Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 сентября 2016 г. N Ф06-12002/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба возвращена, жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
07 июня 2016 г. |
Дело N А55-26931/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя публичного акционерного общества "Евразийская корпорация автовокзалов" - Еникеевой Ю.Ю. (доверенность от 17.02.2016),
представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - Костромитиной К.В. (доверенность от 09.02.2016 N 1047/7),
представителя Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - Черных А.А. (доверенность от 28.12.2015 N 28-07/139),
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июня 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Евразийская корпорация автовокзалов",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2016 года по делу N А55-26931/2015 (судья Мехедова В.В.),
по заявлению публичного акционерного общества "Евразийская корпорация автовокзалов" (ОГРН 1026300520355, ИНН 6311012419), г.Самара,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара,
с участием третьего лица:
Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (далее - заявитель, ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган, УФАС России по Самарской области) о признании незаконным и отмене решения от 14.09.2015 N 138-11666-15/7 о признании жалобы ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" от 03.09.2015 необоснованной и обязании УФАС по Самарской области выдать Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области предписание об аннулировании конкурса, организованного на основании Приказа Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 29.07.2015 N 257 (т.1 л.д.2-5).
Суд, в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил ходатайство о процессуальной замене заявителя по делу - ОАО "АВ и АС" на публичное акционерное общество "Евразийская корпорация автовокзалов", в связи с изменением организационно-правовой формы и наименования юридического лица.
Определением суда, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - третье лицо, Министерство).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.03.2016 по делу N А55-26931/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.7 л.д.53-56).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.7 л.д.61-64).
Антимонопольный орган апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель ПАО "Евразийская корпорация автовокзалов" поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель антимонопольного органа отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель третьего лица отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в Самарское УФАС России поступила жалоба от ОАО "АВ и АС" на незаконные действия Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, а именно, на отказ в приеме заявки на участие в конкурсе на право заключения договоров об осуществлении регулярных маршрутных перевозок по межмуниципальным маршрутам, объявленном в соответствии с приказом Министерства от 29.07.20158 N 257.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), о чем уведомлен Заявитель, Организатор торгов в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции (т.1 л.д.8).
Согласно доводам жалобы, Организатор торгов незаконно отказал Заявителю в приеме заявки на участие в конкурсе на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам по причине несвоевременного обращения представителя ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области".
Решением УФАС по Самарской области от 14.09.2015 N 138-11666-15/7 жалоба ОАО "АВ и АС" признана необоснованной (т.1 л.д.9-11).
Заявитель, оспаривая данное решение, ссылается на тот факт, что выводы Самарского УФАС о том, что ОАО "АВ и АС" по истечении срока, установленного в Извещении, явилось для подачи заявки на участие в конкурсе, являются необоснованными и документально не подтверждены.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствия ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушения ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении жалобы в УФАС по Самарской области письмом от 08.09.2015 N 28/4198 Министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области представлены следующие документы, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 04.09.2015 N 8934/7: журнал регистрации заявок на участие в конкурсе; доказательства уведомления лиц, подавших заявки на участие в конкурсе, о факте поступления жалобы на действия Министерства при проведении конкурса; Приказ министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 29.07.2015 N297; извещение о проведении конкурса; протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 02.09.2015; протокол о допуске к участию в конкурсе от 03.09.2015; данные с камер видеонаблюдения.
В соответствии с частью 16 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции 09.09.2015 Комиссия Самарского УФАС России рассмотрела жалобу ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области" по существу.
В силу части 17 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Исходя из вышеизложенного, антимонопольный орган в ходе рассмотрения жалобы по существу может выявить иные нарушения, допущенные субъектами, указанными в части 1 статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.
Кроме того, выявление факта нарушения антимонопольного законодательства осуществляется в соответствии со специально предусмотренной Законом о защите конкуренции процедурой возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дел по признакам нарушения данного Закона.
Учитывая вышеизложенное, признание нарушения статей 15, 17 Закона о защите конкуренции не может быть осуществлено при рассмотрении жалобы в порядке статьи 18.1. Закона о защите конкуренции.
Заявитель ни в своей жалобе, ни на заседании Комиссии Самарского УФАС России доводов о наличии в Конкурсной документации положений, противоречащих Закону о защите конкуренции не заявляло.
Судом первой инстанции установлено, что в ходе рассмотрения жалобы Комиссия Самарского УФАС России исследовала и оценила все представленные доказательства.
Министерством в соответствии с приказом от 29.07.2015 N 257 "О проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам" был объявлен Конкурс.
Организатором торгов выступило Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области. Согласно извещению о проведении Конкурса предметом Конкурса является право на заключение договора об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам по каждому из представленных лотов.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 5 Закона Самарской области от 12.10.2010 N 107-ГД "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области) Правительство Самарской области определяет порядок проведения конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам.
Руководствуясь пунктом 6 части 3 статьи 5 Закона Самарской области, уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области организует проведение конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам.
В соответствии со статьей 8 Закона Самарской области деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих регулярные перевозки, осуществляется в соответствии с договором об осуществлении регулярных перевозок, заключаемым с заказчиком перевозок. Указанный договор заключается по результатам конкурса на срок не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, а также при заключении договоров об осуществлении регулярных перевозок городским наземным электрическим транспортом.
Порядок проведения конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, утвержденный Постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2011 N 30 (далее - Порядок проведения конкурсов), регулирует отношения, возникающие при организации и проведении конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам, за исключением маршрутов, полномочия по организации транспортного обслуживания населения по которым переданы в установленном порядке органам местного самоуправления в Самарской области.
Согласно пункту 2.1. Порядка проведения конкурсов конкурс на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам организует и проводит министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
В соответствии с пунктом 2.2. Порядка проведения конкурсов министерство утверждает и размещает на официальном сайте министерства в сети Интернет конкурсную документацию.
Во исполнение вышеуказанных положений Порядка проведения конкурсов, Министерством 29.07.2015 утверждена Конкурсная документация к конкурсу на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам (далее - Конкурсная документация).
Отношения, возникающие при организации и проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных маршрутных перевозок по межмуниципальным маршрутам, регулируются Порядком проведения конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных маршрутных перевозок по межмуниципальным маршрутам, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 09.02.2011 N 30 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3.3 порядка к участию в конкурсе допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, подавшие заявку на участие в конкурсе в срок, указанный в извещении и в конкурсной документации.
Из материалов дела видно, что в соответствии с разделом 5 извещения о проведении конкурса заявки на участие в конкурсе должны были быть представлены в Министерство нарочно либо по почте по адресу: 443068, г. Самара, ул. Скляренко, д. 20 каб. 502, в срок с 09 час. 00 мин. 04.08.2015 до 10 час. 00 мин. 02.09.2015.
Согласно пункту 3.13 Порядка по истечении срока, указанного в извещении о проведении конкурса, заявки не принимаются и не вскрываются.
Пунктом 7.1 Порядка предусмотрена обязанность закрытия секретарем конкурсной комиссии журнала приема заявок соответствующей записью в строке, следующей после регистрационных данных последнего претендента в день окончания приема заявок.
В рассматриваемом случае, руководствуясь положениями конкурсной документации и пунктом 7.1 Порядка секретарем конкурсной комиссии в 10 час. 00 мин. 02.09.2015 в журнал регистрации внесена соответствующая запись "Прием заявок завершен 02.09.2015, 10:00".
Таким образом, правовые основания принятия заявки от ОАО "АВ и АС" на участие в конкурсе в 10 час. 02 мин. отсутствовали.
Министерство ссылается на тот факт, что наименование претендента стало известно секретарю конкурсной комиссии 02.09.2015.
02.09.2015 в период времени с 09 час. 35 мин. - 09 час. 45 мин. на телефон секретаря конкурсной комиссии (3313528) поступил звонок претендента, желающего подать заявку на участие в конкурсе. С целью прохода в здание министерства и оформления пропуска претендент представился как Коновалов.
В соответствии с данными камер видеонаблюдения, установленных в здании министерства на контрольно-пропускном пункте, установлено следующее: в 09 час. 41 мин. Коновалов получил пропуск и вышел из здания министерства; в 09 час. 59 мин. Коновалов вошел в здание министерства, прошел контрольно-пропускной пункт и подошел к лифту; в 10 час. 02 мин. Коновалов вошел в лифт; в 10 час. 18 мин. Коновалов вышел из здания Министерства.
Из показаний свидетеля Коновалова Е.Е. следует, что он является сотрудником заявителя и 02.09.2015 приехал в здание Министерства для сдачи документов для участия в конкурсе, позвонил по личному телефону для получения пропуска, получил пропуск, после чего обнаружил, что забыл документы в машине, вернулся и когда поднялся в кабинет 502 секретарь приемной комиссии показал прочерк в журнале, и пояснил, что прием заявок окончен, после чего поставил на пропуске время 10 час. 02 мин.
Таким образом, действия Министерства соответствовали нормам действующего законодательства, что и было установлено УФАС по Самарской области при рассмотрении жалобы ОАО "АВ и АС".
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 4 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном осуществлении ОАО "АВ и АС" своих гражданских прав, в связи с чем доводы ОАО "АВ и АС" о нарушении положений Закона о защите конкуренции неправомерны и несостоятельны.
Иные доводы ОАО "АВ и АС", указанные в заявлении, не могут быть предметом рассмотрения в рамках настоящего дела в связи с тем, что обжалуемое решение УФАС по Самарской области от 14.09.2015 принято по жалобе ОАО "АВ и АС", согласно которой данное общество оспаривало действия Министерства по отказу в принятии заявки ОАО "АВ и АС" на участие в конкурсе на право заключения договоров об осуществлении регулярных маршрутных перевозок по межмуниципальным маршрутам.
На основании изложенного, решение Комиссии Самарского УФАС России от 14.09.2015 N 138-11666-15/7 вынесено в полном соответствии с нормами Закона о защите конкуренции.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апеллянта, что судом первой инстанции не дана оценка доводам заявителя о наличии в Конкурсной документации положений, противоречащих Закону о защите конкуренции.
Предметом спора является оспаривание решения антимонопольного органа, в котором отсутствуют доводы заявителя о наличии в Конкурсной документации положений, противоречащих Закону о защите конкуренции.
В оспариваемом решении антимонопольного органа рассматривался вопрос о законности отказа Организатора торгов в приеме заявки Заявителя на участие в конкурсе на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам по причине несвоевременного обращения представителя ОАО "Автовокзалы и автостанции Самарской области".
Суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При подаче апелляционной жалобы, ПАО "Евразийская корпорация автовокзалов" в доход федерального бюджета уплачена платежным поручением от 08.04.2016 N 975 государственная пошлина в сумме 3000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает ПАО "Евразийская корпорация автовокзалов" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 08.04.2016 N 975 государственную пошлину в размере 1500 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 марта 2016 года по делу N А55-26931/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Евразийская корпорация автовокзалов" (ОГРН 1026300520355, ИНН 6311012419), г.Самара, из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 08 апреля 2016 года N 975 государственную пошлину в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26931/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 сентября 2016 г. N Ф06-12002/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО "Евразийская корпорация автовокзалов"
Ответчик: Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Управление Федеральной Антимонопольной службы по Самарской области, Федеральная антимонопольная служба Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области