город Омск |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А75-14842/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4434/2016) Общества с ограниченной ответственностью "Белозерный газоперерабатывающий комплекс"
на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2016 по делу N А75-14842/2015 (судья Фёдоров А.Е.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Белозерный газоперерабатывающий комплекс"
к Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
о признании незаконным отказа,
при участии в судебном заседании представителей:
от Общества с ограниченной ответственностью "Белозерный газоперерабатывающий комплекс" - Давиденко Евгений Александрович (паспорт, по доверенности N 54 от 28.09.2015 сроком действия по 31.01.2017);
от Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Белозерный газоперерабатывающий комплекс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Департаменту природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на использование лесов, оформленного письмом от 21.08.2015, а также об обязании Департамента выдать испрашиваемое разрешение в отношении земельного участка находящихся в государственной собственности в целях выполнения капитального ремонта объекта.
Решением Арбитражного суда Ханты- Мансийского автономного округа- Югры от 25.02.2016 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Принимая решение, суд первой инстанции с учетом положений Лесного кодекса РФ, Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223, Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 N 9, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду нахождения испрашиваемого в целях получения разрешения участка в охранной зоне газопровода, в связи с чем в целях капитального ремонта указанного объекта получение разрешения на эксплуатацию земельного участка не является обязательным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Белозерный газоперерабатывающий комплекс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить со ссылкой на недостаточную исследованность обстоятельств рассматриваемого спора, неправильное применение норм материального права.
Так в частности податель жалобы указал, из представленной в материалы дела схемы границ испрашиваемого земельного участка наглядно усматривается, что земельный участок выходит за границы охранной зоны, в связи с чем, по утверждению Общества, у него отсутствует возможность произвести капитальный ремонт линейного объекта без получения соответствующего разрешения, выдаваемого государственным органом, в порядке, предусмотренном статьей 39.34 Земельного кодекса РФ.
От Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене.
Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявлял, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя названного лица, участвующего в деле.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, указав, что суд первой инстанции по существу не высказался в отношении законности произведенного Департаментом отказа, в соответствии с которым в качестве основания указано на необходимость оформления прав на земельный участок, что противоречит п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса РФ, которым предусмотрена возможность получения разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности в целях выполнения капитального ремонта линейного объекта, без предоставления земельного участка на каком- либо праве.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыва на нее, выслушав представителя Общества в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
11.08.2015 Общество обратилось с заявлением N 350 с просьбой о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности м соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации в целях выполнения капитального ремонта объекта: "Магистральный газопровод "УДС-4 - УДС-1", L-37 км, Ду 1020 мм. Восстановление проектных отметок, обвалования, изоляция на участках ПК-136+10, ПК-137+50, ПК-140" (л.д. 17)
В ответ на обращение от 11.08.2015 N 350 заинтересованное лицо письмом сообщило, что вы выдача разрешения на использование лесов для выполнения работ по текущему и капитальному ремонту линейных объектов без предоставления лесного участка не предусмотрена лесным законодательством, на основании чего в выдаче разрешения отказано (л.д. 15-16).
Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим заявлением.
25.02.2016 Арбитражным судом Ханты- мансийского автономного округа- Югры вынесено решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Как уже указывалось выше, Обществом оспаривается отказ Департамента в выдаче разрешения на использование лесов в целях выполнения капитального ремонта объекта: "Магистральный газопровод "УДС-4 - УДС-1", L- 37 км, Ду 1020 мм. Восстановление проектных отметок, обвалования, изоляция на участках ПК- 136+10, ПК-137+50, ПК-140".
Суд апелляционной инстанции, ознакомившись с представленными в материалы дела доказательствами, а также оценив доводы сторон, пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа, исходя из следующего.
Статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
1) проведение инженерных изысканий;
2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
3)строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
4) осуществление геологического изучения недр;
5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 2, 3 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
Частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден "Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
В указанный перечень, в том числе включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (п. 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (п. 6).
Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентируется постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Согласно пункту 2 указанного Порядка заявление о выдаче разрешения (далее - заявление) подается физическим или юридическим лицом (далее - заявитель) либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), при этом в заявлении, согласно пункту 3 Порядка, должны быть указаны:
а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается физическим лицом;
б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом;
в) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается представителем заявителя;
г) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;
д) предполагаемые цели использования земель или земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации;
е) кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части;
ж) срок использования земель или земельного участка (в пределах сроков, установленных пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В качестве необходимых документов к заявлению прилагаются (пункт 4):
а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в случае, если заявление подается представителем заявителя;
б) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости).
Указанные требования нашли свое отражение также в Постановлении Правительства ХМАО - Югры от 19.06.2015 N 174-п "О порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации и размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
В соответствии с частью 9 "Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности", решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил;
б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации;
в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
Указанный перечень носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что у Департамента отсутствовали основания для отказа в выдаче Обществу испрашиваемого разрешения.
Так, ООО "Белозерный газоперерабатывающий комплекс" было подано заявление в соответствии с требованиями административного регламента предоставления Департаментом муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
В заявлении (л.д. 17) были указаны цели использования земель или земельного участка и объекты, предполагаемые к размещению, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
К заявлению ООО "Белозерный газоперерабатывающий комплекс" были приложены: копия паспорта представителя Общества по доверенности, копия доверенности представителя от 07.08.20215, копия свидетельства о государственной регистрации права, схема границ испрашиваемых земельных участков, каталог координат поворотных точек, границы испрашиваемых земельных участков в электронном виде.
Доказательств, нахождения испрашиваемого земельного участка в пользовании иных лиц Департаментом в материалы дела представлено не было.
Учитывая изложенное выше, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что поскольку Обществом требования, предъявляемые к получению разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выполнены в полном объеме, у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения.
При этом, указание в качестве основания для отказа на то, что выдача разрешения на использование лесов для выполнения работ по текущему и капитальному ремонту линейных объектов без предоставления лесного участка не предусмотрена лесным законодательством, по мнению суда апелляционной инстанции является неправомерным.
Так, пунктом 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено использование лесов с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Таким образом, Лесной кодекс Российской Федерации допускает использование лесов без предоставления лесных участков.
Статья 21 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Согласно пункту 3 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Между тем, как уже указывалось выше, положениями земельного кодекса, в том числе пунктом 6 части 1 статьи 39.33, части 3 статьи 39.34 Земельного кодекса РФ, а также принятым во их исполнение "Перечнем видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" от 03.12.2014 N 1300 в качестве объектов предусмотрены, в том числе : подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (п. 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (п. 6).
Следовательно, положения Лесного кодекса Российской Федерации в совокупности с положениями земельного законодательства, предусматривают возможность использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью проведения капитального ремонта линейных объектов (ст.39.34 Земельного кодекса РФ) без оформления прав на земельный участок.
При таких обстоятельствах, у Департамента отсутствовали основания для отказа в выдаче разрешения на использование лесов в целях выполнения капитального ремонта объекта: "Магистральный газопровод "УДС-4 - УДС-1", L- 37 км, Ду 1020 мм. Восстановление проектных отметок, обвалования, изоляция на участках ПК- 136+10, ПК-137+50, ПК-140".
С учетом приведенных обстоятельств и отсутствия доказательств наличия установленных земельным законодательством оснований для отказа в выдаче разрешения на использование испрашиваемого земельного участка в порядке ст. ст. 39.33, 39.34 ЗК РФ, требования ООО "Белозерный газоперерабатывающий комплекс" подлежат удовлетворению на основании статей 198 - 201 АПК РФ с обязанием уполномоченного органа выдать разрешение на использование лесов в целях выполнения капитального ремонта объекта: "Магистральный газопровод "УДС-4 - УДС-1", L- 37 км, Ду 1020 мм. Восстановление проектных отметок, обвалования, изоляция на участках ПК- 136+10, ПК-137+50, ПК-140".
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции от 25.02.2016 по делу N А75-14842/2015 подлежит отмене, апелляционная жалоба Общества - удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции и за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 4500 руб. 00 коп. в связи с удовлетворением заявленных требований в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, п.п.1.3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Белозерный газоперерабатывающий комплекс" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.02.2016 по делу N А75-14842/2015 отменить. Вынести по делу новый судебный акт, изложив его в следующей редакции.
Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Белозерный газоперерабатывающий комплекс" требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры в выдаче разрешения на использование лесов, оформленный письмом от 21.08.2015 г.
Обязать Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры выдать разрешение ООО "Белозерный ГПК" на использование земель, находящихся в государственной собственности в соответствии с п. 1 ст. 39.34 Земельного кодекса РФ в целях выполнения капитального ремонта объекта: "Магистральный газопровод "УДС-4 - УДС-1", L-37 км, Ду 1020 мм. Восстановление проектных отметок, обвалования, изоляция на участках ПК- 136+10, ПК-137+50, ПК-140".
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы взыскать с Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ОГРН107860100103) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Белозерный газоперерабатывающий комплекс" (ИНН 8603138733, КПП862450001) судебные издержки в виде уплаченной при обращении в суд первой и апелляционной инстанции государственной пошлины в размере 4500 руб. 00 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-14842/2015
Истец: ООО "БЕЛОЗЕРНЫЙ ГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС"
Ответчик: Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-ЮГРЫ