г. Москва |
|
15 июня 2016 г. |
Дело N А41-94304/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей: Иевлева П.А., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефремовым А.А.,
при участии в заседании:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Ленинское знамя" - Полякова Ю.Ю., по доверенности от 26 апреля 2016 года,
от третьего лица администрации Чеховского муниципального района Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 01 марта 2016 года по делу N А41-94304/15, принятое судьей Кулматовым Т.Ш.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ленинское знамя"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
о признании незаконными действий по аннулированию сведений о земельном участке и обязании восстановить нарушенное право,
третье лицо: администрация Чеховского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ленинское знамя" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) в котором просило суд:
- признать незаконным действие кадастровой палаты по аннулированию сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:31:0010104:1382 и исключения его из Государственного кадастра недвижимости, а также решение кадастровой палаты N МО-13/РКФ/493511 о снятии указанного земельного участка с государственного кадастрового учета, принятого по результатам рассмотрения служебной записки N 20-03-1651-13 от 27 сентября 2013 года о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости;
- обязать кадастровую палату восстановить аннулированные и исключенные из Государственного кадастрового недвижимости сведения о вышеназванном земельном участке с сохранением сведений о его уникальных характеристиках: кадастрового номера -50:31:0010104:1382 и даты внесения данного кадастрового номера в Государственный кадастр недвижимости - 24 августа 2011 года, описания местоположения Границ земельного участка (координат, дискреционных углов и горизонтальных проложенний) и его площади 1768 кв.м.; с сохранением сведений о его дополнительных характеристиках: описания местоположения земельного участка - Московская область, Чеховский район, СП Стремияовское, в районе с. Шарапове, категория земель - земли населенных пунктов;
- обязать кадастровую палату в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу принять соответствующее решение и провести процедуру восстановления аннулированных и исключенных из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:31:0010104:1382.
В качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора в деле участвует администрация Чеховского муниципального района Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2016 года по делу N А41-94304/15 заявление удовлетворено (л.д. 124-126).
Не согласившись с данным судебным актом, кадастровая палата обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя кадастровой палаты и администрации, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания. Информация о времени и месте проведения судебного заседания размещена на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав представителя общества, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2013 года по делу N А41-32904/12 признан незаконным отказ администрации Чеховского муниципального района Московской области от 04 апреля 2012 года N 440-12/юл в приватизации земельного участка с кадастровым номером 50:31:0010104:1382 площадью 1768 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Стремиловское, в районе с.Шарапово, и требование предоставить дополнительные документы (л.д. 13-16).
Данным решением суд обязал администрацию вынести постановление о продаже указанного земельного участка ООО "Ленинское знамя", а также подготовить проект договора купли-продажи этого земельного участка и заключить договор с ООО "Ленинское знамя".
Во исполнение решения по делу N А41-32904/12 администрацией 11 августа 2015 года было вынесено постановление N 0855/14-02/2015 о предоставлении в собственность ООО "Ленинское знамя" вышеуказанного земельного участка.
14 августа 2015 года между администрацией Чеховского муниципального района Московской области (продавец) и ООО "Ленинское знамя" (покупатель) заключен договор N 1545 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:31:0010104:1382 площадью 1768 кв.м. по адресу: Чеховский район, СП Стремиловское, в районе с. Шарапово (л.д. 17-19).
Однако регистрация перехода прав на земельный участок не состоялась в связи с тем, что на основании решения кадастровой палаты от 08 октября 2013 года участок был снят с кадастрового учета со ссылкой на отсутствие зарегистрированных прав на него.
В настоящее время земельный участок имеет статус "аннулирован".
На обращение общества о восстановлении аннулированных сведений о земельном участке в ГКН кадастровая палата письмом от 09 октября 2015 года сообщила обществу об отказе в удовлетворении его заявления, сославшись на законность снятия участка с учета и отсутствием возможности восстановить аннулированные сведения в ГКН (л.д. 9-12).
Не согласившись с действиями и решением кадастровой палаты по аннулированию сведений о земельном участке в ГКН, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
На основании части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить это недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Законом сведений о недвижимом имуществе.
Нормами статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном Законом порядке документов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
В силу пункта 2 указанной статьи постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Предметом оценки суда по настоящему делу является решение кадастровой палаты от 08 октября 2013 года N 13/РКФ-493511 об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:31:0010104:1382.
Данный земельный участок, площадью 1768 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Стремиловское, в районе с.Шарапово, был поставлен на кадастровый учет 24 августа 2011 года (л.д. 103-106).
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 названного Федерального закона.
Из материалов дела следует, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:31:0010104:1382 носили временный характер.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ, от 21 декабря 2009 года N 334-ФЗ, от 08 декабря 2011 года N 423-ФЗ) "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Однако Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости" были внесены изменения в часть 4 статьи 24 Федерального закона N221-ФЗ.
Согласно части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 года N 250-ФЗ) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Исходя из части 1 статьи 5 Федерального закона от 23 июля 2013 года N 250-ФЗ данный Закон вступает в силу с 01 октября 2013 года, за исключением пунктов 20 и 21 статьи 3 этого Федерального закона.
Таким образом, на момент принятия кадастровой палатой оспариваемого решения от 08 октября 2013 года N 13/РКФ-493511 об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:31:0010104:1382 действовал пятилетний срок учета сведений о земельном участке, носящих временный характер.
Поскольку действия по снятию земельного участка с кадастрового учета осуществлялись кадастровой палатой после 01 октября 2013 года, органу кадастрового учета надлежало руководствоваться положениями части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ в новой редакции, поскольку иного не установлено законодательством.
В связи с изложенным, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о нарушении ФГБУ "ФКП Росреестра" при принятии оспариваемого решения положений части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ.
Данная правовая позиция согласовывается с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 19 января 2016 года по делу N А41-42537/15.
Кроме того, учитывая, что в силу статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ снятие с кадастрового учета объекта недвижимости влечет прекращение его существования, оспариваемое решение привело к ситуации, при которой невозможно исполнить вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2013 года по делу N А41-32904/12 о продаже обществу земельного участка площадью 1768 кв. м, кадастровый номер 50:31:0010104:1382, расположенного по указанному выше адресу.
Исходя из принципов защиты прав собственника, правовой определенности и стабильности, судом первой инстанции правильна установлено, что реальное восстановление нарушенных прав заявителя возможно лишь путем восстановления сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Как усматривается из материалов дела, восстановление в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:31:0010104:1382 не затрагивает прав и законных интересов третьих лиц.
Необходимость восстановления кадастрового учета земельного участка также согласуется с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 марта 2011 года N Д23-879, согласно которому восстановление аннулированных и исключенных из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках необходимо в случае поступления в орган кадастрового учета решения суда о признании прав на земельный участок, содержащего требование о восстановлении аннулированных и исключенных из государственного кадастра недвижимости сведений о таком земельном участке.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Федеральным законом N 221-ФЗ не предусмотрена возможность восстановления аннулированных сведений Государственного кадастра недвижимости арбитражным апелляционным судом отклоняется в связи со следующим.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 221-ФЗ правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности.
В соответствии с пунктом 62.1 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 года N 42 при поступлении вступившего в законную силу судебного акта о восстановлении аннулированных и исключенных из государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости орган кадастрового учета не позднее трех рабочих дней (если иной срок не установлен таким судебным актом) вносит изменения в Реестр в части статуса сведений с "аннулированные" на соответствующий статус, действовавший до аннулирования и исключения сведений или указанный в соответствующем решении суда.
Таким образом, вопреки доводам кадастровой палаты порядок восстановления аннулированных сведений Государственного кадастра недвижимости о ранее учтенном земельном участке урегулирован и в связи с этим восстановление аннулированных сведений Государственного кадастра недвижимости является возможным.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению. Доводы, изложенные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2016 года по делу N А41-94304/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-94304/2015
Истец: ООО "Ленинское знамя"
Ответчик: Администрация Чеховского муниципального района, Росреестр МО, ФКП Росреестра по МО
Третье лицо: Администрация Чеховского муниципального района, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области