г. Красноярск |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А74-10782/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" июня 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Абаканская межрайонная клиническая больница"): Ананьевского О.В., главного врача на основании приказа от 14.03.201 N 51-к; Левадного Н.Н., представителя по доверенности от 25.03.2016 N 5,
от ответчика (Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия): Мосман Л.Ф., представителя по доверенности от 12.01.2016; Благун Л.Н., представителя по доверенности от 12.01.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "02" марта 2016 года по делу N А74-10782/2015, принятое судьей Коршуновой Т.Г.,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Абаканская межрайонная клиническая больница" (далее - заявитель, ГБУЗ РХ "Абаканская МКБ", учреждение) (ИНН 1901022668, ОГРН 1021900520410) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействительным предписания (требования) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия (далее - ответчик, Фонд) (ИНН 1901016625, ОГРН 1021900532092) от 19.11.2015 N Л-3106 в части возврата в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению, в размере 249 793 рубля 60 копеек, оплаты штрафа за нецелевое использование средств в сумме 24 979 рубля 36 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 02 марта 2016 года заявление удовлетворено, предписание (требование) Фонда от 19.11.2015 N Л-3106 в части возврата в бюджет Фонда средств, использованных не по целевому назначению, в размере 249 793 рублей 60 копеек, оплаты штрафа за нецелевое использование средств в сумме 24 979 рублей 36 копеек признано недействительным. Суд возложил на Фонд обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения путем уменьшения обязательств по возврату денежных средств и уплате штрафа, отнесенных оспариваемым требованием (предписанием) к средствам нецелевого использования и признанных арбитражным судом незаконными.
Не согласившись с вынесенным решением, Фонд обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.
В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932, Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия 30.12.2013 N 733, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации в установленном порядке оказывается медицинская помощь и предоставляются иные государственные и муниципальные услуги (работы) в федеральных медицинских организациях, медицинских организациях субъектов Российской Федерации, в том числе в центрах профессиональной патологии, бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомических бюро.
Исходя из понятия страхового случая, содержащегося в Федеральном законе от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", транспортировка и хранение тел умерших не является страховым случаем.
Ответчик также сослался на то, что к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; в бюджете города Абакана предусмотрены расходы на оплату услуг по транспортировке умерших в морг, в связи с чем финансирование учреждения могло быть произведено за счет средств местного бюджета.
Нормы бюджетного законодательства запрещают устанавливать расходные обязательства за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется только гистологические и цитологические исследования застрахованных лиц согласно предусмотренным стандартам.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Заявитель представил отзыв, в котором с жалобой не согласился, в ее удовлетворении просил отказать. Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы, приведенные в отзыве.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Фондом на основании приказа от 15.10.2015 N 436-п в отношении ГБУЗ РХ "Абаканская МКБ" проведена комплексная проверка с целью осуществления контроля над использованием средств обязательного медицинского страхования за период работы медицинского учреждения с 01 января по 31 декабря 2014 года, по отдельным вопросам с января по сентябрь 2015 года.
По результатам проверки составлен акт проверки от 12.11.2015 N 39, в котором Фонд пришел к выводу о допущении учреждением в 2014 году нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 455 711 рублей 24 копеек.
В акте указано, что в нарушение статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и раздела 4 постановления Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" учреждением произведены расходы, подлежащие финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия (расход отнесены на подстатью 222 "Транспортные услуги" КОСГУ), за услуги по транспортировке в патолого-анатомическое отделение пациентов, умерших в отделениях ГБУЗ РХ "Абаканская МКБ".
С учетом частичного возврата средств нецелевого использования, сумма нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования за проверяемый период составила 990 416 рублей 89 копеек (расходы, финансируемые за счет средств республиканского бюджета), в том числе: 675 049 рублей 51 копейка - расходы на капитальный ремонт системы электроснабжения, 65 537 рублей 78 копеек расходы по замене полов на антистатические, 249 793 рубля 60 копеек - расходы на транспортировку пациентов, умерших в отделениях ГБУЗ РХ "Абаканская МКБ".
Учреждению выставлено требование (предписание) от 19.11.2015 N Л-3106 об устранении нарушений и возврате в бюджет ТФОМС средств, использованных не по целевому назначению в сумме 990 416 рублей 89 копеек, а также штрафа за нецелевое использование средств в размере 99 041 рубля 69 копеек.
Не согласившись с указанным требованием Фонда в части выводов о нецелевом расходовании средств обязательного медицинского страхования в части расходов на транспортировку в патолого-анатомическое отделение пациентов, умерших в отделениях ГБУЗ РХ "Абаканская МКБ", в сумме 249 793 рубля 60 копеек и начисленного на них штрафа в сумме 24 979 рублей 36 копеек, учреждение обратилось в арбитражный суд вышеуказанным требованием.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции не установил нарушений со стороны Фонда процедуры проведения выездной проверки, требование (предписание) вынесено в пределах компетенции Фонда уполномоченным лицом.
Существо спора между сторонами заключается в вопросе правомерности расходования учреждением средств обязательного медицинского страхования на оказанные ему услуги по транспортировке в патолого-анатомическое отделение пациентов, умерших в отделениях ГБУЗ РХ "Абаканская МКБ", в сумме 249 793 рубля 60 копеек.
Согласно позиции Фонда, следующей из его пояснений и озвученной его представителями в судебных заседаниях, у учреждения отсутствовали правовые основания для несения данных расходов за счет средств обязательного медицинского страхования, так как соответствующие обстоятельства не являются страховым случаем, финансирования оказанных услуг должно производится за счет иных источников финансирования, в частности средств федерального или региональных бюджетов; бюджетом города Абакана, в котором также предусмотрены расходные обязательства на оплату услуг по транспортировке умерших в морг.
Суд апелляционной инстанции установил и сторонами не оспаривается, что указанная сумма денежных средств понесена в 2014 году в связи с оплатой услуг по транспортировке в патолого-анатомическое отделение пациентов, умерших в отделениях учреждения.
На основании положений Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании) суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что для разрешения возникшего спора применению подлежат положения данного закона, а также положения Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Закона о медицинском страховании установлено, что данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В пунктах 1, 4, 9 статьи 3 Закона о медицинском страховании приведены используемые в законе понятия обязательного медицинского страхования, территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также страхового случая.
Так, обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования; территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации и соответствующая единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования; страховой случай - совершившееся событие (заболевание, травма, иное состояние здоровья застрахованного лица, профилактические мероприятия), при наступлении которого застрахованному лицу предоставляется страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию;
Суд апелляционной инстанции считает несостоятельными доводы ответчика о том, что оказанные учреждению услуги по транспортировке в патолого-анатомическое отделение тел умерших пациентов не относятся к случаям, подлежащим обеспечению за счет средств обязательного медицинского страхования.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закона об охране здоровья) предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закона об охране здоровья) медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Частью 1 статьи 37 Закона об охране здоровья (в редакции, действовавшей в спорный период) установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
В силу части 1 статьи 80 Закона об охране здоровья в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предоставляются: первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи; скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная; паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала (пункт 6 части 3 статьи 80 названного Закона).
Суд апелляционной инстанции считает верным проведенный судом первой инстанции анализ положений Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932, части 7 статьи 35 Закона о медицинском страховании и сделанный вывод о том, что за счет средств обязательного медицинского страхования подлежат оплате расходы на транспортные услуги, включенные в структуру тарифов на оплату медицинской помощи.
Ссылки ответчика на то, что в разделе IV Программы в качестве источников ее финансового обеспечения указаны не только средства обязательного медицинского страхования, но и средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), суд апелляционной инстанции считает не имеющими значениями для рассмотрения настоящего спора.
Утвержденной в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Закона об охране здоровья постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2013 N 733 территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Территориальная программа), реализация которой возложена на Министерство здравоохранения Республики Хакасия совместно с ТФОМС Республики Хакасия, предусмотрены следующие положения:
- источники ее финансового обеспечения - средства федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Хакасия, средства обязательного медицинского страхования (пункт 2.9);
- за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Хакасия в установленном порядке оказывается медицинская помощь и предоставляются иные государственные услуги (работы) в патолого-анатомических отделениях (пункт 2.9.2);
- транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала осуществляются медицинскими организациями без взимания платы с граждан (пункт 3.14).
Частями 1, 2 статьи 67 Закона об охране здоровья установлено, что патолого-анатомические вскрытия проводятся врачами соответствующей специальности в целях получения данных о причине смерти человека и диагнозе заболевания. Порядок проведения патолого-анатомических вскрытий определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 июня 2013 года N 354н утвержден соответствующий порядок проведения патолого-анатомических вскрытий утвержден (далее - Порядок вскрытий).
Из положений пунктов 4, 5-7 Порядка вскрытия следует, что на вскрытие подлежат направлению тела, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие проведению патолого-анатомического вскрытия, осуществляется после констатации биологической смерти человека медицинским работником медицинской организации или выездной бригады скорой медицинской помощи в установленном порядке. Направление на патолого-анатомическое вскрытие тел умерших в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, организует заведующий отделением медицинской организации, в котором находился пациент на момент наступления смерти, а в случае его отсутствия - дежурный врач. В случае наступления смерти вне медицинской организации направление на патолого-анатомическое вскрытие тел умерших организует врач (фельдшер) медицинской организации, в которой умерший получал первичную медико-санитарную помощь, либо медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание территории, где констатирована смерть. В случае наступления смерти в стационарных учреждениях социального обслуживания, образовательных организациях, в которых созданы условия для проживания обучающихся, и домах ребенка направление на патолого-анатомическое вскрытие тел умерших организует врач (фельдшер) указанных организаций либо медицинской организации, осуществляющей медицинское обслуживание этих организаций.
Из изложенного следует, что направление тел на патолого-анатомическое вскрытие, что предполагает Территориальная программа в пункте 3.14, осуществляется в составе оказания услуг по медицинской помощи, бесплатность которой, как указано выше гарантируется.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932, устанавливаются требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 29.12.2012 N 1056 утвержден Стандарт качества государственной услуги "Предоставление специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, оказываемых гражданам в государственных учреждениях здравоохранения Республики Хакасия (далее -Стандарт качества).
Согласно Стандарту качества целью оказания названной государственной услуги: обеспечение доступности и качества специализированной медицинской помощи при лечении граждан в условиях круглосуточных стационаров государственных учреждений здравоохранения Республики Хакасия.
В разделе "Порядок оказания государственной услуги (описание технологии оказания государственной услуги)" Стандарта качества установлены гарантии пациента в условиях стационара, в частности, транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала.
Суд первой инстанции со ссылкой на положения статьи 35 Закона о медицинском страховании обоснованно указал на то, что базовая программа обязательного медицинского страхования, являющаяся составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, определяет структуру тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя, в частности, расходы на оплату транспортных услуг.
В пунктах 155 - 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932, которые содержат методику расчета тарифов на оплату медицинской помощи в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о медицинском страховании, указано, что расчет тарифов может осуществляться на единицу объема медицинской помощи, на медицинскую услугу, за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний), на основе подушевого норматива финансирования медицинской организации на прикрепленных к медицинской организации застрахованных лиц. Тарифы рассчитываются в соответствии с главой XI Правил и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой. Тариф на оплату медицинской помощи, в том числе включает в себя расходы в соответствии с частью 7 статьи 35 Закона о медицинском страховании, в том числе расходы на оплату транспортных услуг.
Частью 2 статьи 30 Закона о медицинском страховании предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Закона об охране здоровья, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона.
Решением от 13.01.2014 (протокол N 1) Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Хакасия утверждено Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на 2014 год.
Из условий заключенного Тарифного соглашения следует, что за счет средств обязательного медицинского страхования финансируются медицинские организации имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания таковой. Медицинская помощь оказывается в условиях: вне медицинской организации; амбулаторно; в дневном стационаре; стационарно.
Относительно порядка оплаты в названном соглашении (раздел 2) предусмотрено, что при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях, применяется способ оплаты - за законченный случай лечения по клинико-профильным группам заболеваний, то есть заболеваний, объединенных одним профилем стационарной медицинской помощи.
Законченный случай лечения в стационаре - совокупность медицинских услуг в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи по основному заболеванию, предоставленных пациенту в стационаре в регламентируемые сроки в виде диагностической, лечебной, реабилитационной и консультативной медицинской помощи, в случае достижения клинического результата от момента поступления до выбытия (выписка, перевод в другое учреждение или в другое профильное отделение пациента по поводу другого или сопутствующего заболевания), подтвержденного первичной медицинской документацией, и без клинического результата (пункт 2.1 Положения о порядке оплаты).
При этом пунктом 2.2 Положения о порядке оплаты предусмотрено, что оплата медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях, осуществляется, в том числе при наступлении смерти пациента.
Согласно пунктам 6.1, 6.2 и 6.9 Положения о порядке оплаты в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи. Структура тарифа на оплату медицинской помощи, который включат в себя, в том числе расходы на оплату транспортных услуг. В содержание медицинской организации включаются расходы на транспортные услуги.
Таким образом, из изложенного следует, что оказываемые учреждением как медицинским учреждением услуги в предусмотренных формах медицинской деятельности, стоимость которых подлежит компенсации за счет средств обязательного медицинского страхования, включает необходимость транспортировки умерших пациентов, в том числе в патолого-анатомические отделения для вскрытия. Такая транспортировка тел умерших соответствует предусмотренной законом гарантии бесплатной транспортировки тела умершего при выполнении программ государственных гарантий, ее стоимость учтена в составе действующего на территории Республики Хакасия тарифа.
Суд апелляционной инстанции также считает верным вывод суда первой инстанции о том, что необходимость соответствующей транспортировки учреждением как части оказываемых им услуг следует из того обстоятельства, что подобная транспортировка не относится к медицинской помощи и иным государственным услугам (работам), оказываемых (бюро).
Доводы ответчика о том, что расходными обязательствами местного бюджета предусмотрено оказание ритуальных услуг, услуг по содержанию и благоустройству городских территорий, оказываемых гражданам администрацией города, за счет которых, по утвержденной ответчика, могут быть компенсированы спорные расходы, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку соответствующие обстоятельства не соотносятся со спорными правоотношениями, в рамках которых учреждением оказывались услуги регулируемые законодательством о медицинском страховании.
Ответчик в ходе рассмотрения спора не оспорил и не опроверг, что тела умерших транспортировались, после поступления в учреждение пациентов в соответствии с положениями Закона о медицинском страховании для оказания им медицинских услуг. В акте проверки обстоятельства, обратные указанному, не отражены.
С учетом изложенного, поскольку оспоренное учреждением предписание (требование) Фонда является следствием вывода о неправомерном использовании не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что имеются основания, предусмотренные частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания предписания (требования) Фонда от 19.11.2015 N Л-3106 недействительным в части возврата в бюджет фонда средств, использованных не по целевому назначению, в размере 249 793 рублей 60 копеек, оплаты штрафа за нецелевое использование средств в сумме 24 979 рубля 36 копеек.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлены.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "02" марта 2016 года по делу N А74-10782/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-10782/2015
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Абаканская межрайонная клиническая больница"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РХ