Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 сентября 2016 г. N Ф05-12614/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
07 июня 2016 г. |
Дело N А40-249636/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей Цымбаренко И.Б., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Сулейман"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.03.2015 по делу N А40-249636/2015 (145-2067), принятое судьей Вигдорчиком Д.Г.,
по заявлению ООО "Сулейман"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Абрамова Н.В. по дов. от 10.02.2015; |
от ответчика: |
Забаринова Н.С. по дов. от 24.12.2015, Родин Д.С. по дов. от 24.12.2015; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сулейман" (далее - ООО "Сулейман", заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента городского имущества города Москвы (далее - ДГИг.Москвы, ответчик) об отказе в оказании государственной услуги "предварительное согласование предоставления земельного участка" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г.Москва, ул.проспект Мира, д.119, стр.529, оформленного письмом N 33-5-61324/15-(0)-1 от 19.10.2015, обязании ответчика принять положительное решение об оказании испрашиваемой государственной услуги.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 24.03.2016 вышеуказанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта требованиям законодательства, не повлекшего нарушение прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Сулейман" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Согласно доводам обратившегося с жалобой лица, решение суда противоречит нормам материального права и нарушает права заявителя.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, изложил свою правовую позицию по делу, настаивал на отмены обжалуемого решения и удовлетворении требований апелляционной жалобы в полном объеме,
Представители ответчика поддержали решение суда первой инстанции, указав на необоснованный характер доводов апелляционной жалобы и содержащихся в ней требований, изложили свою правовую позицию по делу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, в целях оформления земельно-правовых отношений 29.09.2015 ООО "Сулейман" обратилось в адрес ДГИ г.Москвы с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" в отношении земельного участка с адресным ориентиром: г.Москва, ул.проспект Мира, д.119, стр.529.
Рассмотрев заявление ООО "Сулейман" и приложенные к нему документы, ДГИ г.Москвы принял решение об отказе в предоставлении государственной услуги, оформленное письмом N 33-5-61324/15-(0)-1 от 19.10.2015.
Основаниями для отказа в предоставлении испрашиваемой услуги явилось наличие факта уполномоченного органа исполнительной власти г.Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, установленного актом Госинспекции по недвижимости N 9008041/2 от 29.06.2015.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с целью защиты и восстановления нарушенного права, возбуждения судом дела, его рассмотрения и разрешения по правилам главы 24 АПК РФ.
Согласно системному толкованию ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения и аргументы представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным п. 1.2 Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
В соответствии с положениями ч.31 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Вышеприведенной нормой федерального закона субъекту РФ предоставлено право применять законы, устанавливающие дополнительные основания для отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа.
В силу положений ст. 4.1. Закона г.Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" основанием для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка наряду с основаниями, предусмотренными статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, являются: включение расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества в утвержденный Правительством Москвы перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, когда такой объект недвижимого имущества снесен либо завершены судебные разбирательства, связанные с размещением такого объекта недвижимого имущества.
В силу п. 2.10.1.2. Административного регламента одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных Законом города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", в том числе наличие акта уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости, за исключением случаев составления уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы акта о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка;
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, факт нецелевого использования заявителем земельного участка, установленный актом Госинспекции по недвижимости N 9008041/2 от 29.06.2015, подтвержден документально, следовательно, правовых оснований для оказания испрашиваемой услуги не имелось. При этом, суд первой инстанции отклонил доводы заявителя об устранении выявленного нарушения.
Апелляционная коллегия признает данные выводы суда первой инстанции неправомерными и необоснованными, исходя из следующего.
Как следует из полного содержания акта Госинспекции по недвижимости N 9008041/2 от 29.06.2015 (оборот л.д.27), в ходе контрольной проверки было установлено, что ООО "Сулейман" представило документы о постановке на учет конструктивного элемента здания, здания, входящего в общую площадь здания (крыльцо), кадастровая выписка от 27.07.2015 N 77/501/15-849186. Нарушение устранено.
В судебном заседании суд апелляционной инстанции обозрел представленную заявителем копию указанной кадастровой выписки от 27.07.2015 N 77/501/15-849186 и пришел к выводу об устранении заявителем ранее выявленного правонарушения.
Данный акт был представлен в ДГИ г.Москвы вместе с заявлением о предоставлении государственной услуги "предварительное согласование предоставления земельного участка", однако не получил какой-либо правовой оценки со стороны как ответчика, так и суда первой инстанции. К заявлению также было приложено постановление Госинспекции по недвижимости от 12.08.2015 по делу N 2482-ЗУ/9008041/3-15 о прекращении производства по делу об административном правонарушении за отсутствием события правонарушения.
Следовательно, на момент обращения заявителя к ответчику имелся акт о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка, следовательно, правовых оснований для принятия решения об отказе в предоставлении испрашиваемой услуги в рассматриваемом случае не имелось.
Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует требованиям как федерального законодательства (ч.31 ст.24 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), так законодательных актов г.Москвы (п.2.10.1.2. Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП; ст. 4.1. Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве"). Доказательств обратного материалы рассматриваемого дела не содержат.
В связи с этим, арбитражный апелляционный суд считает, что положенный судом первой инстанции в основу принятого судебного акта выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам рассматриваемого дела, в связи с чем, в соответствии с п.3 ч.1 ст.270 АПК РФ решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.03.2015 по делу N А40-249636/2015 подлежит отмене, а заявленные требования - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.03.2015 по делу N А40-249636/2015 отменить.
Признать незаконным и отменить отказ Департамента городского имущества города Москвы от 19.10.2015 N 33-5-61324/15-(0)-1 в предварительном согласовании предоставления ООО "Сулейман" земельного участка с адресными ориентирами: г. Москва, проспект Мира, вл. 119, стр. 529.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы выдать ООО "Сулейман" решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка ООО "Сулейман" с адресными ориентирами: г. Москва, проспект Мира, вл. 119, стр. 529.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-249636/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 сентября 2016 г. N Ф05-12614/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СУЛЕЙМАН"
Ответчик: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2017 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12614/16
05.10.2017 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12614/16
03.07.2017 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31838/17
12.09.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12614/16
07.06.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-19619/16
24.03.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-249636/15