Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 октября 2016 г. N Ф06-13228/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным бездействия
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
10 июня 2016 г. |
Дело N А12-52324/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Веряскиной С.Г., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Абросимовым О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Иванова Владимира Ивановича (г. Волгоград)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11 марта 2016 года по делу N А12-52324/2015 (судья Стрельникова Н.В.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Иванова Владимира Ивановича (г. Волгоград)
к администрации Красноармейского района города Волгограда (400112, г.Волгоград, ул. Остравская, д. 4А), администрации Волгограда (400131, г.Волгоград, ул. им. Володарского, д. 5)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: департамент земельных ресурсов администрации города Волгограда (400131, г. Волгоград, ул. Гагарина, д. 12), департамент по градостроительству и архитектуре города Волгограда (400066, г. Волгоград, пр. Ленина, д. 15), Волгоградская городская дума (400066, г.Волгоград, ул. Советская, д. 6)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился индивидуальный предприниматель Иванов Владимир Иванович (далее - ИП Иванов В.И., заявитель, предприниматель) с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Волгограда, выразившегося в невключении места для размещения павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, Красноармейский район, пр-кт Героев Сталинграда, 4Б, в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, утверждённую постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811, как не соответствующее положениям статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В качестве восстановления нарушенного права заявитель просил обязать администрацию Волгограда внести в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории
Волгограда на 2012-2016 годы место для размещения торгового павильона расположенного по адресу г. Волгоград, Красноармейский район, пр-кт Героев Сталинграда, 4Б; обязать администрацию Красноармейского района Волгограда заключить договор с ИП Ивановым В.И. на размещение торгового павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, Красноармейский район, пр-кт Героев Сталинграда, 46, без проведения аукциона на основании пункта 3.4.2. Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда.
Решением суда от 11.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Иванов В.И. не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Волгоградская городская Дума, департамент по градостроительству и архитектуре города Волгограда возражают против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и письменных возражениях по делу.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы участники процесса извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 97 79507 7, N 410031 97 79506 0, N 410031 97 79505 3, N 410031 97 79504 6, N 410031 97 79503 9, N 410031 97 79502 2. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 26 апреля 2016 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. Волгоградской городскей Думой заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, постановлением администрации Волгограда от 09.12.2004 N 1849 ИП Иванову В.И. предоставлен земельный участок на праве аренды по пр. Героев Сталинграда, 4б в Красноармейском районе г. Волгограда, площадью 32 кв.м для эксплуатации (т.1 л.д.12-13).
24 декабря 2004 года между ИП Ивановым В.И. (арендатор) и администрацией Волгограда (арендодатель) заключен договор N 5635 аренды земельного участка, в соответствии с пунктом 1.1 которого, арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в пользование на условиях долгосрочной аренды на три года земельный участок из земель поселений, учётный номер 8-0-58, кадастровый номер 34:34:08 00 93002, площадью 32 кв.м, расположенный по адресу: г. Волгоград, Красноармейский район, пр. героев Сталинграда, 4б (т.1 л.д.18-24).
В силу пункта 2.1 указанного договора аренды срок его действия с 09.12.2004 по 09.12.2007. Дополнительным соглашением от 22.11.2012 N 1 к договору аренды земельного участка срок действия продлён до 18 августа 2015 года (т.1 л.д.28-30).
04 июня 2015 года ИП Иванов В.И. обратился в комитет земельных ресурсов администрации Волгограда с заявлением о продлении срока аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, пр. героев Сталинграда, 4б, с 18 августа 2015 года сроком на пять лет (т.1 л.д.100).
Письмом от 06.07.2015 N 12806 комитетом земельных ресурсов администрации Волгограда отказано в продлении срока аренды земельного участка, поскольку с 01 марта 2015 года с учётом изменений, внесённых в Земельный кодекс Российской Федерации, продление договоров аренды не предусмотрено. Заключение нового договора аренды на земельный участок возможно при соблюдении условий, указанных в пунктах 3, 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Одним из условий является то, что арендатор имеет право на заключение нового договора аренды земельного участка без проведения торгов, в случае если предоставление такого земельного участка предусмотрено без проведения торгов, в соответствии с пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.14).
31 июля 2015 года предприниматель обратился в администрацию Краснооктябрьского района г. Волгограда с заявлением о заключении договора на размещение павильона по вышеуказанному адресу (т.1. л.д.17).
07 августа 2015 года в ответ на обращение предпринимателя администрация Красноармейского района г. Волгограда письмом N 4742и сообщила, что в соответствии с пунктом 1.4 Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утверждённого решением Волгоградской городской Думы от 29.05.2015 N 29/936, размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в местах, определённых схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утверждённой в установленном порядке. Так как место по указанному ИП Ивановым В.И. адресу не включено в схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, утверждённой постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811, районная администрация не имеет возможности заключить договор на размещение павильона, установленного по адресу: пр. Героев Сталинграда, 4б.
ИП Иванов, полагая, что бездействие администрации Волгограда, выразившееся в невключении места для размещения павильона, расположенного по адресу: г. Волгоград, Красноармейский район, пр-кт Героев Сталинграда, 4Б, в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012-2016 годы, утверждённую постановлением администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811, не соответствуют закону, заявитель обратился в суд за защитой своих прав в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что администрацией Волгограда не допущено незаконного бездействия, права и интересы предпринимателя не нарушены.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
ИП Иванов В.И. полагает, что бездействие администрации Волгограда заключается в том, что администрация Волгограда должна была самостоятельно включить торговый павильон в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2012-2016 годы, поскольку на момент принятия оспариваемого постановления у заявителя был действующий договор аренды земельного участка.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учётом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определённым в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определённым в соответствии с уставом муниципального образования.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, устанавливающий процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утверждён постановлением главы администрации Волгоградской области от 30.09.2010 N 1552.
В соответствии со статьёй 39 Устава города-героя Волгограда разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов отнесена к полномочиям администрации Волгограда.
Положение о разработке и утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда, регламентирующее порядок разработки схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда, утверждения, процедуру корректировки схемы, утверждено постановлением администрации Волгограда от 18.09.2012 N 2735.
Ранее размещение киосков на территории Волгограда регламентировалось решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N 29/589 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов" и решением Волгоградской городской Думы от 04.07.20007 N 47/1131 "Об утверждении схемы размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда" (далее - Схема).
В силу пункта 1.1. Порядка размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда (далее - Порядок) к объектам мелкорозничной торговли и услуг относились только киоски и туалетные кабинки (биотуалеты).
Пунктом 2.6 Порядка закреплялась обязанность размещение данных объектов согласно схемы.
Пунктом 3.1 Порядка для граждан и юридических лиц закреплялся заявительный характер включения объекта в схему.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу, что поскольку заявителем был возведён павильон, и в администрацию района Волгограда он не обращался, данный объект и не мог быть включен в решение Волгоградской городской Думы от 04.07.2007 N 47/1131 "Об утверждении схем размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда".
Апелляционной коллегией отклоняются доводы предпринимателя о том, что невключение торгового павильона в Схему размещения нестационарных торговых объектов на 2012-2016 годы не соответствует положением части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ.
В силу части 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно, как и внесение в неё изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
При этом частью 4 статьи 10 указанного Закона N 381-ФЗ предусмотрено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
По смыслу вышеназванных норм, целью утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов является не ограничение прав организаций и предпринимателей на использование земель для целей, не связанных со строительством, а необходимость обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов. При этом перечень мест, отображенных на схеме размещения нестационарных торговых объектов, не является исчерпывающим, и размещение до сорока процентов нестационарных торговых объектов возможно и вне мест, определенных вышеназванной схемой, в случае размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Вопреки мнению предпринимателя, частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ не предусмотрена обязанность администрации включать по собственной инициативе все торговые объекты в Схему размещения нестационарных торговых объектов. Поскольку подобная обязанность законом не предусмотрена, бездействие администрации не противоречит закону.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что при принятии постановления администрации Волгограда от 01.10.2012 N 2811 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы" администрация руководствовалась теми сведениями о размещении объектов, которые ранее были закреплены в решении Волгоградской городской Думы от 04.07.2007 N 47/1131 "Об утверждении схем размещения объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда". Однако место, предлагаемое заявителем, в этой Схеме также отсутствовало. При этом судом учтено, что данная Схема формировалась в соответствии с решением Волгоградской городской Думы от 29.03.2006 N 29/589 "О размещении объектов мелкорозничной торговли и услуг, гаражей для хранения спецавтотранспорта инвалидов на территории Волгограда". Пунктом 3.1. этого решения закреплён принцип включения в схему на основании заявления юридического или физического лица.
Апелляционной коллегией установлено, что заявитель не обращался ранее в органы местного самоуправления с вопросом о включении объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов и данного объекта ранее в ней не было.
В настоящее время в силу пункта 2.4 Порядка разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгоградской области, утверждённого постановление губернатора Волгоградской области от 18.11.2014 N 130, требуется согласование размещения объекта торговли с департаментом земельных ресурсов администрации Волгограда, департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, комитетом транспорта, промышленности и связи администрации Волгограда.
В связи с этим, довод заявителя об обязательном включении объекта в Схему размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2012 - 2016 годы, утверждённую постановлением администрации Волгограда от 01.10.2015 N 2811 и автоматического применения пункта 3.4.2 решения Думы N 29/936 является необоснованным.
Таким образом, права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушены.
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что требования заявителя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Суд первой инстанции, не установив нарушений норм и прав заявителя, обоснованно в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.03.2016 по делу N А12-52324/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
С.Г. Веряскина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-52324/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 октября 2016 г. N Ф06-13228/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Иванов Владимир Иванович, ИП Иванов В. И.
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, Администрация Красноармейского района г. Волгограда
Третье лицо: ВОЛГОГРАДСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА, Департамент земельных ресурсов администрации Волгограда, Департамент земельных ресурсов администрации г. Волгограда, Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда