Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 сентября 2016 г. N Ф09-7824/16 настоящее постановление отменено
г. Пермь |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А60-60154/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М. А.
судей Жуковой Т.М., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яковлевой Ю.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2016 года
по делу N А60-60154/2015,
принятое судьей Коликовым В.В.,
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Городские электрические сети" Новоуральского городского округа (ИНН 6629007763, ОГРН 1026601724445)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения, обязании произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения на объект,
установил:
МУП "Городские электрические сети" (далее - заявитель) обратилось с иском в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) признании незаконным отказа в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества ВЛИ-0,4 кВ, ТП-2 Мурзинка, фидер 4, от опоры N 2-11 до опоры N 2-160, кадастровый номер: 66:0000000:5285, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Новоуральск, п. Мурзинка, в районе ул. Ясная, обязании произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества ВЛИ-0,4 кВ, ТП-2 Мурзинка, фидер 4, от опоры N2-11 до опоры N 2-160, кадастровый номер: 66:0000000:5285, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Новоуральск, п. Мурзинка, в районе ул. Ясная.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2016 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества ВЛИ-0,4 кВ, ТП-2 Мурзинка, фидер 4, от опоры N 2-11 до опоры N 2-160, кадастровый номер: 66:0000000:5285, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Новоуральск, п. Мурзинка, в районе ул. Ясная незаконным.
Обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области произвести государственную регистрацию права хозяйственного ведения муниципального унитарного предприятия "Городские электрические сети" (ИНН 6629007763, ОГРН 1026601724445) на объект недвижимого имущества ВЛИ-0,4 кВ, ТП-2 Мурзинка, фидер 4, от опоры N 2-11 до опоры N 2-160, кадастровый номер: 66:0000000:5285, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Новоуральск, п. Мурзинка, в районе ул. Ясная.
Не согласившись с вынесенным решением, заинтересованное лицо, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Свердловской области отменить, принято по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что заявителем не были представлены доказательства создания объекта недвижимости в соответствии с нормами Градостроительного кодекса, а именно отсутствует разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Полагает необоснованным применение Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 75-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство" в связи с его противоречием Градостроительному кодексу РФ.
Указывает, что суд первой инстанции осуществил анализ субъективного гражданского права - права хозяйственного ведения на объект недвижимости, тогда как должен был установить противоречие действий государственного регистратора и законодательства, а также установить нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
До начала судебного заседания от муниципального унитарного предприятия "Городские электрические сети" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому последний полагает судебный акт законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, уведомленные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Муниципальное унитарное предприятие "Городские электрические сети" 19 июня 2015 года обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (Первоуральский отдел) с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества ВЛИ-0,4 кВ, ТП-2 Мурзинка, фидер 4, от опоры N 2-11 до опоры N 2-160, кадастровый номер: 66:0000000:5285, расположенный по адресу: Свердловская обл., г. Новоуральск, п. Мурзинка, в районе ул. Ясная.
Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации, о чем вынесено сообщение об отказе в государственной регистрации N 66/031/301/2015-3844 от 06.11.2015. В качестве причин отказа указано на непредоставление заявителем разрешения на строительство объекта недвижимого имущества и отсутствие зарегистрированного права собственности на заявленный объект муниципального образования - Новоуральского городского округа.
Отказ в государственной регистрации послужил основание для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
Признавая отказ регистрирующего органа не законным, суд указал, что требование заинтересованного лица о непредоставлении заявителем разрешения на строительство объекта недвижимого имущества в данном случае не соответствует закону, спор о правах между муниципальным образованием и муниципальным предприятием по поводу объекта отсутствует, право хозяйственного ведения на имущество может возникнуть в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч.1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ст. 201 АПК РФ для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение 7 подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.
Порядок государственной регистрации перехода права собственности урегулирован Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если право возникает на основании соглашения или договора с органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная регистрация права может быть осуществлена на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления либо на основании заявления лица, которое заключило с органом государственной власти или органом местного самоуправления соответствующие договор или соглашение.
В случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
Как указано в пункте 1 ст. 25.3 Закона о регистрации, основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи отнесены к линейным объектам.
В силу норм ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В частности выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется (п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
В статье 2 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 75-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство" указано, что получение разрешения на строительство помимо случаев, установленных федеральным законом, не требуется в случаях строительства и (или) реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также электроустановок напряжением до 20 киловольт включительно.
Принимая во внимание изложенное, вывод суда первой инстанции об отсутствии у заинтересованного лица права требовать разрешения на строительство указанного объекта является правильным.
Вместе с тем, апелляционный суд полагает ошибочными вывод суда первой инстанции касательно наличия оснований для регистрации возникновения права хозяйственного ведения на возведенный объект недвижимости.
Как следует из пункта 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 5 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию (пункты 1 и 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Собственником объекта является, как значится в выписке из реестра муниципальной собственности от 24.07.2015, Новоуральский городской округ (л.д.75).
Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новоуральского городского округа от 23.07.2015 N 491 объект передан в хозяйственное ведение МУП "Городские электрические сети" (л.д.74).
Учитывая производный характер права хозяйственного ведения от права собственности, отсутствие регистрации права собственности на объект Новоуральского городского округа, отказ заинтересованного лица в государственной регистрации права хозяйственного ведения в отсутствие волеизъявления собственника этого имущества и регистрации права собственности на этот объект является законным и обоснованным (ст. 25.3 Закона о регистрации).
Апелляционная жалоба заявителя в указанной части является обоснованной.
С учётом вышеуказанного, решение суда подлежит отмене на основании ч. 2 ст. 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 марта 2016 года по делу N А60-60154/2015 отменить.
В удовлетворении заявления муниципального унитарного предприятия "Городские электрические сети" Новоуральского городского округа отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А.Полякова |
Судьи |
Т.М.Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-60154/2015
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 сентября 2016 г. N Ф09-7824/16 настоящее постановление отменено
Истец: МУП "ГОРОДСКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ" НОВОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УФРС по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7824/16
16.02.2017 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5736/16
13.12.2016 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-60154/15
26.09.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7824/16
06.06.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5736/16
10.03.2016 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-60154/15