Комментарий
к Таможенному кодексу ЕС
к.ю.н., доцент Калиниченко П.А.
Основным документом Сообщества, регламентирующим торговлю с "третьими" странами, является Таможенный кодекс Сообщества (далее Кодекс). Проект этого документа был представлен Комиссией 28 февраля 1990 г. и в пояснительном меморандуме был охарактеризован как "самый далеко идущий проект правовой консолидации, когда-либо предпринятый в области, входящей в право Сообщества". Предполагалось, что Кодекс вступит в силу 1 января 1993 г. Однако, он был принят лишь 12 октября 1992 г. и вступил в силу с 1 января 1994 г. Раздел VIII Кодекса стал применяться к Великобритании с 1 января 1995 г., а ст. 161 (и в той части, в которой они касались реэкспортных операций), 182 и 183 вступили в силу с 1 января 1993 г. (ст. 253 Кодекса). Для применения этих статей был принят специальный регламент, действовавший до 1 января 1994 г.
Кроме того, для применения Кодекса был принят специальный Регламент Совета 2454/93 от 2 июля 1993 г. В этом нормативном акте собраны все основные нормы, детально регулирующие применение таможенного законодательства ЕС и, прежде всего, Кодекса. По сути, применение Кодекса вне контекста этого регламента невозможно.
Принятый Сообществом Кодекс объединил около 75 регламентов, принятых с 1968 г. по 1992 г., и был направлен на достижение ясности и единообразия в толковании положений права ЕС, касавшихся торговли с "третьими" странами. Кодекс состоит из трех частей:
1) основы таможенного законодательства (таможенная территория Европейского Союза, таможенный тариф, таможенная стоимость, происхождение товаров);
2) правила, связанные с таможенными направлениями (customs destinations), имеющими экономический эффект: некоторые таможенные режимы ("таможенные процедуры, экономического содержания"), основание изменения направления (redirection) и уничтожения товаров;
3) правила, связанные с вопросами таможенного долга (customs debt) и опротестованием решений, связанных с таможенными вопросами.
Отметим, что на настоящий момент в Кодекс вносились пять блоков поправок. Наиболее существенными из них были поправки, внесенные в 1997 г. Регламентом 82/97, а также поправки 2000 г., внесенные Регламентом 2700/2000. Последние изменили правовое регулирование зон свободной торговли.
Кроме Кодекса и Регламента 2454/93 существует еще ряд нормативных актов Сообщества, регулирующих некоторые вопросы, связанные с таможенной деятельностью ЕС. Так, можно отметить регламент, регулирующий условия и процедуру освобождения от таможенных пошлин.
В таможенном законодательстве ЕС отсутствует понятие таможенного режима. Экспорт, импорт и уничтожение товаров выделяются отдельно, а все остальные режимы, которые существуют в праве Сообщества, носят название "таможенных процедур экономического содержания" (customs procedures with economic impact).
Все эти режимы были в свое время гармонизированы директивами Совета, положения которых перешли в Кодекс. С этой целью были приняты директивы, касающиеся статуса таможенных складов (customs warehouses), свободных зон (free zones), а также обычных форм распоряжения товарами, находящимися в таможенных складах и свободных зонах. Производство товаров под таможенным контролем было урегулировано Регламентом Совета 2763/83, разрешавшего такую процедуру. Производство под таможенным контролем до выпуска товаров в свободное обращение было необходимо для избежания производства некоторых операций, таких как переработка некоторых нефтепродуктов в "третьих" странах, а не в Сообществе.
Режим временного допуска контейнеров появился в результате принятия Советом специальной регулирующей системы, которая позволяла контейнерам, имеющим маркировку своего государства-члена, свободно передвигаться по территории Сообщества. Сделано это было для увеличения пользования контейнерами при перевозках, например, при совмещенной автомобильной и железнодорожной.
Особый интерес представляет режим внутренней переработки (inward processing) - временный выпуск в свободное обращение продукции из "третьей" страны для переработки в государствах-членах, после чего товар реэкспортируется обратно в "третью" страну. Для того, чтобы добиться правильного и единообразного применения этого режима, Совет принял Регламент 1999/85 для регулирования процедуры внутренней переработки. Правовой статус этого режима был дополнен разрешением государствам-членам проверять процедуры внутренней переработки, содержащиеся в регламенте Комиссии 2228/91. Кроме того, с целью облегчить формальности, связанные с этим режимом, Комиссия приняла регламент 1656/91, содержавший специальные положения, действовавшие в отношении внутренней переработки и производства под таможенным контролем, которые осуществлялись на таможенном складе, свободном складе или в свободной зоне. Несмотря на то, что указанные выше нормативные акты прекратили свое действие в связи со вступлением в силу Кодекса, нормы, аналогичные им, перешли в этот документ.
Многие европейские фирмы, которым в рамках международного разделения труда было выгодно экспортировать товары в "третьи" страны, чтобы после переработки, обработки или починки вновь реимпортировать их в Западную Европу, были заинтересованы в появлении режима внешней переработки (outward processing). Этот режим впервые был закреплен в 1982 г. в Соглашении о товарах из текстиля и одежде. В 1986 г. режим внешней переработки был расширен до соглашений о стандартном обмене, а в 1988 г. включил так называемое "треугольное движение" (triangular traffic), при котором товар вывозится из одного государства-члена в "третью" страну, там перерабатывается, а потом реимпортируется в другое государство-член.
Позже государства-члены получили право проверять сопроводительные документы, чтобы убедиться, что импортируемые товары произведены из товаров, которые были вывезены. После завершения строительства внутреннего рынка этот режим претерпел некоторые изменения. Так, национальные квоты на такое производство были заменены квотами Сообщества, гармонизированы некоторые другие правила. Например, при ввозе товаров, прошедших внешнюю переработку, лицензия на внешнюю переработку действительна в любой точке въезда на территорию Сообщества вне зависимости от места назначения и государства-члена, выдавшего лицензию. Положение о внешней переработке некоторых видов текстильной продукции и одежды в определенных "третьих" странах было адаптировано к условиям внутреннего рынка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.