Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2016 г. N Ф07-8364/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А66-11333/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 июня 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от управления Филатова А.В. по доверенности от 13.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охотничье-рыболовное хозяйство "Калининское" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19 февраля 2016 года по делу N А66-11333/2015 (судья Карсакова И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Охотничье-рыболовное хозяйство "Калининское" (ОГРН 1026901674800, ИНН 6927005955; место нахождения: 171540, Тверская область, Кимрский район, сельское поселение Горицкое, деревня Красный Веселок; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным действий Главного управления "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области (ОГРН 1026900533109, ИНН 6903005875; место нахождения: 170100, город Тверь, проспект Победы, дом 53; далее - управление) по включению общества в сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2015 года и приказа о проведении плановой выездной проверки от 23.06.2015 N 434.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221; место нахождения: 170036, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 53А; далее - Министерство).
Решением суда от 19 февраля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что у управления отсутствовали основания для включения общества в сводный план проверок и проведения в отношении его выездной проверки.
Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами апелляционной жалобы общества.
Общество и Министерство о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя управления, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, с целью проверки соблюдения законодательства в сфере ветеринарии общество включено в сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2015 год, утвержденный прокуратурой.
Управлением 23 июня 2015 года принят приказ N 434 о проведении плановой выездной проверки общества.
Общество, посчитав необоснованным включение его в сводный план проверок субъектов предпринимательства на 2015 года и проведение в отношении его выездной проверки на основании приказа о проведении плановой выездной проверки от 23.06.2015 N 434, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2008 N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294) предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи.
Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.
Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного контроля (надзора), до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляют ежегодные планы проведения плановых проверок в соответствующей сфере деятельности, включающие сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок, представленных территориальными органами государственного контроля (надзора), указанными в части 7.1 настоящей статьи. Ежегодные планы проведения плановых проверок размещаются федеральными органами исполнительной власти на своих официальных сайтах в сети "Интернет", за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Согласно статье 14 Закона N 294-ФЗ проведение проверок проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), в котором, в частности, указываются: цели, задачи, предмет проверки и сроки ее проведения, правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами.
В силу пункта 3 части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются: наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности.
Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил при разработке ежегодных планов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусматривается: включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены частями 8-9 статьи 9, статьей 26.1 Закона N 294-ФЗ, а также федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного контроля (надзора); определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности; согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами; составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к Правилам; направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок.
В данном случае Главным управлением проект ежегодного плана проведения плановых проверок для проверки законности включения в него объектов государственного контроля, в том числе общества, был направлен в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру, которая направила в Генеральную прокуратуру Российской Федерации сводный план проверок по Тверской области, включающий в себя ежегодный план Главного управления.
Генеральная прокуратура Российской Федерации осуществила соответствующую проверку, сформировала и разместила указанный план на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
Приказ управления от 23.06.2015 N 434 о проведении плановой выездной проверки в отношении заявителя издан в соответствии со сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2015 год, размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" -http://plan.genproc.gov.ru/plan2015.
Целью плановой проверки являлось осуществление контроля за соблюдением заявителем законодательства в сфере ветеринарии.
При этом плановые проверки с целью осуществления контроля за соблюдением заявителем законодательства в сфере ветеринарии в отношении общества управлением в трехлетний период, предшествующий включению в план проверок 2015 года, не проводились.
Суд первой инстанции правомерно посчитал, что проведение другими органами государственного контроля в соответствии со своей компетенцией плановых проверок в иных сферах государственного контроля в отношении заявителя не свидетельствует о незаконности включения его управлением в ежегодный план проверок исполнения законодательства в сфере ветеринарии.
Управление, являясь специально уполномоченным органом в сфере ветеринарии, в пределах своих полномочий вправе проводить проверку соблюдения ветеринарного законодательства при ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями охотохозяйственной деятельности и принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
На основании части 1 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) защита охотничьих ресурсов от болезней осуществляется в соответствии с Законом об охоте и законодательством Российской Федерации о ветеринарии.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 14.05.1993 N 4979 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является, в том числе реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел.
К ветеринарно-профилактическим и противоэпизоотическим мероприятиям относятся проведение учета и изъятие особей диких животных, инфицированных заразными болезнями, использование ветеринарных препаратов, в том числе посредством их добавления в корм диким животным, а также другие мероприятия, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 43 Закона об охоте).
В силу статьи 2 Закона о ветеринарии ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Перечня ветеринарно-профилактических противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.11.2010 N 491, к таким мероприятиям отнесено предупреждение заноса возбудителей заразных болезней животных (охотничьих ресурсов) извне и недопущение их распространения на территориях охотничьих угодий, в том числе (пункт 1.4): контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Закона об охоте проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Наличие заключенного с Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области охотхозяйственного соглашения от 23.01.2013 N 65 заявитель не отрицает.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы заявителя о проведении ранее Министерством природных ресурсов и экологии проверки общества, поскольку целью проверки в 2014 году являлось выполнение обществом условий пользования охотничьими ресурсами, а не соблюдение законодательства в сфере ветеринарии.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19 февраля 2016 года по делу N А66-11333/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Охотничье-рыболовное хозяйство "Калининское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11333/2015
Истец: ООО "Охотничье-рыболовное хозяйство "Калининское"
Ответчик: Главное управление "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области