Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 октября 2016 г. N Ф08-6650/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным ненормативного правового акта
Вывод суда: решение суда первой инстанции изменено, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
16 июня 2016 г. |
дело N А32-43546/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
от Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Управление "Краснодарлес": представитель не явился, уведомлен надлежащим образом;
от Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края: представители Яшная С.В. по доверенности от 17.03.2016 N 05-06/9,удостоверение N 000068; Новожилов Д.Ю. по доверенности от 18.03.2016, N 05-06/11, удостоверение N 000042;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Управление "Краснодарлес" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.2016 по делу N А32-43546/2015, принятое судьей Хмелевцевой А.С., по заявлению Государственного бюджетного учреждения Краснодарского края "Управление "Краснодарлес" к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края о признании недействительным представления,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Краснодарского края "Управление "Краснодарлес" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту финансово-бюджетного надзора Краснодарского края (далее - заинтересованное лицо контролирующий орган, Департамент) о признании недействительным представления от 19.11.2015 N 15-056.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое представление фактически направлено на выполнение руководителем учреждения бюджетного законодательства, при этом не возлагает на учреждения каких-либо дополнительных обязательств и не влечет для последнего каких-либо негативных последствий, временных или финансовых затрат. Также суд указал, что учреждение не представило доказательств, что оспариваемое представление нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края не согласились с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" представителя в судебное заседание не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя учреждения.
Суд объявил в судебном заседании перерыв до 08.06.2016 до 16 час. 30 мин.
После объявленного перерыва судебное заседание продолжено, стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Департаментом на основании приказа от 15.09.2015 проведена проверка заявителя по вопросу соблюдения бюджетного законодательства при расходовании бюджетных денежных средств за период 2011 - 2014 года.
По результатам проверки составлен акт от 16.10.2015, отражающий выявленные нарушения. Установив данные нарушения, Департамент вынес представление от 19.11.2015 N 15-056 (далее - представление).
В представлении указано следующее. Учреждением, надлежащим образом, не оформлены первичными документами, не отражены в регистрах бухгалтерского учета и фактически не оприходованы материальные ценности, принадлежащие учреждению - древесина в объеме 11 880,99 м. Не проводилось комиссионное освидетельствование мест рубок, акты освидетельствования в управлении отсутствуют, тем самым нарушены статьи 9,10 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, пункты 22, 23 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н. Сумма нарушений - 1 188 099 рублей.
Учреждением заключен государственный контракт от 21.04.2011. N 56-6/2011 без проведения открытого аукциона в электронной форме, нарушив Закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Сумма нарушений - 5 611 995 рублей.
Отсутствует документальное подтверждение Краснодарским филиалом учреждения объемов выполненных работ на 0,04 га выполненных субподрядной организацией, что нарушает Закон Краснодарского края от 29.12.2007 N 1354-ФЗ, статьи 9,10 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, пункты 22,23 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н. Сумма нарушений - 600 рублей.
Не согласившись с данным представлением, учреждение обратилось в суд с заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Спор о законности представления подведомственен арбитражному суду и подлежит рассмотрению в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что учреждению вменено три нарушения:
1. Учреждением, надлежащим образом не оформлены первичными документами, не отражены в регистрах бухгалтерского учета и фактически не оприходованы материальные ценности, принадлежащие учреждению - древесина в объеме 11 880,99 м. Не проводилось комиссионное освидетельствование мест рубок, акты освидетельствования в управлении отсутствуют. Сумма нарушений 1 188 099 рублей.
Так материалами дела подтверждается, что между департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" заключены государственные контракты от 21.04.2011 N 56-6/2011 и от 06.04.2012 N 031800063912000131-0028584-01 на проведение агролесомелиоративных мероприятий, в том числе уходные работы в защитных лесных насаждениях, лесоводственные уходы, возобновительные рубки защитных лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Краснодарского края.
Пунктом 1.2. государственных контрактов предусмотрено, что одновременно с выполнением агролесомелиоративных работ осуществляется покупка лесных насаждений для заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Во исполнение условий государственных контрактов между департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" заключены 2 договора купли-продажи лесных насаждений:
- по договору купли-продажи лесных насаждений N 1 от 22.08.11 приобретено 7 090,6 м? древесины;
- по договору купли-продажи лесных насаждений N 1-02-12 от 27.04.12 приобретено 7 870 м? древесины.
В нарушение требований п. 5.4.5. указанных договоров комиссионное освидетельствование мест рубок не производилось, акты освидетельствования в проверке не представлены.
Кроме того, департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" заключены 2 государственных контракта на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, с одновременной покупкой лесных насаждений для заготовки древесины:
- N 36-6/2011 от 18.03.2011, согласно техническому заданию (приложение N 1 к контракту) объем заготовленной древесины составляет 16 826 м?;
- N 031800063911003895-0028584-01 от 31.01.2012, согласно техническому заданию (приложение N 1 к контракту) объем заготовленной древесины составляет 2128,5 м?.
За период 2011 и 2012 годы общий объем заготовленных древесных насаждений по указанным 4 государственным контрактам составил 33 915,1 м (7090,6+7870+16826+2128,5).
Согласно сводным учетным документам - оборотным ведомостям по нефинансовым активам за 2011 год по счету 105,37 "готовая продукция" в бухгалтерском учете ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" отражено поступление древесины в общем объеме 19313,992 м, в том числе:
- за 2011 год - 12 327,632 м;
- за 2012 год - 9752,49 м.
Также согласно представленным проверке актам ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" утилизированы 2720,118 м дров твердолиственных пород:
- по акту от 26.12.2011 в объеме 1836,478 м,
- по акту от 26.12.2012 в объеме 883,64 м.
Всего в бухгалтерском учете ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" оприходованы или списаны без оприходования в учете в результате утилизации 22034,11 м (19313,992+ 2720,118).
Таким образом, общий объем древесины, приобретенной у департамента лесного хозяйства Краснодарского края, но не оприходованной в бухгалтерском учете ГБУ КК "Управление "Краснодарлес", составил 11 880,99 м (33 915,1-22034,11), что по учетной стоимости - 100 рублей за 1 м
составляет 1 188 099 рублей (11880,99Х100).
Статьей 9,10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.
На основании вышеизложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" в нарушение требований действующего законодательства надлежащим образом не оформлены первичными документами, не отражены в регистрах бухгалтерского учета и фактически не оприходованы материальные ценности, принадлежащие учреждению - древесина в объеме 11 880,99 м на общую сумму 1 188 099 рублей.
2. Учреждением заключен государственный контракт от 21.04.2011 N 56-6/2011 без проведения открытого аукциона в электронной форме. Сумма нарушений 5 611 995 рублей.
Так департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и ГКУ КК "Управление "Краснодарлес" на основании протокола заседания комиссии от 20.04.2011 N 2272 по согласованию возможности заключения краевого государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком на 2011 г. заключен государственный контракт от 21.04.2011 N 56-6/2011.
Управление считает, что государственный контракт от 21.04.2011 N 56-6/2011 заключен без проведения открытого аукциона в электронной форме, что является нарушение требований Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем апелляционная коллегия, изучив представленный в материалы дела контракт, установила, что в данном случае ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" по государственному контракту от 21.04.2011 N 56-6/2011 являлся исполнителем, т. е. выполнял работы, за которые получал денежные средства. Выполнялись работы по государственному контракту от 21.04.2011 N 56-6/2011 в рамках приносящей доход деятельности, за которые государственный заказчик департамент лесного хозяйства производил оплату путем перечисления денежных средств на лицевой счет Краснодарского филиала по приносящей доход деятельности.
Таким образом, в действиях ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" отсутствует нарушение порядка заключения указанного государственного контракта, поскольку учреждение является исполнителем работ, а не заказчиком (Департамент лесного хозяйства Краснодарского края), на которого в силу закона ложится обязанность организации и проведение открытого аукциона в электронной форме.
Также Департамент в своем отзыве указал на то, что материалы проверки были направлены в министерство природных ресурсов, являющееся правопреемником департамента лесного хозяйства Краснодарского края, и в прокуратуру Краснодарского края для рассмотрения и принятия мер в порядке, установленном действующим законодательством.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу, что данное нарушение было допущено Департаментом лесного хозяйства Краснодарского края как заказчика работ, а не ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" как исполнителя по данному контракту.
В связи с этим представление в данной части является недействительным, апелляционная жалоба в этой части подлежит удовлетворению.
3. Отсутствует документальное подтверждение Краснодарским филиалом учреждения объемов выполненных работ на 0,04 га выполненных субподрядной организацией. Сумма нарушений 600 рублей.
Так между департаментом лесного хозяйства Краснодарского края и ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" заключен государственный контракт от 21.04.2011 N 56-6/2011. В соответствии с техническим заданием, объем выполняемых работ должен составить 507,99 га (приложение N 1 к контракту).
На основании актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2), за период с 23.06.2011 по 18.11.2011 Департаментом приняты работы в рамках настоящего гос. контракта в объеме 507,99 га, в том числе по акту от 11.11.11 N 8 предъявлено выполнение работ по лесоводственным уходам в Выселковском районе ЗАО Агрокомплекс предприятие "Дружба" на лесополосе N206 площадью 1,8 га.
В подтверждение факта выполнения работ в Выселковском районе ЗАО Агрокомплекс предприятие "Дружба" на лесополосе N 206 представлен акт от 10.11.11 N 5 на выполнение работ субподрядной организацией ООО "РИТМ" в объеме 1,76 га.
При таки обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу, что ГБУ КК "Управление "Краснодарлес" по акту о приемке выполненных работ (формы КС-2) от 11.11.11 N 8 государственного контракта N 56-6/2011 от 21.04.2011 завышен объем выполненных работ на 0,04 га в сумме 600 рублей.
Таким образом, суд апелляционной инстанции оценив текст выданного Департаментом учреждению представления, считает его недействительным в части указания на нарушение Государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Управление "Краснодарлес" в заключении государственного контракта от 21.04.2011N 56-6/2011 без проведения открытого аукциона в электронной форме (сумма нарушений 5611995,00 руб.). Департамент не доказал соответствия оспариваемого в деле представления в указанной части приведенным выше требованиям к ненормативному правовому акту.
Основываясь на изложенном, апелляционная коллегия, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции надлежит изменить и признать недействительным представление N 15-056 от 19.11.2015 года в части указания на нарушение Государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Управление "Краснодарлес" в заключении государственного контракта от 21.04.2011N 56-6/2011 без проведения открытого аукциона в электронной форме (сумма нарушений 5611995,00 руб.).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.2016 по делу N А32-43546/2015 изменить. Признать недействительным представление N 15-056 от 19.11.2015 года в части указание на нарушение Государственным бюджетным учреждением Краснодарского края "Управление "Краснодарлес" в заключении государственного контракта от 21.04.2011N 56-6/2011 без проведения открытого аукциона в электронной форме (сумма нарушений 5611995,00 руб.). В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-43546/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 октября 2016 г. N Ф08-6650/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "УПРАВЛЕНИЕ "КРАСНОДАРЛЕС", ГУ КК "Управление "Краснодарлес"
Ответчик: департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края
Третье лицо: Департамент финансово-бюджетного надзора КК