город Москва |
|
7 июня 2016 г. |
дело N А40-206377/15 |
Резолютивная часть постановления оглашена 31.05.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.06.2016.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей |
Лепихина Д.Е., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола |
помощником Анафиевой Д.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ИФНС России N 28 по г. Москве и УФНС России по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.02.2016
по делу N А40-206377/15, принятое судьей Лариным М.В.
по заявлению ЗАО "Экономист" (ОГРН 1027700092034, 125047, Москва, улица 1-я Брестская, дом 35, стр. 1)
к ИФНС России N 28 по г. Москве (ОГРН 1047728058311, 117292, Москва, улица Ивана Бабушкина, дом 10), УФНС России по г. Москве (ОГРН 1047710091758, 125284, Москва, Хорошевское шоссе, дом 12, корп. 1)
о признании недействительным решения;
при участии:
от заявителя - Андрейчук А.А. по доверенности от 25.04.2016; Пудыч Ю.В. по доверенности от 10.11.2015;
от заинтересованных лиц - от ИФНС России N 28 по г. Москве - Шмелева Ю.А. по доверенности от 15.05.2016; от УФНС России по г. Москве - Красовская Е.В. по доверенности N 31 от 13.01.2016;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.02.2016 признаны недействительными решение ИФНС России N 28 по г. Москве от 14.05.2015 N 4282 об отказе в привлечении ЗАО "Экономист" к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение по жалобе от 06.08.2015 N 21-19/079517 в части начисления налога к доплате за 3 квартал 2014 в размере 847.224 руб., в остальной части в удовлетворении заявленных требований, отказано.
Не согласившись с принятым решением, ИФНС России N 28 по г. Москве и УФНС России по г. Москве обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить в части удовлетворения заявления.
Представители налоговых органов и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей налоговых органов и общества, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного обществом 13.10.2014 расчета по налогу на имущество организаций за 3 квартал 2014 с исчислением налога к уплате исходя из кадастровой стоимости помещения, о чем составлен акт камеральной проверки от 16.01.2015, рассмотрены возражения и материалы проверки (протоколы от 30.03.2015 и от 13.05.2015).
14.05.2015 налоговым органом принято обжалуемое решение N 4282, которым инспекцией начислена сумма налога на имущество организаций за 3 квартал 2014 по сроку 30.07.2014 в размере 2.040.660 руб.
Решением УФНС России по г. Москве по апелляционной жалобе от 06.08.2015 N 21-19/079517 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения.
Судом первой инстанции установлено, что основанием для начисления недоимки по налогу на имущество организаций за 3 квартал 2014 послужили следующие обстоятельства.
Общество владеет на праве собственности объектами недвижимого имущества - помещениями с кадастровым номером 77:06:0003012:5617 площадью 8.094, 2 кв.м. и с кадастровым номером 77:06:0003012:5618 площадью 393, 7 кв.м. (общая площадь обоих помещений - 8.487, 9 кв.м.).
Помещения, расположены в здании по адресу: Москва, улица Наметкина, дом 3, имеющее кадастровый номер 77:06:0003012:1057, общую площадь 8.448, 9 кв.м. и входящем в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП, с кадастровой стоимость согласно постановлением Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП в размере 889.831.219, 90 руб.
При расчете суммы налога подлежащей уплате за 3 квартал 2014 налогоплательщиком на основании п. 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона г. Москвы от 20.11.2013 N 63 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" определена кадастровая стоимость помещений исходя из данных публичной кадастровой карты, размер которой по обоим помещениям составил 359.415.113 руб., в том числе: с кадастровым номером 77:06:0003012:5617 - 342.744.118 руб., с кадастровым номером 77:06:0003012:5618 - 16.670.994 руб.; исчислен и уплачена сумма ежеквартального авансового платежа по налогу в размере 808.684 руб.
Налоговым органом при проведении проверки установлено, что кадастровая стоимость обоих помещений налогоплательщика согласно письма Росреестра составляет 1.266.375.274 руб., в том числе: с кадастровым номером 77:06:0003012:5617 - 1.207.636.135 руб., с кадастровым номером 77:06:0003012:5618 - 58.739.139 руб.; произведен расчет подлежащего уплате за квартал налога (авансового платежа), составившего 2.849.344 руб., начислена к уплате разница между определенным им и отраженным налогоплательщиком в декларации налогом к доплате в качестве недоимки в размере 2.040.660 руб.
По вопросу правильности расчета налоговой базы и налогам.
В соответствии с п. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведение бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.
Исходя из положений п. 1 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено п. 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые и торговые центры и помещения в них; нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.
Пунктом 2 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1, 2 и 4 п. 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации, на территории г. Москвы принят Закон N 63, устанавливающий с 1 января 2014 особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организации исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год в соответствии с п. 1 ст. 1.1 Закона N 64 определен в постановлении Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП.
Из материалов дела следует, что общество является собственником помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003012:5617, 77:06:0003012:5618, расположенными в здании по адресу: Москва, улица Наметкина, дом 3, имеющее кадастровый номер 77:06:0003012:1057, которое включено в Перечень, в связи с чем, на основании п. 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество для этого здания, а также для всех входящих в него помещений, вне зависимости от количества собственников здания и помещений в нем, должна определяться как его кадастровая стоимость.
Понятие кадастровой стоимости в виду отсутствия в налоговом законодательстве на основании ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации определяется в ст. 3 Закона N 135-ФЗ, как - стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 настоящего Федерального закона.
Под государственной кадастровой оценкой в силу ст. 24.11 Закона N 135-ФЗ понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании ст. ст. 24.12 и 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
В соответствии со ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение 10 рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Следовательно, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа принятом в порядке ст. 24.17 Закона N 135-ФЗ, с возможными изменения утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества только путем принятия судом или комиссией соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.
Исполнительным органом власти в г. Москве на основании Устава является Правительства г. Москвы, которое в силу перечисленных положений Закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам постановлении, подлежащем официальному опубликованию в утвержденном печатном издании и размещении в сети Интернет на портале www.mos.ru.
Иные, кроме содержащихся в постановлении Правительства г. Москвы об утверждении результатов определения кадастровой стоимости данные о размере кадастровой стоимости в отношении конкретного объекта данные, включая сведения, справки и кадастровые паспорта, полученные от уполномоченных по ведению государственного кадастра органах и учреждениях подчиненных Росреестру, не могут быть приняты во внимание при определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций в порядке ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из этого следует, что единственным источником определения размера кадастровой стоимости для внесенного в Перечень объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций на основании ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на 2014 год является постановление Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП, любые иные, полученные даже от официальных и уполномоченных органов или учреждений, отличные от сведений содержащихся в постановлении N 752-ПП, не должны учитываться налогоплательщиками при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций.
Пунктом 6 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено специальное правило определения кадастровой стоимости помещений в здании, включенном в Перечень, в отношении которых соответствующим нормативным актом кадастровая стоимость не определена, при наличии определенной кадастровой стоимости самого здания.
Кадастровая стоимость помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Иным образом, кадастровая стоимость помещения в здании, входящем в Перечень, в том числе на основании кадастровых справок и иным образом, определению не подлежит.
Поскольку для принадлежащих налогоплательщику помещений, с кадастровыми номерами 77:06:0003012:5617, 77:06:0003012:5618 не определена их кадастровая стоимость в постановлении N 752-ПП, то на основании п. 6 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость этих помещений должна быть определена исходя из доли их площади в общей площади всего здания и кадастровой стоимости здания, установленной в постановлении N 752-ПП.
При расчете правильного размера налога (авансового платежа), подлежащего уплате налогоплательщиком за каждый квартал 2014 учитывается то, что кадастровая стоимость здания на 01.01.2014 согласно постановлению N 752-ПП составила 889.831.219, 90 руб., общая площадь здания с кадастровым номером 77:06:0003012:1057 по кадастровому паспорту составляет 8.448, 9 кв.м., общая площадь обоих спорных помещений в этом здании с кадастровыми номерами 77:06:0003012:5617, 77:06:0003012:5618 составляет 8.487, 9 кв.м. (8.094, 2 кв.м. + 393, 7 кв.м.), то есть фактически, исходя из данных кадастровых паспортов, общая площадь спорных помещений превышает общую площадь здания, в котором они находятся на 39 кв.м.
При арифметическом расчете доли площади помещений в здании для применения порядка расчета налоговой базы исходя из кадастровой стоимости здания данная доля будет больше единицы (8.487, 9 кв.м. / 8.448, 9 кв.м. = 1, 0046), что фактически не соответствует действительности, так как площадь помещений в здании не может превышать общую площадь самого здания, следовательно, в данном случае имеется явная техническая ошибка Росреестра при определении площади помещений и площади здания и фиксации ее в кадастровых паспортах, которая до настоящего времени не устранена.
В соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона N 135-ФЗ уполномоченный орган не вправе самостоятельно устранять техническую ошибку, в то же время производить расчет налоговой базы исходя из коэффициента определения доли площади помещения в общей площади здания, превышающего в виду явной недостоверности, судом первой инстанции обоснованно с учетом значения коэффициента близкое к единице (1, 0046), применить при расчете доли коэффициент равный 1, то есть определить налоговую базу исходя из кадастровой стоимости здания.
Сумма налога на имущество организаций, подлежащая уплате за год, исходя из налоговой базы равной 889.831.219, 90 руб. "кадастровая стоимость здания" * 1 "коэффициент", составляет 8.008.480 руб., за квартал 2.002.120 руб.
Разница между суммой налога (ежемесячного авансового платежа) к уплате, рассчитанной по данным суда (2.002.120 руб.) и исчисленной к уплате налогоплательщиком в расчете (808.684 руб.), составляет 1.193.436 руб., данная сумма и подлежит доплате по результатам камеральной проверки.
Судом первой инстанции установлено, что налогоплательщиком и налоговым органом неправомерно определена налоговая база спорных помещений исходя из кадастровой стоимости отраженной в справках Росреестра (инспекция) либо публичной кадастровой карте (общество), в то время как правильным будет расчет налоговой базы исходя из кадастровой стоимости здания установленной в постановлении N 752-ПП, с учетом доли площади спорных помещений в общей площади здания равной единицы.
Выводы суда первой инстанции о том, что обществом при расчете авансового платежа по налогу на имущество организаций за 3 квартал 2014 в отношении помещений с кадастровыми номерами 77:06:0003012:5617, 77:06:0003012:5618 необоснованно использованы данные о кадастровой стоимости ошибочно отраженной в публичной кадастровой карте, заниженной по сравнению с реальной и утвержденной в порядке ст. 24.17 Закона N 135-ФЗ кадастровой стоимостью здания, что привело к занижению налоговой базы и суммы авансового платежа к уплате на 1.193.436 руб. (с учетом исчисленного в декларации), в связи с чем, в указанной части оспариваемое решение инспекции от 14.05.2015 N 4282 и решение по жалобе от 06.08.2015 N 21-19/079517 являются законными и обоснованными, в остальной части начисления налога к доплате в размере 847.224 руб. решение инспекции и решение по жалобе являются незаконными, в виду несоответствия расчета реального налогового обязательства по порядку установленному п. 6 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, являются обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.02.2016 по делу N А40-206377/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-206377/2015
Истец: ЗАО "Экономист"
Ответчик: ИФНС N 28 по г. Москве, ИФНС РФ N28 по г. Москве, УФНС РФ по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-12566/17
16.09.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11605/16
07.06.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18033/16
29.02.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-206377/15