Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 июня 2016 г. N 14АП-3427/16
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2016 г. N Ф07-8172/16 настоящее постановление отменено
Требование: о признании недействительным акта органа власти, о признании недействительным договора
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Вологда |
|
14 июня 2016 г. |
Дело N А05-15590/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 июня 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу контрактного агентства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 марта 2016 года по делу N А05-15590/2015 (судья Козьмина С.В.),
установил:
контрактное агентство Архангельской области (место нахождения: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18; ОГРН 1082901013580, ИНН 2901186555; далее - контрактное агентство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службой по Архангельской области (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, офис 142; ОГРН 1022900530696, ИНН 2901061919; далее - управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 04.12.2015 по делу N 551оз-15 в части признания жалобы закрытого акционерного общества "Северная империя" (далее - ЗАО "Северная империя") обоснованной, а также в части признания уполномоченного органа нарушившим часть 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе). Определением Арбитражного суда Архангельской области от 11.01.2016 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу N А05-15590/2015.
Также контрактное агентство обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к управлению о признании недействительным решения от 04.12.2015 по делу N 548оз-15 в части признания жалобы общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" (далее - ООО "Татнефть-АЗС-Запад") обоснованной, а также в части признания уполномоченного органа нарушившим часть 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ. Определением Арбитражного суда Архангельской области от 11.01.2016 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу N А05-15589/2015.
В соответствии с частью 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) указанные дела N А05-15589/2015 и А05-15590/2015 определением арбитражного суда от 11.01.2016 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением делу N А05-15590/2015.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Татнефть-АЗС-Запад" (место нахождения: 119602, город Москва, улица Академика Анохина, дом 8, корпус 1; ОГРН 1065009017920, ИНН 5009053687), ЗАО "Северная империя" (место нахождения: 164517, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 102а; ОГРН 1022900843350, ИНН 2902001775), государственное казенное учреждение Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; ОГРН 1022900527902, ИНН 2900000511; далее - ГКУ АО "Дорожное агентство "Архангельскавтодор"), государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Региональная транспортная служба" (место нахождения: 163002, город Архангельск, улица Павла Усова, дом 14, офис 210; ОГРН 1022900524316, ИНН 2921005920; далее - ГБУ АО "Региональная транспортная служба"), государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение Архангельской области "Архангельская санаторная школа-интернат N 2" (место нахождения: 163044, город Архангельск, улица Лочехина, дом 13; ОГРН 1032900000231, ИНН 2901042257; далее - ГБООУ АО "Архангельская санаторная школа-интернат N 2"), государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение Архангельской области "Архангельская санаторная школа-интернат N 1" (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 15; ОГРН 1022900525009, ИНН 2901011989; далее - ГБООУ АО "Архангельская санаторная школа-интернат N 1"), государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи "Центр психолого-медикосоциального сопровождения "Надежда" (место нахождения: 163069, город Архангельск, улица Попова, дом 43; ОГРН 1072901008740, ИНН 2901165410; далее - ГБУ АО "Центр психолого-медикосоциального сопровождения "Надежда"), государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Североонежский детский дом" (место нахождения: 164268, Архангельская область, Плесецкий район, рп. Североонежск, микрорайон 1-й, дом 11; ОГРН 1022901467390, ИНН 2920006825; далее - ГБОУ АО "Североонежский детский дом"), государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Северодвинский детский дом" (место нахождения: 164509, Архангельская область, город Северодвинск, улица Макаренко, дом 20; ОГРН 1022900839851, ИНН 2902040929; далее - ГБОУ АО "Северодвинский детский дом"), государственное бюджетное комплексное учреждение Архангельской области общего типа "Вельский центр социальной помощи семье и детям "Скворушка" (место нахождения: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица 1 Мая, дом 77; ОГРН 1102907000680, ИНН 2907013929; далее - ГБКУ АО "Вельский центр социальной помощи семье и детям "Скворушка"), государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями "Опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Урицкого, дом 51, корпус 1; ОГРН 1022900547790, ИНН 2901069964; далее ГБУ АО "Опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями"), государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области "Новодвинский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии" (место нахождения: 164903, Архангельская область, город Новодвинск, улица Пролетарская, дом 59; ОГРН 1022901005566, ИНН 2903002901; далее - ГБСУСОСС АО "Новодвинский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии"), государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области "Коряжемский комплексный центр социального обслуживания" (место нахождения: 165650, Архангельская область, город Коряжма, улица имени Дыбцына, дом 5; ОГРН 1022901140833, ИНН 2905003876; далее - ГБУСОН АО "Коряжемский комплексный центр социального обслуживания"), государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области "Котласский комплексный центр социального обслуживания" (место нахождения: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица Урицкого, дом 9; ОГРН 1022901025070, ИНН 2904003288; далее - ГБУСОН АО "Котласский комплексный центр социального обслуживания"), государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области "Няндомский комплексный центр социального обслуживания" (место нахождения: 165300, Архангельская область, город Няндома, улица Фадеева, дом 2а, корпус 2; ОГРН 1022901415624, ИНН 2918006190; далее - ГБУСОН АО "Няндомский комплексный центр социального обслуживания"), государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями "Котласский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями" (место нахождения: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица 70 лет Октября, дом 34; ОГРН 1112904000637, ИНН 2904023260; далее - ГБУ АО "Котласский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями"), государственное бюджетное учреждение Архангельской области Центр реабилитации "Родник" (место нахождения: 163009, город Архангельск, улица Прокопия Галушина, дом 6; ОГРН 1022900530388, ИНН 2901068939; далее - ГБУ АО "Родник"), государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Производственно-технический центр" (место нахождения: 163045, город Архангельск, шоссе Окружное, дом 1; ОГРН 1032900005005, ИНН 2901110919; далее - ГБУ АО "Производственно-технический центр"), государственное казенное учреждение Архангельской области "Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты" (место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Свободы, дом 27; ОГРН 1022900540860, ИНН 2926002087; далее - ГБУ АО "Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты"), государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Служба спасения имени И.А. Поливаного" (место нахождения: 163002, город Архангельск, проспект Ленинградский, дом 10; ОГРН 1022900531906, ИНН 2926004550; далее - ГБУ АО "Служба спасения имени И.А. Поливаного"), государственное казенное учреждение Архангельской области "Отряд государственной противопожарной службы N 7" (место нахождения: 165650, Архангельская область, город Коряжма, улица Кутузова, дом 43а; ОГРН 1022901142901, ИНН 1022901142901; далее - ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы N 7"), государственное казенное учреждение Архангельской области "Отряд государственной противопожарной службы N 12" (место нахождения: 165650, Архангельская область, город Няндома, переулок Совхозный, дом 24; ОГРН 1032901980561, ИНН 2918006497; далее - ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы N 12"), государственное казенное учреждение Архангельской области "Отряд государственной противопожарной службы N 15" (место нахождения: 164262, Архангельская область, поселок Плесецк, улица Ленина, дом 37; ОГРН 1022901468380, ИНН 2920007579; далее - ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы N 15"), государственное казенное учреждение Архангельской области "Отряд государственной противопожарной службы N 17" (место нахождения: 165210, Архангельская область, поселок Октябрьский, улица Заводская, дом 19; ОГРН 1032902140083, ИНН 2922006010; далее - ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы N 17"), государственное казенное учреждение Архангельской области "Отряд государственной противопожарной службы N 21" (место нахождения: 165300, Архангельская область, город Котлас, улица Карла Маркса, дом 6; ОГРН 1052904004988, ИНН 2904014900; далее - ГКУ АО Отряд государственной противопожарной службы N 21"), государственное казенное учреждение Архангельской области "Автопарк Администрации Архангельской области" (место нахождения: 163001, город Архангельск, улица Вологодская, дом 61; ОГРН 1022900518750, ИНН 2901070007; далее - ГКУ АО "Автопарк Администрации Архангельской области").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 марта 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Контрактное агентство с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на проведение заказчиком и уполномоченным органом совместной закупки посредством электронного аукциона. Считает, что заказчики закупали один и тот же товар (автомобильный бензин и дизельное топливо). Полагает, что в описание объекта закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков, фирменных наименований, наименование происхождения товара или наименование производителя и иные требования, повлекшие ограничение количества участников закупки. Считает, что поставщик имеет возможность производить отпуск автомобильного бензина и дизельного топлива с использованием имущества и оборудования, принадлежащего третьим лицам. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Управление в отзыве доводы жалобы не признало, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
ООО "Татнефть-АЗС-Запад" в отзыве доводы жалобы не признало, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, так как после проведения торгов отдельными лотами оно смогло принять в них участие, одна из целей торгов - экономия бюджетных средств составила 312 564 руб. (т.4, л.111). Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
ГБУ АО "Производственно-технический центр" в отзыве поддержало доводы жалобы.
ГБУСОН АО "Котласский комплексный центр социального обслуживания" в отзыве поддержало доводы жалобы. Ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
От иных лиц, участвующих в деле отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 27.11.2015 в УФАС поступила жалоба ООО "Татнефть-АЗС-Запад" на действия уполномоченного органа и ГКУ АО "Дорожное агентство "Архангельскавтодор", ГБУ АО "Региональная транспортная служба", ГБООУ АО "Архангельская санаторная школа-интернат N 2", ГБООУ АО "Архангельская санаторная школа-интернат N 1", ГБУ АО "Центр психологомедикосоциального сопровождения "Надежда", ГБОУ АО "Североонежский детский дом", ГБОУ АО "Северодвинский детский дом", ГБКУ АО "Вельский центр социальной помощи семье и детям "Скворушка", ГБУ АО "Опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", ГБСУСОСС АО "Новодвинский детский дом-интернат для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии", ГБУСОН АО "Коряжемский комплексный центр социального обслуживания", ГБУСОН АО "Котласский комплексный центр социального обслуживания", ГБУ СОН АО "Няндомский комплексный центр социального обслуживания", ГБУ АО "Котласский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", ГБУ АОЦентр реабилитации "Родник", ГБУ АО "Производственно-технический центр", ГКУ АО "Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты", ГБУ АО области "Служба спасения имени И.А. Поливаного", ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы N 7", ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы N 12", ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы N 15", ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы N 17", ГКУ АО "Отряд государственной противопожарной службы N 21", ГКУ АО "Автопарк Администрации Архангельской области" (далее - заказчики) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку автомобильного бензина и дизельного топлива (извещение N0124200000615006478), а именно утверждения документации об аукционе не соответствующей Закону N 44-ФЗ.
УФАС рассмотрело жалобу и провело на основании части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru 20.11.2015 размещено извещение N 0124200000615006478 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе на право заключения контрактов на поставку автомобильного бензина и дизельного топлива (далее - документация об аукционе) 24 хозяйствующим субъектам Архангельской области.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и указанным Федеральным законом.
Разработка документации об аукционе, а также принятие решения о проведении совместной закупки в виде электронного аукциона в рассматриваемой ситуации является обязанностью уполномоченного органа.
Согласно пункту 3 "Место доставки товара, срок поставки товара" раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе "передача Товара осуществляется на автозаправочных станциях поставщика по мере необходимости, с даты заключения контракта по 31 декабря 2016 года круглосуточно, без выходных и праздничных дней. Место доставки: автозаправочные станции Поставщика расположенные на территории Архангельской области, в соответствии с разнарядкой на поставку товара. Требование о наличии АЗС, расположенных на определенном удалении от места нахождения заказчика, касается именно наличия у участника закупки соответствующего имущества в месте доставки.
УФАС установлено, что рынок АЗС в Архангельской области представляют 4 компании: ООО "РН-Карт-Санкт-Петербург", ООО "Татнефть-АЗС-Запад", ЗАО "Северная империя", ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" (как пояснил представитель УФАС в судебном заседании, учитывались только самые крупные участники рынка).
Согласно части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке требования, в том числе, к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования.
УФАС установило, что все поставщики автомобильного бензина и дизельного топлива, кроме ООО "РН-Карт-Санкт-Петербург" не имеют производственных мощностей (сети АЗС) на территории всей Архангельской области и не могут поставить товар в соответствии с требованиями всей разнарядки на поставку товара. При этом многие поставщики имеют возможность выполнить эту разнарядку частично.
При размещении заказа уполномоченный орган наделен правом самостоятельного выделения лотов, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона N 44-ФЗ в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также соблюдать требования статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 1 части 22 и частью 8 статьи 106 Закона N 44-ФЗ УФАС 04.12.2015 приняло решение по делу N548оз-15: 1) признать жалобу ООО "Татнефть-АЗС-Запад" обоснованной; 2) признать уполномоченный орган нарушившим часть 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ; 3) выдать заказчикам, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание; 4) передать материалы дела должностному лицу УФАС для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении (т. 2, л. 20).
В УФАС 30.11.2015 поступила жалоба ЗАО "Северная империя" на действия уполномоченного органа и указанных ранее заказчиков при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку автомобильного бензина и дизельного топлива (извещение N 0124200000615006478), а именно утверждения документации об аукционе не соответствующей Закону N 44-ФЗ.
УФАС рассмотрело жалобу и провело на основании части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановую проверку осуществления закупки и по основаниям аналогичным делу 04.12.2015 N 548оз-15 приняло решение по делу N 551оз-15: 1) признать жалобу ЗАО "Северная империя" обоснованной; 2) признать уполномоченный орган нарушившим часть 3 статьи 33 Закона N44-ФЗ; 3) выдать заказчикам, уполномоченному органу, оператору электронной площадки предписание; 4) передать материалы дела должностному лицу УФАС для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении (т. 1, л. 12).
Уполномоченный орган с указанными решениями УФАС не согласился в части признания жалоб ООО "Татнефть-АЗС-Запад" и ЗАО "Северная империя" обоснованными и признания уполномоченного органа нарушившим часть 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, по следующим основаниям.
В рамках данного дела рассматривается требование о признании недействительными решений УФАС от 04.12.2015 по делу N 548оз-15 в части признания жалобы ООО "Татнефть-АЗС-Запад" обоснованной, а также в части признания уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области нарушившим часть 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, от 04.12.2015 по делу N 551оз-15 в части признания жалобы ЗАО "Северная империя" обоснованной, а также в части признания уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области нарушившим часть 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно статье 8 названного Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем); конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ). Конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), помимо прочих, является электронный аукцион (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и указанным Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Согласно части 2 статьи 25 указанного Закона организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 названного Закона либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.
Совместные закупки в Архангельской области проводятся в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 08.07.2014 N 272-пп "Об утверждении Порядка взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, главных распорядителей средств областного бюджета, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области при проведении совместных конкурсов и аукционов" (далее - Порядок).
Согласно Порядку заказчики направляют главным распорядителям средств областного бюджета заявки на осуществление закупки способом электронного аукциона (пункт 2 Порядка), главные распорядители рассматривают заявки Заказчиков и принимают решение, в том числе, о разработке сводной заявки на осуществление закупки (пункты 6, 7 Порядка), после чего в течение 10 дней разрабатывает сводную заявку, подписывает ее и направляет в уполномоченный орган (пункты 10, 11 Порядка). Уполномоченный орган проверяет сводные заявки и принимает решение, в том числе, о разработке документации о закупке (пункты 15, 16 Порядка).
В соответствии с пунктами 19 и 20 Порядка уполномоченный орган разрабатывает документацию об электронном аукционе, подписывает и направляет заказчикам соглашения о проведении совместного электронного аукциона в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о разработке документации об электронном аукционе, а также документацию об электронном аукционе в течение пяти рабочих дней со дня разработки документации об электронном аукционе.
Исходя из вышеизложенного разработка документации об аукционе, а также принятие решения о проведении совместной закупки в виде электронного аукциона в рассматриваемой ситуации является обязанностью уполномоченного органа.
Основными доводами жалоб ООО "Татнефть-АЗС-Запад" и ЗАО "Северная империя", которые признаны обоснованными оспариваемыми решениями УФАС являлось искусственное, по мнению подателей жалоб, укрупнение лота электронного аукциона за счет заказчиков, потребности которых в топливе удовлетворяются в различных муниципальных образованиях Архангельской области, что приводит к устранению конкуренции при проведении аукциона ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в электронном аукционе.
Согласно пункту 3 "Место доставки товара, срок поставки товара" раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе "передача Товара осуществляется на автозаправочных станциях поставщика по мере необходимости, с даты заключения контракта по 31 декабря 2016 года круглосуточно, без выходных и праздничных дней. Место доставки: автозаправочные станции поставщика расположенные на территории Архангельской области, в соответствии с Разнарядкой на поставку товара.
Для указанных в разнарядке заказчиков N 1, 2, 6, 8, 13, 16, 17, 19 - 24 необходимо наличие АЗС на территории всей Архангельской области или на территории определенного муниципального района, для остальных заказчиков требуется наличие АЗС в конкретных населенных пунктах Архангельской области, например: для нужд ГБУ АО "Опорно-экспериментальный РЦ" требуется АЗС в черте города Архангельска на расстоянии не более 5 км от места стоянки автотранспорта заказчика (г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 51, корп. 1) в рассматриваемом примере возможно заключение контракта всеми представителями рынка АЗС, указанными в решении УФАС. Для удовлетворения потребностей всех заказчиков необходимыми автозаправочными станциями обладает только ООО "РН-Карт-Санкт-Петербург".
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 2 статьи 17 Закона N 135-ФЗ наряду с установленными частью запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Вместе с тем, приводя в оспариваемых решениях изложенные выше и подтвержденные материалами дела фактические обстоятельства, а также положения статьи 17 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган не делает вывода о нарушении контрактным агентством требований законодательства о защите конкуренции при принятии решения о проведении совместной закупки.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2014 N 15742/13 приведена правовая позиция, согласно которой вывод об ограничении конкуренции при организации совместных торгов не может являться обоснованным, если соответствующее нарушение УФАС не устанавливалось и учреждению не вменялось. Сам факт проведения совместных торгов, допускаемых Законом, не может быть квалифицирован как подобное нарушение.
В данном случае заявителем было произведено объединение лотов на закупку бензина АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 44-ФЗ, согласно которой при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков" бензин и дизельное топливо (коды ОКДП 2320230 и 2320210) относятся к одной группе товаров. Кроме того, данное обстоятельство УФАС не анализировалось и основанием, помимо прочих, для вынесения оспариваемых решений не являлось.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что у заявителя не имелось очевидных и безусловных оснований для отказа в объединения заявок двадцати четырех заказчиков в единый лот, оснований для вывода о противоправности и искусственности действий контрактного агентства в указанной части нет.
Довод третьего лица о наличии экономии бюджетных средств по итогам исполнения предписаний УФАС не может быть учтен, поскольку такое нарушение, как ограничение конкуренции, заявителю оспариваемыми решениями не вменяется.
Согласно оспариваемым решениям контрактное агентство признано нарушившим положения части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 33 названного Закона не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Законом.
Указанная норма устанавливает запреты включения в документацию в прямой и косвенной формах требований к производителю товара, к участнику закупки, за исключением случаев, если возможность установления соответствующих требований к участнику закупки предусмотрена Законом N 44-ФЗ. Установление требований к участникам закупки предусмотрено и регламентировано статьей 31 Закона N 44-ФЗ.
В обжалуемом решении суда первой инстанции сделан вывод о том, что в документацию об аукционе заявителем включены требования к участнику закупки о наличии у него автозаправочных станций ("осуществляется на автозаправочных станциях поставщика"), расположенных на территории Архангельской области, в соответствии с Разнарядкой на поставку товара, что запрещено положениями части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с таким выводом обжалуемого решения.
Согласно пункту 3 "Место доставки товара, срок поставки товара" раздела II "Сведения о товаре, на поставку которого осуществляется закупка, и об условиях контракта" документации об аукционе "передача Товара осуществляется на автозаправочных станциях поставщика по мере необходимости, с даты заключения контракта по 31 декабря 2016 года круглосуточно, без выходных и праздничных дней. Место доставки: автозаправочные станции поставщика расположенные на территории Архангельской области, в соответствии с Разнарядкой на поставку товара.
Приказом Минэнерго Российской Федерации от 17.06.2003 N 226 утверждены Правила технической эксплуатации автозаправочных станций. В соответствии с пунктом 2.11 указанных Правил нерасфасованные нефтепродукты отпускаются в баки автотранспортных средств и тару потребителей исключительно через топливо- и маслораздаточные колонки.
Таким образом, документацией об аукционе установлены требования к месту поставки топлива, но не к наличию какого-либо оборудования у участников аукциона.
Кроме того, пунктом 5.1 проекта контракта (приложение 3 к документации об электронном аукционе) предусмотрено, что поставщик имеет право привлекать к исполнению контракта третьих лиц (транспортные компании, экспедитора и др.). Таким образом, поставщик имеет возможность производить отпуск автомобильного бензина и дизельного топлива с использованием имущества и оборудования, принадлежащего третьим лицам.
Таким образом, УФАС необоснованно установило нарушение уполномоченным органом части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
При таких обстоятельствах требования заявителя и его апелляционная жалоба подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции об отказе в признании недействительными и не соответствующими нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решений УФАС от 04.12.2015 по делу N 548оз-15 и от 04.12.2015 по делу N 551оз-15(в части), отмене.
Поскольку апелляционная жалоба управления удовлетворена, однако в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации оно освобождено от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 марта 2016 года по делу N А05-15590/2015 отменить.
Признать недействительными и не соответствующими нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение Управления Федеральной антимонопольной службой по Архангельской области от 04.12.2015 по делу N 548оз-15 в части признания жалобы общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-АЗС-Запад" обоснованной, а также в части признания уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области нарушившим часть 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и решение от 04.12.2015 по делу N 551оз-15 в части признания жалобы закрытого акционерного общества "Северная империя" обоснованной, а также в части признания уполномоченного органа - Контрактного агентства Архангельской области нарушившим часть 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-15590/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 октября 2016 г. N Ф07-8172/16 настоящее постановление отменено
Истец: Контрактное агентство Архангельской области
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГБУ Архангельской области "Региональная транспортная служба", ГКУ Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор", Государственное бюджетное комплексное учреждение Архангельской области общего типа "Вельский центр социальной помощи семье и детям "Скворушка", Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Североонежский детский дом", Государственное бюджетное образовательное учреждение Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Северодвинский детский дом", Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение Архангельской области "Архангельская санаторная школа-интернат N1", Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение Архангельской области "Архангельская санаторная школа-интернат N2", Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области "Новодвинский детский дом-интернат для детей с серьёзными нарушениями в интелектуальном развитии", Государственное бюджетное учреждение Архангельской области "Производственно-технический центр", Государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи, "Центр психолого-медико-социального сопровождения "Надежда", Государственное бюджетное учреждение Архангельской области Служба спасения имени И. А.Поливаного ", Государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями "Котласский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями, Государственное бюджетное учреждение Архангельской области социального обслуживания детей с ограниченными возможностями "Опорно-экспериментальный реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями", Государственное бюджетное учреждение Архангельской области Центр реабилитации "Родник", Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области "Коряжемский комплексный центр социального обслуживания", Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области "Котласский комплексный центр социального обслуживания", Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Архангельской области "Няндомский комплексный центр социального обслуживания", Государственное казённое учреждение Архангельской области "Автопарк Администрации Архангельской области", Государственное казённое учреждение Архангельской области "Отряд государственной противопожарной службы N 15", Государственное казённое учреждение Архангельской области "Отряд государственной противопожарной службы N 17", Государственное казённое учреждение Архангельской области "Отряд государственной противопожарной службы N 21", Государственное казённое учреждение Архангельской области "Отряд государственной противопожарной службы N12", Государственное казённое учреждение Архангельской области "Отряд государственной противопожарной службы N7", Государственное казённое учреждение Архангельской области "Центр обеспечения мероприятий гражданской защиты", ЗАО "СЕВЕРНАЯ ИМПЕРИЯ", ООО "ТАТНЕФТЬ-АЗС-ЗАПАД"