Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 сентября 2016 г. N Ф10-3511/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Воронеж |
|
9 июня 2016 г. |
Дело N А14-17499/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 9 июня 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Донцова П.В.
Семенюта Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
при участии:
от ООО "Воронежмясопром": Андреева В.А., представитель по доверенности от 01.09.2015 N Д01/095/УО/1, выдана сроком на 1 год;
от Департамента аграрной политики Воронежской области: Кравцова Н.И., представитель по доверенности от 23.05.2016 N 60-01-12/1210, выдана сроком на 3 года; Бугаева Ю.А., представитель по доверенности от 01.10.2015 N 60-11-01/2568, выдана сроком на 3 года; Калашников Р.С., представитель по доверенности от 31.03.2016 N 60-01-12/742, выдана сроком до 31.03.2017;
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Воронежмясопром" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.03.2016 по делу N А14-17499/2015 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Воронежмясопром" о признании недействительным решения Департамента аграрной политики Воронежской области от 26.08.2015 об отказе в субсидировании части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, обязании принять документы, предоставляемые для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидий, обязании выплатить субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитным договорам в соответствии с установленным порядком,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Воронежмясопром" (далее - заявитель, ООО "Воронежмясопром") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Департаменту аграрной политики Воронежской области (далее -Департамент) о признании недействительным решения об отказе в субсидировании части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, выраженного в письме от 26.08.2015, обязании принять документы, предоставляемые для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидий, обязании выплатить субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитным договорам в соответствии с установленным порядком.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 18.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ООО "Воронежмясопром" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что ООО "Воронежмясопром" было соблюдено как целевое использование инвестиционного кредита - на приобретение техники, так и целевое использование техники - производственная деятельность на территории Воронежской области.
Считает данным отказ немотивированным и не соответствующим требованиям законодательства, судебной практики и позиции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Департамента просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Обществом на заемные средства по Кредитным договорам была приобретена техника, что соответствует целевому использованию кредита: на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования, транспортных средств, обозначенному в п. 2.1. статьи 2 кредитных договоров N 131400/0142 от 09.07.2013 и N 131400/0061 от 26.03.2013.
Приобретение Обществом техники по кредитному договору N 131400/0061 от 26.03.2013 подтверждается следующими документами:
-договором купли-продажи техники N 1-РСХБ от 15.01.2013 и дополнительным соглашением к нему, актами приема - передачи объектов основных средств от 27.03.2013 NВМп00000025 и N ВМп00000024, товарной накладной 27.03.2013;
-договором купли-продажи техники и/или оборудования N П ЭНЧ- Воронежмясопром 66-01-13 от 22.01.2013 и дополнительным соглашением к нему, актами приема-передачи объекта основных средств от 11.06.2013.
В последствие приобретенная по указанным выше кредитным договорам ООО "Воронежмясопром" техника передана в качестве вклада в уставный капитал ООО "Черкизово-Растениеводство".
После передачи техники в уставный капитал "Черкизово-Растениеводство", являющегося сельскохозяйственным товаропроизводителем Воронежской области, техника продолжила использоваться по целевому назначению в производственных целях на территории того же региона - Воронежской области.
Факт использования техники по целевому назначению на территории Воронежской области подтверждается письмом Директора ООО "Черкизово-Растениеводство" (Письмо от 22.09.2015 N 01-15Р/01-05-95).
В соответствии с решением Комиссии по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27.10.2014 N 30 реализуемые обществом с ограниченной ответственностью "Воронежмясопром" кредитные договоры N 131400/0142 от 09.07.2013 и N 131400/0061 от 26.03.2013 (далее -Кредитные договоры, Инвестиционные проекты) рассмотрены и отобраны для предоставления субсидий из федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2012-2014 годах.
Включение данных Кредитных договоров в перечень Инвестиционных проектов для предоставления субсидий из федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам подтверждается Письмами Департамента аграрной политики Воронежской области от 14.11.2014 N 60-11-03/2091 "О включении проектов в перечень инвестиционных проектов, подлежащих субсидированию" (далее - Письма от 14.11.2014 N 60-11-03/2091).
Во исполнение Писем от 14.11.2014 и для получения субсидий Общество 18.12.2014 года направило Руководителю Департамента аграрной политики Воронежской области для субсидирования кредитные договоры N 131400/0142 от 09.07.2013 и N 131400/0061 от 26.03.2013 с перечнем необходимых документов (Письма от 18.12.2014).
Письмом Заместителя руководителя Департамента аграрной политики Воронежской области от 13.01.2015 прием документов Общества на субсидирование был приостановлен до получения разъяснений Минсельхоза РФ о возможности субсидирования.
В связи с тем, что документы на субсидирование у Общества не были приняты, о разъяснениях, данных Минсельхозом, Общество не было проинформировано.
Общество повторно обратилось к заместителю руководителя департамента аграрной политики по Воронежской области (Письмо от 25.03.2015 N 02102101-04-25).
26.08.2015 года Обществу было отказано в субсидировании части затрат на оплату процентов по данным Кредитным договорам (Письмо от 26.08.2015 N 60-11- 02/2250).
Данный отказ связан с тем, что имущество, приобретенное по данным кредитным договорам, было передано в качестве вклада в уставный капитал аффилированному с Обществом лицу - ООО "Черкизово-Растениеводство".
Общество не согласно с Решением Департамента аграрной политики Воронежской области, что и послужило основанием для обращения в суд за судебной защитой.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусматривает, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 1 статьи 132 БК РФ предусмотрено, что под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Бюджетное законодательство различает понятия межбюджетных субсидий и субсидий участникам хозяйственных правоотношений.
Предоставление субсидий из федерального и областного бюджетов в 2014 и 2015 годах осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042 "Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации" (далее- правил N1042), Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее -Правил N 1460) и Государственной программой Воронежской области "Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропромышленного рынка", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 13.12.2013 N 1088,
Согласно пункту 2 Правил N 1042, субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитным договорам заключенным с 1 января 2013 по 31 июля 2015 включительно, на цели развития, в том числе, подотрасли растениеводства.
Постановлением N 1460 регулируются межбюджетные отношения по предоставлению средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме субсидии и устанавливаются порядок и условия перечисления субсидий.
В целях реализации Постановления N 1460 Приказом Минсельхоза России от 11.02.2013 N 53 (ред. от 23.07.2014) "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1460" утвержден Перечень направлений использования кредитов (займов), по кредитным договорам, заключенным сельскохозяйственными товаропроизводителями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями агропромышленного комплекса, независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, в период с 01.01.2013 (далее - Приложение N 2).
В соответствии с пунктом 3 Приложения N 2 данного Перечня для сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), сельскохозяйственных потребительских кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств, организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы по инвестиционным кредитным договорам (займам), заключенным на срок от 2 до 8 лет определены, в частности, по направлению: - на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, используемых в растениеводстве (код ОКП 47 2000, 47 3000); и др.
На основании вышеприведенных нормативных актов для получения субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитным договорам, заключенным с 01.01.2013 для сельскохозяйственных товаропроизводителей законодатель определил свой перечень направлений использования кредитов, для предприятий агропромышленного комплекса свой перечень направлений.
В соответствии с пунктом 5 Правил субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на следующих условиях:
а) наличие утвержденной региональной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и (или) программ муниципальных образований, предусматривающих возмещение части затрат по кредитам (займам), на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил;
б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (местных бюджетах) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с возмещением части затрат, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия;
в) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациям, осуществляющим товарное (промышленное) рыбоводство, независимо от их организационно-правовой формы и организациям, осуществляющим разведение одомашненных видов и пород рыб, независимо от их организационно-правовой формы (далее - рыбоводные организации), гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации (далее - заемщики), источником финансового обеспечения которых является субсидия, в том числе перечни документов, необходимых для получения указанных средств, и указание сроков рассмотрения органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), документов, представляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для получения субсидий;
г) наличие обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональной программой и (или) программами муниципальных образований, иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий (далее - соглашение о предоставлении субсидий).
Постановлением правительства Воронежской области от 07.02.2014 N 92 утвержден порядок предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Порядок).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Порядка, субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) и крестьянским (фермерскими) хозяйствам, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории Воронежской области, не находящимся в стадии ликвидации, несостоятельности (банкротства), при отсутствии задолженности по налогам и иным обязательным платежам, предоставлении отчета о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей по формам и в сроки, предоставляются возмещения затрат в том числе по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 января 2013 года по 31 июля 2015 года включительно: на цели развития подотрасли растениеводства в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Пункт 9 и 12 Порядка устанавливает перечень документов необходимых для предоставления средств на возмещение части затрат заемщиком представляются в департамент следующие документы и подтверждения целевого использования кредитных средств.
В представленном пакете документов ООО "Воронежмясопром" в департамент для субсидирования договоров об открытии кредитной линии с лимитом выдачи N 131400/0061 от 26.03.2013 и N 131400/0142 от 09.07.2013 в паспорте учета работы самоходной машины комбайн зерноуборочный John Deere S660 и в паспорте учета работы самоходной машины полуприцепа АSW 4101 Quattro имеются отметки о снятии техники с учета и регистрации её за другим юридическим лицом - ООО "Черкизово- Растениеводство". 09.10.2014 и 06.10.2014
Передача техники также отражена в годовом отчете за 2014 год.
При этом ООО "Черкизово-Растениеводство" является самостоятельным юридическим лицом и не обращалось в департамент с заявлением на получение субсидий и не представляло необходимые документы для оценки возможности получения спорных субсидий.
В связи с тем, что приобретенная техника по вышеуказанным кредитным договорам ввиду отчуждения другому юридическому лицу в качестве вклада в уставный капитал, не используется заявителем для целей развития подотрасли растениеводства в ООО "Воронежмясопром".
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия оснований для переоценки выводов суда первой инстанции не находит.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины в порядке ст.110 АПК РФ относятся на заявителя.
Вместе с тем, ООО "Воронежмясопром" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по платежному поручению от 23.03.2016 N 471 в размере 1500 руб., поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ госпошлина при подаче апелляционной жалобы составляет не 3000 рублей, а 1500 рублей.
Однако, подлинник платежного документа при рассмотрении дела в суд апелляционной инстанции представлен не был. Исходя из положений ст. 333.40 НК РФ, выдача справки на возврат государственной пошлины предусмотрена только в случае представления оригинала платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Ввиду чего, излишне уплаченная сумма подлежит возврату на основании справки по представлении в суд оригинала платежного документа.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 18.03.2016 по делу N А14-17499/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-17499/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 сентября 2016 г. N Ф10-3511/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Воронежмясопром"
Ответчик: Департамент аграрной политики Воронежской области