г. Ессентуки |
|
07 июня 2016 г. |
Дело N А61-286/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тасоевой М.А. на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.03.2016 года по делу N А61-286/2016 (судья Сидакова З.К.)
по заявлению Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания (ИНН 1501023924)
к индивидуальному предпринимателю Тасоевой М.А. (ОГРНИП 314151204100046, ИНН 151206989391),
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Тасоевой М.А. - Акоева А.С. по доверенности от 10.03.2016,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения РСО-Алания (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к индивидуальному предпринимателю Тасоевой М.А. (далее - апеллянт, предприниматель) о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.03.2016 требования заявителя удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначил предпринимателю наказание в виде приостановления деятельности на 90 суток.
Не согласившись с решением, предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части назначенного наказания, и назначить наказание в виде штрафа в размере 4 000 руб. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на суровость назначенного ему наказания в виде приостановления деятельности на 90 суток.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Министерство надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не явилось, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в ее отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что предприниматель зарегистрирована в налоговом органе за ОГРН 314151204100046, и осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 27.03.2015, регистрационный номер ЛО-15-02-000711 в аптеках, расположенных по адресам: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ардонская/Островского,194/20 и РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Первомайская, 40.
На основании постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий от 22.01.2016 г., вынесенного заместителем начальника Управления ФСКН России по РСО-Алания в отношении предпринимателя проведено обследование принадлежащих ей помещений, расположенных по адресам: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ардонская/Островского,194/20 и РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Первомайская, 40.
В ходе проверки выявлены нарушения лицензионных требований, о чем старшим оперуполномоченным по ОВД отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков УФСКН России по РСО-Алания Хабаевым К.Ю. составлены акты обследования помещения (здания, местности) от 26.01.2016 в отношении аптеки, расположенной по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Первомайская, 40; акт от 26.01.2016 в отношении аптеки, расположенной по адресу: РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ардонская/Островского,194/20.
Материалы оперативно-розыскных мероприятий направлены УФСНК по РСО-Алания в адрес министерства.
26.01.2016 по материалам проверки министерством составлен акт проверки, в котором указаны выявленные нарушения лицензионных требований.
29.01.2016 ведущим специалистом - экспертом отдела лицензирования Бритаевой М.М., в присутствии Тасоевой М.А. составлен протокол N 01/02-2016 об административном правонарушении, которым предпринимателю вменено совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении следует, что Тасоевой М.А. нарушены следующие лицензионные требования: в нарушение пп. "г" п.5 Постановления Правительства от 22.12.2012 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", п.2.6 ч. II Приказа Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 г. N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств", при отпуске по рецепту врача сотрудники аптечных учреждений не делают отметку об отпуске препарата (т.е. не проставляется наименование аптечного учреждения, наименование и дозировка лекарственного средства, отпущенное количество, подпись отпустившего и дата отпуска). В нарушение пп. "з" п.5 Постановления Правительства от 22.12.2012 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", ст. 58 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и п.32 гл.VI приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 г. N706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств" в аптечных учреждениях не соблюдаются правила хранения лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры - в прохладном месте, например: в аптеке по адресу ул. Ардонская/Островского, 194/20: Пектусин табл. N 10 ЗАО "ВИФИТЕХ" (до 15 °С), Гидроперит табл. 1,5г N 8 ОАО "Татхимфармпрепараты" (не более 20°С), Валидол капе. 50 мг N 40 ООО "ЛЮМИ" (от 5 до 20°С) - во время проведения проверки температура в помещении составляла 24°С; по адресу ул. Первомайская, 40: Полифепан пак. 250г ООО "Сайнтек" (прохл. место), Аргосульфан мазь 40 г ООО "Валеант" (от 5 до 15 °С), Пустырника настойка 25 мл ОАО "Флора Кавказа" (прохл.место), Женьшеня настойка 25 мл ОАО "Ивановская ф/ф" (до 15 °С), капли Зеленина 25 мл ЗАО "Ярославская фарм.фабрика" (до 15 °С) - хранятся при температуре 21 °С. В нарушение ст. 57 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" о запрещении продажи лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств, в нарушение пп. "ж" пункта 5 Постановления Правительства от 22.12.2012 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" в аптечном учреждении по адресу ул. Первомайская, 40 находился лекарственный препарат Аралии настойка 25 мл ОАО "Кировская фармфабрика" серии 011012 сроком годности до 11.2015 г. в количестве 2 уп. В нарушение пп. "г" п.5 Постановления Правительства от 22.12.2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", Приказа Министерства здравоохранения РФ от 22.04.2014 г. N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету", приказа Министерства здравоохранения РФ от 10.09. 2015 г. N 634н "О внесении некоторых изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации", лекарственный препарат Лирика (прегабалин), кодеинсодержащие препараты не взяты на предметно-количественный учет, журнал предметно-количественного учета не представлен.
В нарушение ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", пп. "г" п.5 Постановления Правительства от 22.12.2012 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", Постановления Правительства РФ от 20.07.2011 N 599 (ред. от 22.12.2011) "О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации", Приказа Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 562н "Об утверждении Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества", Приказа Минздрава РФ от 10.09.2015 г. "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ" N 634н, в аптечных учреждениях ИП Тасоевой М.А. нарушаются правила отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету. По данным УФСКН с 01.12.15 г. по 12.01.15 г. аптекой получено препарата Лирика (прегабалин) 77 блистера. Рецепты не представлены, в наличии препарат отсутствует, что свидетельствует о его реализации в отсутствие рецептов в нарушение закона.
На основании указанного протокола министерство обратилось в суд с заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Ответственность за указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно статье 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, а также в иных случаях, предусмотренных частью 1 статьи 3.12 КоАП РФ.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Следовательно, административное приостановление деятельности, обеспечивая реализацию задач законодательства об административных правонарушениях, применяется в отношении конкретного лица, если выявленное в его действиях правонарушение предусматривает такой вид наказания, имеются предусмотренные законом обстоятельства для его назначения и менее строгое наказание не сможет обеспечить достижение целей наказания.
Таким образом, именно характер совершенного правонарушения, его объективные признаки предопределяют возможность применения в качестве наказания административное приостановление деятельности.
Медицинская деятельность подлежит лицензированию на основании пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N99-ФЗ).
Согласно положениям ст. 2 Закона N 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее ФЗ N 61-ФЗ) хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Хранение лекарственных средств для ветеринарного применения организациями и индивидуальными предпринимателями в случаях, если они используются исключительно при разведении, выращивании, содержании и лечении животных, может осуществляться без получения лицензии на фармацевтическую деятельность. Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Хранение наркотических лекарственных средств, психотропных лекарственных средств, радиофармацевтических лекарственных средств осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению фармацевтической деятельности, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение).
Пунктом 6 Положения определено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Постановления Правительства от 22.12.2012 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 32 главы VI приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706Н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств" хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Наличие в действиях предпринимателя объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении и предпринимателем не оспаривается.
Процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении не установлено.
При этом, довод апелляционной жалобы об изменении вида административного наказания на штраф вместо административного приостановления деятельности подлежит отклонению, в связи со следующим.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, направленные на предотвращение ущерба правам, законным интересам граждан в указанной сфере предпринимательской деятельности, то есть направленные на соблюдение правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании предпринимателем требований законодательства в области лицензируемой фармацевтической деятельности.
Судом первой инстанции необоснованно указано в решении о том, что многочисленность нарушении закона выявленное в ходе проверки, является отягчающим вину обстоятельством, в то время как законом такое не предусмотрено. Вместе с тем, этот неверный вывод суда не повлиял на правильность принятого судом решения.
Мера наказания, принятая судом, соответствует тяжести совершенного правонарушения, которое существенно угрожает жизни и здоровью людей.
Таким образом, с учетом отсутствия смягчающих вину обстоятельств общество правомерно привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного приостановления деятельности сроком на 90 дней.
При изложенных обстоятельствах, отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции, следовательно, апелляционная жалоба предпринимателя, не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 28.03.2016 года по делу N А61-286/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-286/2016
Истец: Минздрав РСО-Алания
Ответчик: Тасоева Марина Акимовна