Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 августа 2016 г. N Ф05-12094/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о взыскании денежных средств, о взыскании пени;о взыскании долга, затрат и пени, о взыскании убытков в связи с железнодорожными перевозками
г. Москва |
|
06 июня 2016 г. |
Дело N А40-123590/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июня 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
Судей: Банина И.Н., Сазоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Рагимовой Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2016 г.
по делу N А40-123590/15, принятое судьей Семушкиной В.Н. (шифр судьи 13-955),
по иску акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686, адрес: 107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, 34)
к 1) Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360, адрес: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1);
2) Федеральному агентству железнодорожного транспорта (ОГРН 1047796350910, ИНН 7708525167, адрес: г. Москва, ул. Старая Басманная, 11/2, стр. 1)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство транспорта РФ
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Петернина О.Н. по доверенности от 23.03.2015 г.;
от ответчика 1: не явился, извещен;
от ответчика 2: Никанорова А.В. по доверенности от 13.01.2016 г.;
от третьего лица: Гончаров Е.С. по доверенности от 31.12.2015 г.;
УСТАНОВИЛ:
АО "ФПК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Федерального агентства железнодорожного транспорта за счет казны Российской Федерации суммы убытков, причиненных в связи с неисполнением обязательства по возмещению в полном объеме расходов, возникших в связи с установлением льгот по провозной плате обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах поездов дальнего следования в 2013 году в размере 143.463.379,91 руб.
В обоснование требований истец указал на то, что потери перевозчика от предоставления льготы по тарифу обучающимся возникли в связи недостатком финансирования федеральным бюджетом расходов по компенсации потерь перевозчика, возникших в связи с предоставлением льгот по тарифам обучающимся старше 10 лет. При этом, нормы бюджетного законодательства, по мнению истца, не могут рассматриваться как исключающие возможность реализации льгот и компенсаций. Полагает, что отсутствие законодательного урегулирования порядка возмещения в полном объеме потерь от установления льгот по проезду обучающихся в поездах дальнего следования не может служить препятствием для возмещения образовавшихся убытков.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2016 г. по делу N А40-123590/15 иск удовлетворен.
На указанное решение суда Министерство финансов Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой заявитель просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в 2013 году на основании публичного договора перевозки ОАО "Федеральная пассажирская компания", являющегося перевозчиком пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении, осуществляло перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет с предоставлением льготы по оплате проезда в размере 50% от установленного тарифа.
Льгота по провозной плате обучающимся старше 10 лет была установлена постановлением Государственного комитета цен при Госплане СССР от 30.07.1966 N 203 "О сезонных тарифных льготах на проезд по железным дорогам пассажиров отдельных категорий".
Согласно отчетам, принятым Росжелдором, потери в доходах ОАО "ФПК" в связи с предоставлением 50 процентной скидки на проезд обучающимся в 2013 году составили 1.351.246.990,2 рублей.
На основании Договора N ФПК-13-71/82д в 2013 году ОАО "ФПК" были предоставлены субсидии на компенсацию потерь в доходах в размере 1.207.783 610,29 рублей.
Однако компенсация потерь в доходах в полном объеме за 2013 год не была произведена.
Копии отчетов о потерях в доходах за 2013 год представлены в материалах дела
Размер не возмещенных потерь ОАО "ФПК" от предоставления 50 процентной скидки на оплату проезда обучающимся в 2013 году составил 143.463.379,91 рублей.
По правилам п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Обстоятельства продажи билетов со скидкой в размере 50%, а также размер потерь в доходах ОАО "ФПК" подтверждаются Реестрами проездных документов по оказанным услугам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах, а также отчетами о потерях в доходах ОАО "Федеральная пассажирская компания".
В силу п. 3 ст. 8 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов РФ, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством РФ, за счет средств бюджетов субъектов РФ - соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.
Во исполнение требований законодательства о компенсации потерь в доходах перевозчика от установления льгот по провозной плате было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1172 "О предоставлении субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах поездов дальнего следования", которым приняты Правила предоставления указанных субсидий.
В порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1172 между ОАО "Федеральная пассажирская компания" и Федеральным агентством железнодорожного транспорта был заключен договор от 24.02.2012 г. N 1034д/ФПК-12-37 о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах.
Заявленная сумма убытков рассчитана на основании представленных в суд Реестров проездных документов по оказанным услугам и первичных документов (билетов). Данные Реестры были представлены в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, при этом контррасчет ответчиками представлен не был.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Поскольку доказательства оплаты названной суммы задолженности ответчик не представил, исковое требование в заявленном размере удовлетворено обоснованно.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения иска подлежат отклонению, поскольку расчет истца нормативно и документально обоснован, в том числе первичной документацией, допустимые документальные подтверждения заявленных возражений заявитель жалобы не представил, мотивированный и обоснованный контррасчет не подготовил, сверку расчетов не произвел.
Заявленная по настоящему делу сумма расходов, возникших в связи с установлением льгот по провозной плате, является суммой, которой у Федерального агентства железнодорожного транспорта не было заложено для предоставления из федерального бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот, однако данное обстоятельство, вопреки доводам Министерства финансов Российской Федерации, не является основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения обязательств по возмещению убытков организации, осуществляющей перевозку пассажиров, в отношении которых государством установлены льготы.
Обязанность по возмещению ОАО "Федеральная пассажирская компания" расходов, возникла в связи с установлением на федеральном уровне права обучающихся на льготный проезд. Соответствующее обязательство Российской Федерации перед организацией, понесшей расходы, может быть прекращено только путем возмещения данных расходов в полном объеме. На лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя несения расходов, возникших в результате реализации нормативных актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьями 110, 266 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2016 г. по делу N А40-123590/15 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
И.Н. Банин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-123590/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 августа 2016 г. N Ф05-12094/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ", АО "ФПК"
Ответчик: Министерство финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Федеральное агенство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Третье лицо: Министерство транспорта Российской Федерации, Минтранс России