Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 августа 2016 г. N Ф05-12560/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
15 июня 2016 г. |
Дело N А41-100765/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - дачного некоммерческого партнерства "Еремино" - Проничевой А.В. (представителя по доверенности от 07.12.2015),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Фирсова А.В. (представителя по доверенности от 16.12.2015),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29.02.2016 по делу N А41-100765/15, принятое судьей Новиковой Е.М.,
УСТАНОВИЛ:
дачное некоммерческое партнерство "Еремино" (далее - партнерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление) со следующими требованиями:
- признать недействительным отказ управления в государственной регистрации внесения изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) в подраздел I на объект недвижимости: тепловые сети, кадастровый номер 50:14:0000000:143055, назначение: нежилое, иные сооружения (сети теплоснабжения), расположенные по адресу: Московская область, Щелковский район, СПК "Агрофирма Жегалово", поле N 64, оформленный письмом N 50/014/006/2015-3913 от 17.11.2015;
- обязать управление произвести государственную регистрацию внесения изменений в записи ЕГРП в подраздел I на данный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.02.2016 требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель партнерства в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установил следующие обстоятельства.
Партнерство является собственником объекта недвижимости - тепловых сетей с кадастровым номером 50:14:0000000:143055, назначение: нежилое, по адресу: Московская область, Щелковский район, СПК "Агрофирма Жегалово", поле N 64, протяженностью 1020 кв.м., право собственности на который, зарегистрировано в установленном порядке и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 30.03.2015 (запись о регистрации N 50-50/014-50/014/006/2015-1549/1).
В период с сентября 2014 года по декабрь 2014 года партнерство с привлечением подрядных организаций выполнило строительно-монтажные работы по увеличению протяженности тепловых сетей на 1 043 погонных метра, после чего обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации изменений в записи ЕГРП в подраздел I о ранее зарегистрированном объекте недвижимости - тепловых сетях, в связи с увеличением его протяженности.
Сообщением, оформленным письмом от 17.11.2015 N 50/014/006/2015-3913 государственный регистратор отказал партнерству в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП в подраздел I на объект недвижимости, сославшись на выдачу партнерству отдельного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 31.12.2014 N RU50510101-570, что, по мнению государственного регистратора, свидетельствует о создании нового объекта, а не о реконструкции ранее созданного.
Не согласившись с этим отказом от 17.11.2015, партнерство 08.12.2015 оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования партнерства, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Строительство линейного объекта - тепловые сети по адресу: Московская область, Щелковский район, СПК "Агрофирма Жегалово", поле N 64, осуществлялось партнерством на основании разрешения на строительство от 23.08.2014N RU50510101-657. Согласно этому разрешению оно выдано в целях осуществления строительства объекта в 2 этапа.
В первый этап строительства партнерством возведен объект недвижимости - тепловые сети, протяженностью 1 020 кв.м., которому присвоен кадастровый номер 50:14:0000000:143055, а право собственности партнерства зарегистрировано в установленном порядке (свидетельство о государственной регистрации права от 30.03.2015, запись о регистрации 50-50/014-50/014/006/2015-1549/1).
Второй этап строительства предусматривал строительно-монтажные работы по увеличению протяженности тепловых сетей на 1 043 погонных метра.
Соответствующие работы были выполнены истцом в декабре 2014 года, а администрацией городского поселения Загорянский выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 31.12.2014 N RU50510101-570.
С учетом произведенных работ по увеличению протяженности тепловых сетей филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области доработан технический план сооружения, в результате чего выдана кадастровая выписка на единый объект недвижимости с кадастровым номером 50:14:0000000:143055, протяженностью 2 063 погонных метра, назначение: иные сооружения (сети теплоснабжения).
В соответствии с частью 12 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления по заявлению застройщика может выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.
Согласно пункту 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, а также пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" от 16.02.2008 N 87 под этапом строительства понимается строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства).
Таким образом, допускается выдача разрешений на отдельные этапы строительства, равно как и ввод в эксплуатацию части объекта капитального строительства, которая может эксплуатироваться автономно.
Порядок приемки и ввода в эксплуатацию построенных объектов установлен статьей 55 Градостроительного кодекса, согласно части 1 которой разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
В соответствии с частью 10 статьи 55 Градостроительного кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений, в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Разрешение на ввод в эксплуатацию построенного и реконструированного объекта недвижимости по форме и содержанию являются идентичными, в них содержатся аналогичные сведения о характеристиках построенного или реконструированного объекта капитального строительства, а для получения разрешения на ввод в эксплуатацию застройщик обязан представить в уполномоченный орган одинаковый перечень документов.
Представление партнерством на государственную регистрацию разрешения на ввод линейного объекта недвижимости в эксплуатацию от 31.12.2014 N RU50510101-570, согласно которому в эксплуатацию введены тепловые сети второго этапа строительства протяженностью 1 043 погонных метра, не свидетельствует о создании отдельного объекта недвижимости, поскольку разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет не только выполнение строительства, но и выполнение реконструкции объекта капитального строительства.
Тем самым, на момент обращения с заявителем в управление о государственной регистрации изменений в записи ЕГРП в подраздел I о ранее зарегистрированном объекте недвижимости - тепловых сетях - в связи с увеличением его протяженности, спорный объект недвижимости представлял собой единое непрерывное линейное сооружение общей протяженностью 2 063 погонных метра, проходящее по земельным участкам с кадастровыми номерами 50:14:0000000:112971, 50:14:0000000:112973, 50:14:0040116:1996, 50:14:0000000:142843, 50:14:0000000:142844, который был возведен в два этапа строительства.
В соответствии с пунктом 143 Правил ведения ЕГРП, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.12.2013 N 765 (далее - Правила ведения ЕГРП, Правила), при описании линейно-кабельного сооружения связи в записи ЕГРП указывается: наименование: линейно-кабельное сооружение связи; общая площадь линейно-кабельного сооружения связи. Для линейно-кабельных сооружений связи, имеющих протяженность (длину) - протяженность (длина) линейно-кабельного сооружения связи.
Согласно пунктам 68 и 69 Правил ведения ЕГРП запись об изменениях используется для внесения в ЕГРП таких сведений, которые не влекут за собой прекращения или перехода права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) права на него. К таким сведениям относятся в том числе перемена фамилии, имени, отчества физического лица, изменение наименования юридического лица, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п. В записи об изменениях при описании содержания изменений вносятся сведения о произведенных изменениях. В отношении документов-оснований указываются реквизиты документов, послуживших основанием для внесения изменений.
С учетом положений, содержащихся в пунктах 68, 69 Правил, реконструкция линейного объекта недвижимости, связанная с увеличением его протяженности, должна отражаться в ЕГРП путем государственной регистрации изменения в записи ЕГРП в подраздел I на объект недвижимости - тепловые сети с кадастровым номером 50:14:0000000:143055, поскольку представленные заявителем на государственную регистрацию сведения об изменении линейного объекта недвижимости не влекут за собой прекращения или перехода права на объект недвижимого имущества, ограничения (обременения) права на него.
Партнерство представило в управление все документы, необходимые для государственной регистрации изменений в записи ЕГРП в подраздел 1 на объект недвижимости: тепловые сети с кадастровым номером 50:14:0000000:143055, по адресу: Московская область, Щелковский район, СПК "Агрофирма Жегалово", поле N 64, в связи с увеличением его протяженности, что управлением не оспаривается.
Указанные документы, имеющиеся в регистрационном деле, копия которого приобщена к материалам дела, достоверно подтверждают факт реконструкции тепловых сетей с кадастровым номером 50:14:0000000:143055 и соответствуют по форме и содержанию требованиям, предъявляемым к ним Градостроительным кодексом, Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Ссылка управления на представление на государственную регистрацию изменений в записи ЕГРП копии и нотариально заверенной копии с копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию от 31.12.2014 N RU50510101-570, является несостоятельной в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) копии актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе, а также актов судов, установивших права на недвижимое имущество, в форме документов на бумажном носителе представляются на государственную регистрацию прав не менее чем в двух экземплярах, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю.
Пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации определяет, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 Закона о регистрации являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию), либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Таким образом, непредставление на государственную регистрацию нотариально заверенной копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию от 31.12.2014 N RU50510101-570 не могло служить законным основанием для отказа в государственной регистрации.
Кроме того, как в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 15.10.2015 N 50/014/006/2015-3913 государственный регистратор написал, что регистрирующий орган для получения необходимых сведений направил соответствующий запрос, между тем, доказательств направления такого запроса в материалах дела правоустанавливающих документов не имеется. В связи с этим отклоняется ссылка управления на то, что ответ на запрос им получен не был.
В связи со ссылкой управления (не указано в оспариваемом отказе) на отсутствие доказательств принадлежности партнерству земельных участков, на которых расположен заявленный к государственной регистрации линейный объект, партнерство представило свидетельства о государственной регистрации прав (подлинники обозревались в судебном заседании апелляционного суда и возвращены представителю партнерства, копии - приобщены к материалам дела), согласно которым данный объект расположен в пределах земельных участков, принадлежащих партнерству.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований является правильным.
Оснований для его отмены либо изменения из доводов управления, материалов дела не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.02.2016 по делу N А41- 100765/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-100765/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 августа 2016 г. N Ф05-12560/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Дачное некоммерческое партнерство "Ерёмино"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области