Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 сентября 2016 г. N Ф03-3821/16 настоящее постановление отменено
Требование: о взыскании госпошлины и судебных издержек, о взыскании затрат
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Хабаровск |
|
10 июня 2016 г. |
А16-74/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шевц А.В.,
судей Михайловой А.И., Пичининой И.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.,
при участии в заседании:
от Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Правительства Еврейской автономной области: Шарпановой А.В., представителя по доверенности от 01.06.2016 N 1601/16,
от Финансового управления правительства Еврейской автономной области: Владимирова Д.С., представителя по доверенности от 12.01.216 N 15,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Финансового управления правительства Еврейской автономной области
на решение от 15.03.2016
по делу N А16-74/2016
Арбитражного суда Еврейской автономной области,
принятое судьей Шишкиным Н.Н.,
по иску муниципального унитарного предприятия "Альянс" муниципального образования "Амурзетское сельское поселение" Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Правительства Еврейской автономной области, Финансовому управлению правительства Еврейской автономной области
о взыскании 977 795,58 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Альянс" муниципального образования "Амурзетское сельское поселение" Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области (ИНН 7905000909, ОГРН 1147907000119, место нахождения: 679230, Еврейская автономная область, Октябрьский район, с. Амурзет, ул. Крупской, д. 18, далее - МУП "Альянс") обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с исковым заявлением о взыскании с Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области (ИНН 7900000165, ОГРН 1027900511275, место нахождения: 679000, г. Биробиджан, ул. Трансформаторная, д. 3а, далее - управление ЖКХ и энергетики) 977 795,58 рубля компенсации в части расходов на оплату гражданами коммунальных услуг за период октябрь-декабрь 2015 года. Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 4 480 рублей судебных расходов, связанных с платой услуг представителя.
Определением от 29.02.2016 по инициативе суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Еврейская автономная область в лице Финансового управления Правительства Еврейской автономной области (ИНН 7900001257, ОГРН 1027900510770, место нахождения: 679000, г. Биробиджан, проспект 60-летия СССР, д. 18, далее - финуправление).
Решением от 14.03.2016 в удовлетворении иска к управлению ЖКХ и энергетики отказано, с финуправления в пользу МУП "Альянс" взыскано 777 795,58 рубля, остальная часть требований отклонена.
Финуправление, не согласившись с принятым по делу судебным актом от 14.03.2016, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение в части удовлетворения иска отменить и принять новый судебный акт об отклонении заявленных требований к соответчику, указав в обоснование на неправильное применение судом первой инстанции норм процессуального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, Еврейская автономная область в лице финуправления не является стороной в соглашении от 09.11.2015 N 88-15; пунктом 9 Порядка предоставления компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги на территории Еврейской автономной области, утвержденного постановлением правительства области от 21.01.2014 N 2-пп, обязанность по оплате расходов, связанных с исполнением вышеназванной сделки возложена на управление ЖКХ и энергетики, при этом финуправление производит санкционирование данных расходов.
Также финуправление полагает, что в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в настоящем споре имеет место нарушение условий соглашения и неисполнение денежных обязательств между сторонами.
Кроме того, соответчик указывает на положения пункта 3 статьи 125 ГК РФ и пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми Еврейскую автономную область в настоящем споре по ведомственной принадлежности вправе представлять только управление ЖКХ и энергетики.
В судебном заседании представитель финуправления на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал, просил решение от 14.03.2016 отменить и принять новый судебный акт.
Представитель управления ЖКХ и энергетики в судебном заседании выразил согласие с оспариваемым решением, просил апелляционную жалобу соответчика отклонить, указав доводы отзыва.
Представитель МУП "Альянс" участия в судебном заседании не принимал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность оспариваемого решения, на отсутствие оснований для его отмены. Вместе с тем истец полагает, что судебный акт от 14.03.2016 подлежит изменению в части распределения судебных расходов.
Как следует из материалов дела, между управлением ЖКХ и энергетики и МУП "Альянс" 09.11.2015 заключено соглашение N 88-15 о предоставления компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги на территории Еврейской автономной области, согласно которому истец обязался производить расчет (перерасчет) платежей за коммунальные услуги гражданам в жилищном фонде, расположенном на территории Еврейской автономной области, в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством, а ответчик - выплачивать компенсации на оплату гражданам коммунальных услуг.
Рассчитав компенсацию за период с октября по декабрь 2015 года в размере 977 795,58 рубля, истец во исполнение пункта 2.2 соглашения направил в Управление ЖКХ и энергетики заявки на финансирование расходов по выплате компенсации и ведомости.
В связи с неисполнением управлением ЖКХ и энергетики обязанности по выплате компенсации в установленные названной сделкой сроки (пункт 2.3), МУП "Альянс" в соответствии с пунктом 6.2 соглашения направило ответчику предупреждение-претензию от 18.12.2015 N 415 с требованием о финансировании в срок до 03.01.2016 указанных расходов, которое оставлено последним без ответа и удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения МУП "Альянс" в арбитражный суд с настоящим иском и требованием о взыскании 4 480 рублей судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя.
При рассмотрении настоящего иска в суде первой инстанции управлением ЖКХ и энергетики платежным поручением от 29.01.2016 N 116452 произведена частичная оплата компенсации коммунальных услуг за октябрь 2015 года в размере 200 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований к первоначальному ответчику и частично удовлетворяя иск к соответчику, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 16 ГК РФ, исходил из необходимости взыскания спорной суммы с публично-правового образования в связи с неисполнением последним обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзывах на нее, изучив материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Законом ЕАО от 01.12.2010 N 860-ОЗ "О компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории Еврейской автономной области" предусмотрена компенсация организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, части потерь в доходах, возникших в связи с установлением ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории Еврейской автономной области.
Порядок предоставления указанной компенсации в заявленный период утвержден Постановлением правительства ЕАО от 21.01.2014 N 2-пп, в соответствии с пунктами 8, 9 которого перечисление компенсации организациям производится управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области. Финансирование расходов на выплату компенсации осуществляется управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области в соответствии с данными ведомостей, представляемых организациями, ежемесячно и в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных управлению жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной на указанные цели.
Во исполнение названных нормативных правовых актов между МУП "Альянс" и управлением ЖКХ и энергетики заключено соответствующее соглашение.
Таким образом, лицом, ответственным перед истцом за предоставление компенсации является управление ЖКХ и энергетики. В связи с чем бремя возмещения компенсации, как законом, так и условиями заключенной сделки, возложено на первоначального ответчика.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о предъявлении иска к ненадлежащему ответчику - управлению ЖКХ и энергетики противоречит вышеприведенным нормам и не соответствует соглашению о предоставлении компенсации.
Расчет компенсации, произведенный истцом, первоначальным ответчиком не оспорен, что также подтверждается находящимся в материалах дела отзывом от 08.02.2016 на исковое заявление, в котором указано на признание задолженности в размере 777 795,58 рубля (с учетом частичной оплаты 200 000 рублей по платежному поручению от 29.01.2016), и на отсутствие возможности исполнить обязательства перед МУП "Альянс" в связи с дефицитом бюджета Еврейской автономной области.
Необходимо отметить, что истец, располагая сведениями о частичной оплате задолженности в ходе рассмотрения дела, ходатайства об уменьшении исковых требований суду первой инстанции не представил. Вместе с тем суд правомерно учел данные обстоятельства при проверке обоснованности заявленных исковых требований.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 ГК РФ).
На основании изложенного исковые требования МУП "Альянс" о взыскании 777 795,58 рубля компенсации, предъявленные к управлению ЖКХ и энергетики, подлежат удовлетворению.
В отношении привлечения судом к участию в деле в качестве соответчика финуправления и возложения на последнего обязательств по выплате компенсации апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 22 Закона ЕАО от 31.10.2012 N 158-ОЗ "О бюджетном процессе в Еврейской автономной области" организация исполнения областного бюджета возлагается на финансовое управление. Финансовое управление осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым управлением в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Приказом Финансового управления Правительства ЕАО от 30.12.2008 N 93-пп утвержден Порядок исполнения областного бюджета Еврейской автономной области по расходам, источникам финансирования дефицита бюджета, согласно которому финуправление с учетом наличия средств на едином счете областного бюджета и приоритетности расходов, в пределах поступивших доходов областного бюджета осуществляет санкционирование, в том числе расходов, осуществляемых управлением ЖКХ и энергетики.
Таким образом, финуправление является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску.
Кроме того, истцом заявлено о взыскании 4 480 рублей судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, которое в нарушение статьи 6, части 1 статьи 168 и части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом первой инстанции фактически не рассмотрено.
Принимая решение, суд первой инстанции в нарушение норм процессуального права не рассмотрел требования в том виде, в котором они заявлены, не установил, имеются ли основания для возмещения понесенных выигравшей стороной судебных расходов, связанных с рассмотрением дела.
Апелляционная коллегия, рассмотрев требование МУП "Альянс" о взыскании 4 480 рублей судебных расходов, находит его подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом соответствующей судебной инстанции в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Статьей 101 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, в частности относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
В силу части 2 статьи 110 АПК РФ, расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. В указанной норме реализуется принцип возмещения за счет неправой стороны в споре судебных расходов другой стороне, фактически понесшей эти расходы.
Кроме того, пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 N 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" разъяснено, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, доказывает их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Право на возмещение судебных расходов возникает при условии фактического несения стороной затрат, связанных с рассмотрением дела в арбитражном суде. При разрешении вопроса о возможности возмещения судебных расходов суд самостоятельно определяет разумные пределы взыскания расходов с другого лица, участвующего в деле, исходя из оценки представленных в подтверждение доказательств.
Как следует из материалов дела, между МУП "Альянс" (заказчик) и Целовальниковой Евгенией Андреевной (исполнитель) 21.01.2016 заключен договор возмездного оказания услуг, согласно которому исполнитель обязался оказать заказчику юридические услуги (составление искового заявления).
Действия истца по привлечению в дело представителя направлены на получение им квалифицированной юридической помощи, что основано на положениях статьи 48 Конституции Российской Федерации и пункта 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 N 15-П.
Размер оплаты услуг представителя определяется соглашением сторон, которые в силу пункта 4 статьи 421 ГК РФ вправе по своему усмотрению установить размер вознаграждения, соответствующий сложности дела, квалификации представителя и опыту его работы.
Пунктом 2 договора от 21.01.2016 сторонами определена стоимость услуг, которая составила 4 480 рублей.
Фактически истцом оплачено представителю 3 002 рублей, что подтверждается платежным поручением от 20.01.2016 N 9. Необходимо отметить, что указанный документ имеет ссылку на договор оказания услуг.
При рассмотрении требований о возмещении судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, необходимо также учитывать правовую позицию, выраженную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 454-О, согласно которой обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя.
Рассмотрев представленные документы, суд апелляционной инстанции, учитывая характер и степень сложности спора, разумность и обоснованность данных расходов, произведенную оплату вознаграждения представителя, приходит к выводу о правомерности заявленного истцом требования в размере понесенных расходов - 3 002 рублей. Указанная сумма подлежит взысканию с управления ЭКХ и энергетики в пользу истца.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Из материалов дела следует, что МУП "Альянс" при подаче иска платежным поручением от 20.01.2016 N 10 произведена уплата 22 556 рублей государственной пошлины, в то время как, с учетом частичного удовлетворения управлением ЖКХ и энергетики исковых требований, государственная пошлина, подлежащая уплате в федеральный бюджет, составляет 17 942,29 рубля.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная МУП "Альянс" государственная пошлина по иску в размере 4 613,71 рубля подлежит возврату последнему из федерального бюджета.
С управления ЖКХ и энергетики в пользу МУП "Альянс" подлежит взысканию 17 942,29 рубля государственной пошлины по иску.
С учетом изложенных в совокупности обстоятельств, принимая во внимание нарушение судом первой инстанции норм процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело к принятию неправильного судебного акта, решение от 14.03.2016 в силу статей 269, 270 АПК РФ подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 15.03.2016 по делу N А16-74/2016 отменить.
Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области в пользу муниципального унитарного предприятия "Альянс" муниципального образования "Амурзетское сельское поселение" Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области 777 795,58 рубля компенсации, 3 002 рубля расходов на оплату услуг представителя и 17 942,29 рубля государственной пошлины по иску.
Возвратить муниципальному унитарному предприятию "Альянс" муниципального образования "Амурзетское сельское поселение" Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области из федерального бюджета 4 613,71 рубля государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 20.01.2016 N 10.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
А.В. Шевц |
Судьи |
А.И. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-74/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 сентября 2016 г. N Ф03-3821/16 настоящее постановление отменено
Истец: МУП "Альянс" муниципального образования "Амурзетское сельское поселение" Октябрьского муниципального района Еврейской автономной области
Ответчик: Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики правительства Еврейской автономной области, Финансовое управление правительства Еврейской автономной области