г. Челябинск |
|
20 июня 2016 г. |
Дело N А76-26347/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2016 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Костина В.Ю., Арямова А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания на решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 марта 2016 года по делу N А76-26347/2015 (судья Котляров Н.Е.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Деряга А.С. (доверенность от 18.06.2015 N 4с-1729).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (далее - заявитель, ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 09.10.2015 N 6816/15 (далее - постановление о назначении административного наказания, постановление от 09.10.2015 N 6816/15), вынесенного Уральским управлением государственного железнодорожного надзора (далее - заинтересованное лицо, Управление, административный орган).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.03.2016 по настоящему делу в удовлетворении заявления обществу отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление общества. Податель апелляционной жалобы указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права. В частности, заявитель ссылается на то, что разъяснение относительно применения распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 N 1424-р было направлено Министерством транспорта Российской Федерации в адрес ОАО "РЖД", лишь 31.08.2015 (N 04-01/4412), в то время как груз к перевозке был оформлен 14.08.2015. При этом в Правила перевозок грузов железнодорожным транспортом какие-либо изменения внесены не были, а, ФГП ВО ЖДТ России приказ о сопровождении и охране соответствующих грузов (газов энергетических) был издан только 01.09.2015.
Административным органом отзыв на апелляционную жалобу не представлен; в судебное заседание суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо уполномоченных представителей не направило.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Управления.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ОАО "РЖД", приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта, в связи со следующим.
Имеющиеся в настоящем деле доказательства свидетельствуют о том, что Саратовской транспортной прокуратурой в соответствии с поручением Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Южной транспортной прокуратуры была проведена проверка исполнения законодательства при эксплуатации железнодорожного транспорта, в ходе которой установлен факт перевозки ОАО "РЖД" опасного груза - пропан, подлежащего обязательному сменному сопровождению и охране в пути следования, осуществленной без такового, а именно: ОАО "РЖД" в лице Южно-Уральской железной дороги 14.08.2015 со станции Тюльпан отправлен груз пропан на станцию Основа Украинской железной дороги (грузоотправитель - АО "РН-Транс", грузополучатель - ООО "Пропан Трейд"), а также на станцию Усмань Юго-Восточной железной дороги (грузоотправитель - АО "РН-Транс", грузополучатель - ООО "ИНТРАНСГАЗ").
На станции Анисовка Приволжской железной дороги 17.08.2015 на указанный груз оформлены досылочная и дорожная ведомости для дальнейшего следования груза к месту назначения.
В соответствии с информацией предоставленной ОАО "РЖД" 02.09.2015 в Саратовскую транспортную прокуратуру, по грузам: "пропан" (перевозочный документ по отправке N ЭД209733, станция отправления Анисовка ПРВ - станция назначения Усмань ЮВС груз - пропан, код 226125; перевозочный документ по отправке N 20241544 станция отправления Анисовка ПРВ - Основа ЮЖН груз пропан); "топливо нефтяное" (перевозочный документ по отправке N 20190428, станция отправления Пугачевск ПРВ - станция назначения Новополоцк БЕЛ, груз топливо нефтяное), - прием груза на станциях Анисовка, Пугачевск Приволжской железной дороги не производился.
Обществом оформлены дорожная ведомость на досылку вагона N 57637027 к основной отправке N ЭД073672 станция отправления Тюльпан ЮУР - станция назначения Усмань ЮВС; досылочная ведомость на вагон N 57516106 к основной отправке N 20221652 станция отправления Тюльпан ЮУР - станция назначения Основа ЮЖН (по пропану); оформлена досылочная ведомость на вагон N 50775519 к основной отправке N 20156106 станция отправления Аллагуват КБШ - станция назначения Новополоцк БЕЛ, код 221136 (по топливу нефтяному). Груз "топливо нефтяное" не включен в перечни грузов, требующих сопровождения (охраны).
На станции Тополек Приволжской железной дороги (назначением на станцию Алагир КБШ) 18.08.2015 фактически был принят груз "конденсат из природных газов" (перевозочный документ по отправке N ЭД270440, код груза 226106). Данный груз не включен в утвержденные перечни грузов, требующих сопровождения (охраны).
Из письменных пояснений заявителя от 03.09.2015, представленных в Саратовскую транспортную прокуратуру следует, что при отцепке вагонов N N 57637027, 57516106 с грузом "пропан" от основной группы вагонов и оформлении досылочных документов, контроль наличия сопровождения (охраны) не осуществлялся.
В связи с поздним получением информации о принятии Правительством Российской Федерации распоряжения от 23.07.2015 N 1424-р, утвердившим Перечень специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Росжелдора, работа по его выполнению не была организована своевременно. В настоящее время на Приволжской железной дороге проводятся мероприятия для надлежащего выполнения распоряжения.
Постановлением заместителя Саратовского транспортного прокурора от 07.09.2015, в присутствии представителя заявителя, в отношении ОАО "РЖД" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). Материалы дела об административном правонарушении направлены на рассмотрение в Уральское управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Уведомлением от 05.10.2015 административный орган известил общество и прокурора о назначении к рассмотрению материалов дела об административном правонарушении, и о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия.
Постановлением о назначении административного наказания от 09.10.2015 N 6816/15 ОАО "РЖД" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 11.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Частью 3 статьи 11.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на железнодорожном транспорте - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" определено, что под перевозочным процессом понимается совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 указанного Федерального закона владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; экологическую безопасность.
Статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определено, что опасным грузом является груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
В соответствии с п. 3.3.18 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 N 50, сопровождение в поездах и охрана на станциях вагонов с опасными грузами военизированной охраной МПС проводятся в соответствии с "Положением о порядке охраны грузов и объектов на железнодорожном транспорте".
Согласно п. 3.1, 3.2 Порядка организации деятельности ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного Приказом Росжелдора от 21.09.2010 N 400, охрана вагонов, контейнеров с грузами, в том числе с опасными грузами, грузов на открытом подвижном составе в пути следования при их перевозке, транспортировке железнодорожным транспортом по территории Российской Федерации осуществляется работниками ФГП ВО ЖДТ России на основании договоров (соглашений), заключенных между ФГП ВО ЖДТ России и грузоотправителями, грузополучателями (экспедиторскими организациями), перевозчиками, железнодорожной охраной государств - участников Содружества Независимых Государств и в соответствии с Федеральными законами от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и иными нормативными правовыми актами.
Охрана грузов осуществляется работниками ФГГТ ВО ЖДТ России постоянным и сменным способами в соответствии с Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов с сопровождением и охраной грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 38.
Пунктом 1.5.6. Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных СЖТ СНГ (протокол от 05.04.1996 N 15) определено, что наряды военизированной охраны железных дорог сопровождают опасные грузы только в пределах границ своих государств.
Приказом МПС России от 18.06.2003 N 38 (ред. от 22.12.2008) утвержден Перечень грузов, требующих обязательного сменного сопровождения и охраны в пути следования.
Пунктом 1 Перечня специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 N 1424-р, к соответствующим грузам отнесены взрывчатые материалы, топливо для реактивных двигателей, бензины и топливо дизельное всех наименований, спирт метиловый (метанол), газ энергетический (пропан, бутан).
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что у него объективно отсутствовала возможность соблюдения условий п. 1 Перечня специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 N 1424-р, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как в данном случае ОАО "РЖД" должно было действовать по аналогии к п. 1.5.5 Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам (утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1995 N 15), согласно которым, при обнаружении в пути следования вагонов с опасными грузами, которые в соответствии с настоящими Правилами должны сопровождаться проводниками грузоотправителя или грузополучателя, но следуют без проводников, они должны задерживаться на станции до прибытия представителя грузоотправителя (грузополучателя). Указанные вагоны устанавливаются на специально выделенных путях станции или в другом безопасном месте, определенном в техническо-распорядительном акте станции (ТРА), и должны находиться под охраной. Начальник станции, на которой задержан вагон, должен сообщить грузоотправителю (грузополучателю) через начальника станции отправления (назначения) груза о задержке вагона, а грузоотправитель (грузополучатель) обязан немедленно командировать своих представителей в пункт задержки.
Частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
У заявителя, с учетом вышеизложенного, имелась возможность соблюдения требований Перечня специальных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом общего пользования, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.07.2015 N 1424-р, однако, общество пренебрегло имеющейся у него возможностью.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал ОАО "РЖД" в удовлетворении заявления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 22 марта 2016 года по делу N А76-26347/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.Ю. Костин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-26347/2015
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице Южно-Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания
Ответчик: Уральское Управление Государственного Железнодорожного Надзора