г. Вологда |
|
16 июня 2016 г. |
Дело N А05-11417/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 июня 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
при участии от заявителя Насонова М.С. по доверенности от 21.01.2016, Смалько Е.Н. по доверенности от 10.05.2015, Павлова А.П. по доверенности от 31.03.2015, от учреждения директора Булановой С.В., Селяниновой В.В. по доверенности от 18.05.2015,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу негосударственного образовательного учреждения школы "Ксения" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 февраля 2016 года по делу N А05-11417/2015 (судья Макаревич И.А.),
установил:
православная религиозная организация Архангельская и Холмогорская Епархия Русской Православной Церкви (ОГРН 1022900007778, ИНН 2901065920; место нахождения: 163002, город Архангельск, улица Ильинская, дом 5; далее - Епархия) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным решения мэрии города Архангельска (ОГРН 1022900509521, ИНН 2901065991; место нахождения: 163000, город Архангельск, площадь Ленина, дом 5; далее - мэрия; далее - Мэрия) от 28.09.2015 N 002-40/895 об отказе в передаче в собственность объекта культурного наследия регионального значения - "Архиерейский дом - духовное училище", расположенного по адресу: г. Архангельск, округ Ломоносовский, ул. Урицкого, дом 8, и объекта недвижимого имущества, не являющегося объектом культурного наследия, - здания склада столярного цеха (в прошлом "флигель архиерейского дома"), расположенного по адресу: г. Архангельск, округ Ломоносовский, ул. Урицкого, дом 10, корп. 3.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Религиозная организация Русская Православная Церковь, православная религиозная организация "Московская Патриархия Русской Православной Церкви", негосударственное образовательное учреждение школа "Ксения" (место нахождения: 163002, город Архангельск, улица Урицкого, дом 8; ИНН 2901075654, ОГРН 1022900543600; далее - учреждение; далее - учреждение).
Решением суда от 01 февраля 2016 года заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконным проверенное на соответствие нормам Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 327-ФЗ) решение мэрии города Архангельска от 28.09.2015 N 002-40/895 об отказе в передаче в собственность православной религиозной организации Архангельская и Холмогорская епархия Русской Православной Церкви объекта культурного наследия регионального значения - "Архиерейский дом - духовное училище", расположенного по адресу: г. Архангельск, округ Ломоносовский, ул. Урицкого, дом 8, и здания склада столярного цеха, расположенного по адресу: г. Архангельск, округ Ломоносовский, ул. Урицкого, дом 10, корп. 3.
Суд возложил на мэрию обязанность принять решение о передаче в собственность православной религиозной организации Архангельской и Холмогорской епархии Русской Православной Церкви объекта культурного наследия регионального значения - "Архиерейский дом - духовное училище", расположенного по адресу: г. Архангельск, округ Ломоносовский, ул. Урицкого, дом 8, и здания склада столярного цеха, расположенного по адресу: г. Архангельск, округ Ломоносовский, ул. Урицкого, дом 10, корп. 3.
Учреждение с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 124 АПК РФ на основании представленных учреждением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), устава организации суд произвел изменение наименования с негосударственного образовательного учреждения школа "Ксения" на автономную некоммерческую организацию общеобразовательной школу "Ксения" с углубленным изучением английского языка (далее - школа).
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просили оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Православная религиозная организация "Московская Патриархия Русской Православной Церкви" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
С 2016 года мэрия города Архангельска переименована в администрацию муниципального образования город "Архангельск".
Администрация муниципального образования "Город Архангельск" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Епархии. В обоснование ссылается на то, что спорное имущество не является имуществом религиозного назначения.
Религиозная организация Русская Православная Церковь, Православная религиозная организация "Московская Патриархия Русской Православной Церкви", мэрия города Архангельска о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Епархия в соответствии с ее Уставом является централизованной религиозной организацией и объединяет в целях совместного исповедания и распространения православной веры местные религиозные организации и религиозные организации, учрежденные Епархией (в том числе приходы, объединенные в благочиния, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества, миссии, представительства, скиты).
Епархия входит в иерархическую структуру религиозной организации Русская Православная Церковь и является ее каноническим подразделением (пункт 2 Устава).
В собственности муниципального образования "Город Архангельск" находятся здание (объект культурного наследия регионального значения Архиерейский дом - духовное училище), расположенное по адресу: г. Архангельск, округ Ломоносовский, ул. Урицкого, 8, и здание склада, столярного цеха, расположенного по адресу: г. Архангельск, округ Ломоносовский, ул. Урицкого, 10, корп. 3 (в прошлом флигель архиерейского дома), что подтверждается выписками из Единого государственной реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Здание школы передано Мэрией в аренду негосударственному образовательному учреждению школе "Ксения" по договору аренды от 05.05.2008 N 39/08Л.
Епархия 26.08.2015 обратилась к Мэрии с заявлением о передаче в собственность указанных объектов.
Мэрия решением от 28.09.2015 N 002-110/298 отказала в удовлетворении данного заявления, посчитав, что спорные объекты не являются имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Закон N 327-ФЗ) и не соответствуют критериям, установленным частью 3 статьи 5 и частью 1 статьи 12 Закона N 327-ФЗ.
Посчитав отказ в передаче имущества незаконным, Епархия обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
Исходя из положений статей 198 и 200 АПК РФ ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 327-ФЗ имущество религиозного назначения, которое может быть передано в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям, представляет собой недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
Безвозмездная передача религиозным организациям государственного или муниципального имущества, не имеющего религиозного назначения и предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, осуществляется в порядке, установленном названным Федеральным законом для передачи имущества религиозного назначения, одновременно с передачей религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения либо после его передачи (часть 3 статьи 5 Закона N 327-ФЗ).
В соответствии со статьей 6 Закона N 327-ФЗ основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации. К заявлению религиозной организации прилагаются документы, обосновывающие право религиозной организации на передачу ей имущества религиозного назначения. Перечень и порядок выдачи этих документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статьей 7 Закона N 327-ФЗ установлено, что в месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4 - 8 статьи 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества.
Уполномоченный орган отказывает в рассмотрении заявления религиозной организации в случае, если документы, представленные религиозной организацией, не соответствуют перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, а также в случае, если вопрос о передаче имущества религиозного назначения не входит в компетенцию уполномоченного органа. При принятии решения об отказе в таком рассмотрении уполномоченный орган направляет в религиозную организацию сообщение, в котором указывает причины отказа. Данный отказ не препятствует повторному направлению религиозной организацией такого заявления после устранения указанных нарушений.
Согласно статье 8 Закона N 327-ФЗ решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается в случае, если данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 12 Закона N 327-ФЗ определено, что передача государственного или муниципального имущества, которое не имеет религиозного назначения, но на день вступления в силу настоящего Федерального закона перепрофилировано (целевое назначение которого изменено), реконструировано для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, и передано в установленном порядке религиозным организациям в безвозмездное пользование, осуществляется безвозмездно в собственность религиозных организаций в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для передачи государственного или муниципального имущества религиозного назначения.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 26.04.2011 N 325 "О перченее документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и порядке их выдаче" (далее - постановление N 325).
Пунктом 2 данного постановления установлено, что документы, предусмотренные пунктами 1 - 9 перечня, прилагаются к заявлению религиозной организации о передаче в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения, а также имущества, соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и частью 1 статьи 12 Закона N 327-ФЗ; копии документов, предусмотренные пунктами 1 и 3 перечня, не заверенные нотариусом, представляются с предъявлением оригиналов документов; документы, предусмотренные пунктами 5-7 и 9 перечня, выдаются федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия, в 90-дневный срок со дня поступления запроса религиозной организации об их выдаче в связи с необходимостью направления в орган, уполномоченный на принятие решений о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также имущества, соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и частью 1 статьи 12 Закона N 327-ФЗ.
В случае если религиозная организация при подаче заявления не представила по собственной инициативе документы, указанные в пунктах 1 и 3 (за исключением копий уставов), пунктах 5, 6, 8, 10 перечня, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на передачу государственного или муниципального имущества религиозного назначения, а также имущества, соответствующего критериям, установленным частью 3 статьи 5 и частью 1 статьи 12 Закона N 327-ФЗ, запрашивает эти документы (содержащиеся в них сведения) в органах, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в иных государственных органах или органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, которые участвуют в предоставлении государственных или муниципальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами и в распоряжении которых такие документы находятся (пункт 3 постановления N 325).
В соответствии с пунктами 5-9 постановления N 325 должны быть предоставлены следующие документы: архивная справка, содержащая в том числе сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности имущества (для имущества религиозного назначения), справка федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в области охраны объектов культурного наследия, об отнесении имущества к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (для недвижимого имущества), а также справка о принадлежности имущества к музейному, архивному или библиотечному фонду; проект охранного обязательства пользователя, согласованный с органом охраны памятников и руководящим органом (центром) религиозной организации (в случае, если имущество относится к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним либо уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений; проект охранного обязательства собственника, согласованный с органом охраны памятников и руководящим органом (центром) религиозной организации (в случае, если имущество относится к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации).
В данном случае вместе с заявлением Епархия представила мэрии соответствующие документы, а именно: устав, выписку из ЕГРЮЛ, согласие вышестоящего руководящего органа (центра) на передачу имущества религиозного назначения религиозной организации, квитанцию об отправке заявления в адрес школы, архивные справка, содержащие сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности имущества, письма Министерства культуры Архангельской области, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из представленных архивных справок, исторической записки, подготовленной Архангельской специальной научно - реставрационной производственной мастерской в 1991 году, следует, что средства на строительство объекта культурного - наследия - "Архиерейский дом - духовное училище" выделены в 1777 - 1778 году Государственной коллегией экономии "из Архангелогородской губернской канцелярии из экономических доходов" в связи с обращением губернатора Архангелогородской губернии Е.А. Голицына о необходимости построить "за ветхостью старого для жительства архиерею новый дом". При архиерейском доме построены 4 каменных флигеля, два каретника, конюшня, кузница и другие постройки.
В 1869 году дом и все относящиеся к нему постройки уступлены архиереем Архангельскому духовному училищу, которое и располагалось в нем до национализации в 1920 году.
В связи с передачей здания и флигелей духовному училищу выполнены работы по их ремонту и реконструкции в целях приведения в соответствие с новым назначением здания.
Ввиду присоединения Шенкурского училища к Архангельскому духовному училищу епископом Нафанаилом дано училищному правлению предложение увеличить помещения - сделать перестройки в главном здании и во флигелях для удобного помещения классов четырехштатных, одного параллельного и подготовительного и спальных комнат на 200 воспитанников.
Работы, выполненные по контрактам, заключенным в 1870 году между Архангельским духовным училищем и крестьянами В. Спирановым, С. Седаковым, С. Михашиным и Ф. Бызовым включали устройство второго этажа в зале, занимаемом церковью, перенос лестниц, перенос ретирад, устройство арок, установку дверей, пробивку в стенах отверстий и окон, разборку кирпичных стен и т.д.
В 1899 году правлением Архангельского училища принято решение о капитальном ремонте главного училищного здания и возведении двухэтажной пристройки.
Проект и смета перестройки зданий духовного училища были разработаны архитектором Ивановым Г.К. в 1900 году.
При выполнении работ по реконструкции к старому зданию духовного училища было пристроено новое каменное двухэтажное здание на месте разобранного одноэтажного флигеля 18-го века ("История храмов Архангельска"; т. 2, л. 27-28).
Согласно уставу духовных училищ 1884 года они являются учебно - воспитательными заведениями для первоначального образования и подготовления детей к служению Православной Церкви (параграф 1 устава).
Духовные училища содержатся при пособиях из сумм Святейшего Синода на средства, взыскиваемые духовенством каждой епархии. По учебно - воспитальной части духовные училища состоят под руководством местных семинарских правления (параграфы 2, 4 Устава).
Главным начальником духовно - учебных заведений своей епархии является епархиальный архиерей.
В училища принимаются дети православного духовенства - бесплатно. Из других сословий - с платой за обучение (параграф 8 устава).
Согласно параграфу 77 Устава в училищах преподаются священная история Ветхого и Нового завета, пространный христианский катехизис, изъяснение богослужения с церковным уставом, а также языки (русский, церковно - славянский, латинский, греческий), география, арифметика, чистописание, церковное пение.
Пунктом 93 Устава предусмотрено, что ученики духовных училищ преимущественно должны быть "приучаемы к неопустительному и точному исполнению христианских обязанностей, почему все упражнения, располагающие к благочестию, должны быть свято соблюдаемы и охраняемы в училищах". Образование, полученное в училище, было достаточным для дальнейшей службы священником в сельском приходе, пономарем, псаломщиком. Окончание училища давало право на поступление в духовную семинарию.
Правовые и организационные основы деятельности духовных училищ, состав преподававшихся в них предметов, содержание воспитательной работы позволяют сделать вывод о том, что они создавались Православной Церковью с целью обучения религии, в основном детей православного духовенства, получавших также и начальное образование.
Следовательно, оба спорных здания входили в состав имущественного комплекса Архангельского духовного училища и в соответствии с частью 1 статьи 2 и частью 3 статьи 5 Закона N 327-ФЗ являются имуществом религиозного назначения и имуществом, не имеющего религиозного назначения, предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения, которое может быть передано религиозной организации по ее заявлению в соответствии с положениями указанного закона.
На основании этого суд первой инстанции правомерно признал незаконным решения Мэрии 28.09.2015 N 002-40/895 об отказе в передаче в собственность Епархии спорных объектов.
Суд апелляционной инстанции не может принять во внимание доводы школы о том, что в 1991 году в здании произведена реконструкция систем отопления, водопровода, канализации, горячего водоснабжения, электроосвещения, телефона, вентиляции, пристроено к зданию несколько элементов, поскольку проведение работ по реконструкции и пристройке к зданию отдельных элементов не является основанием в соответствии с изложенными выше нормами для отказа в передаче имущества религиозного назначения.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы школы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 февраля 2016 года по делу N А05-11417/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации общеобразовательной школы "Ксения" с углубленным изучением английского языка - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11417/2015
Истец: Православная религиозная организация Архангельская и Холмогорская Епархия Русской Православной Церкви
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Архангельск" МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ДЕПАРТАМЕНТ, Мэрия города Архангельска
Третье лицо: НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА "КСЕНИЯ", Православная религиозная организация "Московская Патриархия Русской Православной Церкви", Религиозная организация Русская Православная Церковь
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6607/16
16.06.2016 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2232/16
23.03.2016 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2232/16
01.02.2016 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-11417/15