательством гарантий, что недопустимо.
Надлежащее использование спорного земельного участка материалами дела подтверждено.
Заявителем представлены акты обследования земельного участка, подготовленные представителем ГКУ КК "Кубаньземконтроль" - л.д. 83, 84, 85, 86; сведения об итогах сева под урожай за 2012 год (л.д. 106-112), за 2013 год (л.д. 99-105), за 2014 года (л.д. 92-96, 97-98), за 2015 год (л.д. 88-91), письмо начальника Кавказского отдела, главного государственного инспектора по охране и использованию земель Кавказского района от 20.07.2015 N 34-28/1335 об отсутствии сведений о привлечении Светлакова В.И. к административной ответственности в сфере соблюдения земельного законодательства (л.д. 145 том 1).
Во исполнение определения апелляционного суда составлен совместный акт осмотра по состоянию на 18.04.2016, которым зафиксировано использование КФХ Светлакова В.И. испрашиваемого земельного участка по назначению: на момент обследования земельный участок подготовлен к севу под урожай 2016. Также отражено, что в 2015 году на земельном участке выращивалась озимая пшеница, урожайность составила 56,5 ц/га - л.д. л.д. 55-60 том 2.
В дело также представлено заключение начальника управления сельского хозяйства муниципального образования Кавказский район от 05.04.2016, согласно которому участок используется по назначению, в соответствии с заключенными договорами и дополнительными соглашениями, урожайность на уровне среднерайонных показателей, проведены соответствующие сезону работы, правонарушений за время аренды выявлено не было - л.д. 61 том 2.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация муниципального образования Кавказский район пояснила апелляционному суду, что меры для возврата земельного участка из владения Светлакова В.И. не предпринимались - л.д. 44 том 2.
Таким образом, даже в случае принятия толкования, согласно которому администрация района не обладала полномочиями по продлению срока договора аренды, заявитель обладает статусом арендатора в отношении испрашиваемого земельного участка.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии у заявителя статуса арендатора в отношении спорного земельного участка не соответствует правовым нормам и материалам дела.
Что касается формулировки ст. 39.3 Земельного кодекса ("если _ заявление о заключении договора купли-продажи такого участка подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка") - заявление подано главой КФХ до введения в действия данной статьи, 18.02.2015, что признает заинтересованное лицо в отзыве на заявленные требования - л.д. 125 том 1.
При обращении с заявлением о предоставлении земельного участка предприниматель предоставил документы согласно действовавшему в соответствующий момент Приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 04.06.2012 N 767 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края".
В отказе департамента не содержится указаний на непредоставление какого-либо документа, необходимого для принятия решения по заявлению предпринимателя.
Согласно документам, приложенным к отзыву на апелляционную жалобу администрации муниципального образования Кавказский район, департаменту была предоставлена информация об использовании заявителем земельного участка в соответствии с требованиями законодательства - л.д. 51 том 2.
Что касается довода отказа относительно расхождения площади земельного участка по данным выписки из ЕГРП и кадастрового паспорта - 65 999,91 кв.м по выписке из ЕГРП и 66 000 кв.м согласно кадастровому паспорту - данное расхождение не может являться основанием для отказа. Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 23:09:0201001:11 от 20.07.2015 площадь участка составляет 66 000 кв.м * 2 248 кв.м - л.д. 137-139 том 1. То есть, указанное расхождение охватывается указанной в кадастровом паспорте погрешностью.
Таким образом, предприниматель (глава КФХ) отвечает критериям, установленным положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поэтому отказ департамента в предоставлении предпринимателю земельного участка в собственность за плату противоречит нормам земельного законодательства и нарушает права заявителя.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права, заявление о понуждении департамента к заключению договора в порядке статьи 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" подлежит удовлетворению.
С учетом характера настоящего спора (который не является преддоговорным), даты рассмотрения заявления предпринимателя и изменения правового регулирования соответствующих отношений апелляционная коллегия полагает правильным ограничиться указанием на обязание департамента подготовить и направить в адрес предпринимателя проект договора купли-продажи земельного участка, без указания конкретных условий такого договора.
В соответствии с п.5 ст.39.17 ЗК РФ уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление о предоставлении земельного участка в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления. Поскольку в рассматриваемом случае наличие оснований для заключения договора получило оценку суда, суд полагает достаточным установить двухнедельный срок.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
Судебные расходы (л.д. 10а том 1, л.д. 11 том 2) подлежат распределению в порядке с. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2015 по делу N А32-16592/2015 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконными действия (бездействие) Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившиеся в отказе предоставления в собственность за плату индивидуальному предпринимателю Светлакову Василию Иннокентьевичу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:09:0201001:11, общей площадью 66 000 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка: ориентир: Краснодарский край, Кавказский район, пос. им. Р. Люксембург, в границах СПК "Кавказ" (участок N 225) участок находится примерно в 3500 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кавказский район (письмо от 17.03.2015 N 52-4617/15-32.20), как противоречащие положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 10 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края подготовить проект договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:09:0201001:11, общей площадью 66 000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка: ориентир: Краснодарский край, Кавказский район, пос. им. Р. Люксембург, в границах СПК "Кавказ" (участок N 225) участок находится примерно в 3500 м от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Кавказский район и направить в адрес индивидуального предпринимателя Светлакова Василия Иннокентьевича в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу постановления.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу индивидуального предпринимателя Светлакова Василия Иннокентьевича судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в размере 450 рублей.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Светлакову Василию Иннокентьевичу из федерального бюджета 2 850 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по квитанции от 11.01.2016, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления арбитражного суда.
Председательствующий |
О.Г. Ломидзе |
Судьи |
О.Г. Авдонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16592/2015
Истец: ИП Светлаков Василий Иннокентьевич, ИП Светлаков Василий Инокентьевич, Светлаков Василий Инокентьевич
Ответчик: департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация муниципального образования Кавказский район, Департамент Имущественных отношений КК