Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 сентября 2016 г. N Ф01-3344/16 настоящее постановление оставлено без изменения
10 июня 2016 г. |
Дело N А43-2377/2016 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Тарасовой Т.И.., Насоновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Кузнецовой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЦентрПоставка" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.03.2016 по делу N А43-2377/2016, принятое судьёй Трошиной Н.В., по иску Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу, г.Нижний Новгород, к ответчику - обществу с ограниченной ответственностью "ЦентрПоставка", г.Москва (ИНН7714736712, ОГРН 1087746485485), о взыскании 1 117 000 руб. 99 коп.
В судебном заседании приняли участие:
от ответчика (заявителя) - общества с ограниченной ответственностью "ЦентрПоставка" - Кудряшов А.С. по доверенности от 05.02.2016 N 012/ЦП-2016 (сроком действия по 31.12.2016);
от истца - Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому Федеральному округу - Гусева Т.А. по доверенности от 31.05.2016 N 7/5793 сроком действия до 31.12.2016.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Управление Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому Федеральному округу (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЦентрПоставка" (далее - ООО "ЦентрПоставка") о взыскании 1 117 187 руб. 99 коп. неустойки за период с 02.11.2015 по 09.12.2015.
Исковые требования заявлены на основании статей 309, 329 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по государственному контракту от 14.04.2015 N 6/10/15.
Решением от 04.03.2016 с ООО "ЦентрПоставка" в пользу Управления взыскано 1 117 187 руб. 99 коп., в доход федерального бюджета - 24 171 руб. 87 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЦентрПоставка" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Оспаривая законность решения, заявитель считает, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.032015 N 196 неустойка подлежит списанию.
Управление в отзыве возразило против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, считает, что, коль скоро ответчиком товар поставлен с нарушением срока, неустойка с него взыскана обоснованно.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.04.2015 между Управлением Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу (государственный заказчик) и ООО "ЦентрПоставка" (поставщик) заключен государственный контракт N 6/10/13 на поставку продукции в государственный резерв, согласно которому поставщик обязался поставить государственному заказчику в срок до 01.11.2015 бульдозеры, эксплуатационная масса не менее 19 т, тяговое усилие не менее 10 т в количестве 8 штук (далее - товар), а покупатель принять и оплатить поставленный товар.
Пунктом 2.1 контракта установлена цена продукции по контракту в размере 4 453 654 руб. 61 коп. за одну штуку. Стоимость поставляемой по контракту продукции составляет 35 629 236 руб. 88 коп. (пункт 2.2 контракта).
ООО "ЦентрПоставка" во исполнение своих обязанностей по государственному контракту поставило Управлению товар с нарушением согласованного срока, что подтверждается приемными актами от 09.12.2015 N 34, N 35, N 36, N 37.
Ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по договору поставки послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящий федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно части 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 5.2 государственного контракта предусмотрено, что в случае просрочки поставки продукции поставщик уплачивает государственному заказчику пени в размере 0,1% от стоимости несвоевременно поставленной продукции за каждый день просрочки до полного выполнения обязательства.
Согласно представленному истцом расчету сумма неустойки, рассчитанная в соответствии с условиями государственного контракта, составила 1 117 187 руб. 99 коп. за период с 02.11.2015 по 09.12.2015. Ответчик сумму неустойки не оспорил. В суде апелляционной инстанции подтвердил, что она исчислена верно.
Суд, установив, что ответчиком не исполнены надлежащим образом обязанности по государственному контракту, счел требование о взыскании с ООО "ЦентрПоставка" 1 117 187 руб. 99 коп. неустойки заявленным правомерно.
Между тем суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, не принял во внимание следующее.
В силу пункта 6.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в 2015 году в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Во исполнение данного положения Закона принято постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 196 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - постановление Правительства РФ от 05.03.2015 N 196) заказчики предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2015 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств (в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)", имеющее идентичное содержание).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 05.03.2015 N 196, если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
В силу пункта 5 постановления списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 3 постановления распространяется на принятую к учету задолженность поставщика независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности поставщиков по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.06.2015 N 98н "О порядке осуществления заказчиком в 2015 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" утвержден порядок списания неустоек в 2015 году по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд.
Согласно пункту 2 упомянутого Порядка задолженность подлежит списанию в соответствии с настоящим Порядком в следующих случаях:
а) если общая сумма неуплаченной задолженности не превышает 5% цены контракта;
б) если общая сумма неуплаченной задолженности превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20 процентов цены контракта, и до окончания 2015 года поставщик (подрядчик, исполнитель) уплатил 50 процентов задолженности.
Как следует из расчета истца, сумма неустойки по государственному контракту не превышает 5 процентов цены контракта.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 N 98-р утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году.
Пункт 9 антикризисного плана направлен на обеспечение в 2015 году исполнения государственных контрактов, снижения финансовой нагрузки на участников закупок, а также снижения нагрузки на банковскую систему.
Письмом Минфина России от 22.07.2015 N 02-02-04/42194 разъяснено, что постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2015 N 196 подготовлено во исполнение пункта 9 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 N 98-р "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году".
Таким образом, исполнение Постановления Правительства РФ N 196 является реализацией, в частности, плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году.
Предоставление отсрочки уплаты неустоек и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек является одной из мер поддержки поставщиков.
Следовательно, списание неустойки является обязанностью заказчика, а не его правом (аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2016 по делу N А46-3302/2015).
Таким образом, в рассматриваемом случае в силу приведенных положений задолженность ответчика по начисленной истцом неустойке подлежала списанию.
Ссылаясь на то, что только заказчик вправе принимать решение о списании неустойки, истец не доказал невозможность применения установленного порядка применительно к обстоятельствам настоящего дела, равно как и не обосновал свое право не применять указанный порядок.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для взыскания с ООО "ЦентрПоставка" в пользу Управления 1 117 187 руб. 99 коп. неустойки за период с 02.11.2015 по 09.12.2015.
В силу части 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт. Поскольку решение принято при неправильном применении норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Кодекса), решение подлежит отмене, иск - отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Судебные издержки в виде государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.03.2016 по делу N А43-2377/2016 отменить.
В удовлетворении исковых требований Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу к обществу с ограниченной ответственностью "ЦентрПоставка" о взыскании 1 117 187 руб. 99 коп. неустойки за период с 02.11.2015 по 09.12.2015 отказать.
Взыскать с Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЦентрПоставка" государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Т.И. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-2377/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 сентября 2016 г. N Ф01-3344/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому федеральному округу
Ответчик: ООО "ЦЕНТРПОСТАВКА"