Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 9 сентября 2016 г. N Ф10-3182/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании долга в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Воронеж |
|
08 июня 2016 г. |
Дело N А14-15631/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Яковлева А.С., |
судей |
Афониной Н.П., |
|
Письменного С.И., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусевой Е.В.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Штаненкова Д.А., представителя по доверенности N НЮ-9/270/Д от 01.09.2015; Кубышкиной Е.А., представителя по доверенности N ТЦФТО-25/Д от 22.03.2016;
от акционерного общества "Лебединский горно-обогатительный комбинат": Горбуновой Н.Г., представителя по доверенности N 217 от 01.12.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2016 по делу N А14-15631/2015 (судья Кострюкова И.В.) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к акционерному обществу "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (ОГРН 1023102257914, ИНН 3127000014) о взыскании 1 221 929 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу "Лебединский горно-обогатительный комбинат" о взыскании 1 221 929 руб. платы за нахождение вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД" на железнодорожных путях общего пользования.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции в порядке ч. 4 ст. 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было уточнено наименование ответчика, с открытого акционерного общества "Лебединский горно-обогатительный комбинат" на акционерное общество "Лебединский горно-обогатительный комбинат" (далее - АО "Лебединский ГОК", ответчик).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12 апреля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на правовую позицию, отраженную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 N КАС 11-47, согласно которой плата "за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами", поименованная в пункте 12 Тарифного руководства как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта). По мнению заявителя, ответчик, использовавший пути общего пользования истца для нахождения на них вагонов в течение времени ожидания их подачи под погрузку по причинам, зависящим от ответчика, фактически пользовался имуществом, принадлежащим ОАО "РЖД", без каких-либо законных оснований, в связи с чем обязан возместить истцу плату за пользование инфраструктурой.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители ОАО "РЖД" поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель АО "Лебединский ГОК" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав мнения представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.10.2014 между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ОАО "Лебединский ГОК" (владелец) заключен договор N 3/22/141452, в соответствии с условиями которого осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Стойленская Юго-Восточной железной дороги через стрелку N 2 в четной горловине парка "Б", локомотивом владельца.
В феврале 2015 года на станции Стойленская Юго-Восточной железной дороги произошла задержка подачи вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путь необщего пользования. По факту нахождения вагонов на инфраструктуре перевозчика ОАО "РЖД" составлены акты общей формы, подписанные уполномоченными представителями ответчика с разногласиями.
На основании ведомостей подачи и уборки вагонов истец начислил плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в общей сумме 1 221 929 руб.
Ссылаясь на то, что простой вагонов на путях общего пользования произошел по вине ответчика, при этом последний необоснованно уклоняется от оплаты за пользование инфраструктурой, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как следует из представленных в материалы дела актов общей формы, спорные основания начисления платы за нахождение вагонов на путях общего пользования возникли в феврале 2015 года.
Статья 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) в редакции на момент возникновения оснований начисления платы регулировала отношения по оплате за пользование вагонами, контейнерами за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования, за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" ОАО "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте, поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с перевозчиками.
На основании пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве N 2.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции. Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта.
Из буквального толкования статьи 39 Устава железнодорожного транспорта в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям, не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими ОАО "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на правовую позицию, отраженную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2011 N КАС 11-47, не принимается судебной коллегией.
Пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в редакции Приказа Федеральной службы по тарифам от 10.06.2009 N 119-т/4 установлено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и 10 Тарифного руководства.
В письме Федеральной службы по тарифам от 30.03.2011 N СН-2489/10 указано, что плата за занятие инфраструктуры (пути общего пользования) установлена в Тарифном руководстве N 2, но под иным наименованием, - как плата за пользование вагонами. В расчетную базу ставок платы за пользование вагонами, принадлежащими железной дороге, при их простое на путях общего пользования включены затраты на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны, принадлежащие железной дороге (в части, приходящейся на содержание и эксплуатацию инфраструктуры).
Федеральная служба по тарифам в названном письме сослалась на решение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331, которым отказано в признании недействующим пункта 12 Тарифного руководства N 2 и при этом отмечено, что в случаях, когда вагон не принадлежит перевозчику, фактически плата взимается не за пользование вагонами, а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Между тем, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10 и от 18.10.2012 N 6424/12, плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Правомерность применения изложенной правовой позиции подтверждается Определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2014 по делу N А57-13702/2013.
Как следует из протокола урегулирования разногласий к договору N 3/22/141452, положения о взимании платы за время нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования при ожидании подачи частных вагонов по причинам, зависящим от владельца, стороны договорились не включать.
Договором от 13.10.2014 N 3/22/141452 не предусмотрено взимание платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге, во время их нахождения на путях общего пользования в ожидании приема владельцем пути необщего пользования и не определен размер такой платы.
При названных обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении иска, указав на невозможность применения в данном случае пункта 12 Тарифного руководства N 2, и правильно применил статью 39 Устава железнодорожного транспорта.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Воронежской области от 12 апреля 2016 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
Согласно положениям ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.04.2016 по делу N А14-15631/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.С. Яковлев |
Судьи |
Н.П. Афонина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15631/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 9 сентября 2016 г. N Ф10-3182/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "Лебединский ГОК"
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3182/16
07.09.2016 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2680/16
08.06.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2680/16
12.04.2016 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-15631/15