Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 сентября 2016 г. N Ф03-3733/16 настоящее постановление изменено
г. Хабаровск |
|
10 июня 2016 г. |
А04-10896/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Михайловой А.И.
судей Ротаря С.Б., Шевц А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
при участии в заседании:
от муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения села Болдыревка: не явились;
индивидуальный предприниматель Павляк Владимир Сергеевич: не явился;
от Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Павляка Владимира Сергеевича
на решение от 16.03.2016
по делу N А04-10896/2015
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Осадчим А.Г.
по исковому заявлению муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа с. Болдыревка
к индивидуальному предпринимателю Павляку Владимиру Сергеевичу
третье лицо: Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области
о взыскании 1 363 474 руб. 66 коп.
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Амурской области обратилось муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с. Болдыревка Завитинского района Амурской области (далее - МБОУ СОШ с. Болдыревка) с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Павляку Владимиру Сергеевичу о взыскании 1 363 474 руб. 66 коп., образовавшихся в связи с утверждением тарифа на теплоснабжение ниже, чем предусмотрено муниципальными контрактами.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.
Решением суда от 16.03.2016 иск удовлетворен частично: с ответчика взыскан долг за период с января по апрель 2014 года в размере 880 710 руб. 46 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, предприниматель обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального и процессуального права, а также не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу истец отклонил доводы жалобы как несостоятельные, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
05.11.2013 и 25.12.2013 между индивидуальным предпринимателем Павляк Владимиром Сергеевичем (теплоснабжающая организация) и МБОУ СОШ с. Болдыревка (потребитель) были заключены муниципальные контракты N 20, N 21, N 20, по условиям которых теплоснабжающая организация обязалась подавать на объекты потребителя (приложение N 1 к контрактам) через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязался принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных контрактом (пункт 1.1 контрактов).
Объектом теплоснабжения по контракту N 20 от 05.11.2013 являлась школа с. Верхнеильиновка (ул. Интернациональная, д. 3); по контракту N 21 от 05.11.2013 - спортзал (с. Болдыревка, ул. Октябрьская, д. 31а), школа, мастерская (гараж) (с. Болдыревка, ул. Октябрьская, д. 31в), детский сад (с. Болдыревка, ул. Октябрьская, д. 37а); по контракту N 20 от 25.12.2013 - спортзал (с. Болдыревка, ул. Октябрьская, д. 31а), школа, мастерская (гараж) (с. Болдыревка, ул. Октябрьская, д. 31в), детский сад (с. Болдыревка, ул. Октябрьская, д. 37а), школа с. Верхнеильиновка.
В период с ноября 2013 года по апрель 2014 года, расчет стоимости тепловой энергии, потребленной объектами истца в рамках указанных договоров производился по тарифам на тепловую энергию на 2013 год для потребителей с. Болдыревка Завитинского района, установленным в соответствии с приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 30.08.2013 N 144-пр/т в отношении теплоснабжающей организации МУП "Теплосервис" в размере 3694 руб. 96 коп. за 1 Гкал., что подтверждается имеющимися в материалах дела актами оказанных услуг: N 00004 от 31.12.2013; N 00005 от 31.12.2013; N 000001 от 31.01.2014; N 58 от 28.02.2014; N 101 от 25.03.2014; N 154 от 28.04.2014.
В соответствии с приказом управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 10.10.2014 N 119-пр/т в отношении индивидуального предпринимателя Павляка Владимира Сергеевича был установлен тариф на тепловую энергию в размере 2345,84 руб./Гкал.
Истец, ссылаясь на ранее заключенные соглашения, в целях дальнейшего урегулирования цены и объема расчетов за теплоноситель направил в адрес предпринимателя претензию от 08.09.2015 N 446, с требованием произвести перерасчет, которая ответчиком отклонена.
Ссылаясь на образовавшиеся убытки в связи с разницей между тарифами, за период с ноября 2013 года по апрель 2014 года в сумме 1 363 474 руб. 66 коп., истец обратился в суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ).
В силу части 4 статьи 154, части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) регулированию подлежат, в том числе следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.
Как правильно указано судом первой инстанции установление тарифа носит заявительный характер и зависит от самого хозяйствующего субъекта, который принимает непосредственное участие в формировании регулируемого тарифа на спорные услуги и зависит от предпринимателя.
Как видно из материалов дела, ответчик в спорном периоде оказывал услуги по тарифам в размере 3654 руб. 94 коп. за 1 Гкал., установленным приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области N 144-пр/т от 30.08.2013 для теплоснабжающей организации МУП "Теплосервис".
Тариф для предпринимателя на 2014 год был утвержден приказом Управления N 119-пр/т от 10.10.2014 в размере 2345 руб. 84 коп. за 1 Гкал.
В этой связи исковые требования о перерасчете стоимости тепловой энергии за 2014 год в сумме 880 710 руб. 46 коп. являются обоснованными.
В доводах жалобы заявитель указывает на то, что при заключении муниципальных контрактов сторонами было достигнуто соглашение о цене и порядке расчетов в спорные периоды.
Между тем, заявленный довод жалобы не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции и отклоняется на основании следующего.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно части 2 статьи 10 Закона о теплоснабжении срок действия установленных тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней, тарифов на теплоноситель не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении, к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) отнесены полномочия по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 Закона о теплоснабжении.
Пункт 5 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении определяет, что регулированию подлежат, в том числе тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям.
Пунктом 7 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжении, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 установлено, что предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год и вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года.
Как видно из материалов дела и в соответствии с выше перечисленными нормами, в сфере теплоснабжения установлено обязательное государственное регулирование цен (тарифов) на товары и услуги теплоснабжения в отношении каждой организации и в отношении каждого вида деятельности.
При этом индивидуальный предприниматель Павляк В.С., осуществляя поставку тепловой энергии, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требуется по характеру обязательства и условиям оборота, должен был принять все возможные меры для подачи документов в 2013 году в целях установления тарифа на 2014 год и его применения с начала года.
Доказательств отсутствия возможности обращения в Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в 2013 году для установления тарифа на 2014 год, в нарушение статьи 65 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
Учитывая, что для индивидуального предпринимателя Павляк В.С. на 2014 год Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области был установлен экономически обоснованный тариф на тепловую энергию в размере 2345,84 руб./Гкал 10.10.2014 (после соответствующего обращения в Управление), данный тариф подлежит применению в течение всего финансового 2014 года.
В остальном апелляционная жалоба повторяет доводы, приведенные заявителем в суде первой инстанции, которые были исследованы судом первой инстанции и правомерно отвергнуты по мотивам, изложенным в решении.
Оснований для отмены оспоренного в апелляционном порядке судебного акта не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 16.03.2016 по делу N А04-10896/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.И. Михайлова |
Судьи |
С.Б. Ротарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-10896/2015
Истец: МБОУ СОШ с Болдыревка
Ответчик: ИП Павляк Владимир Сергеевич
Третье лицо: Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2018 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-10896/15
04.08.2017 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2375/17
21.04.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1589/17
06.02.2017 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-10896/15
05.09.2016 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3733/16
10.06.2016 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2324/16
16.03.2016 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-10896/15