г. Красноярск |
|
22 июня 2016 г. |
Дело N А74-639/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "20" июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "22" июня 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Ишутиной О.В., Споткай Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровой Е.В.
при участии:
от ответчика: главы крестьянского (фермерского) хозяйства Купер Максима Андреевича; Чеботарева В.А., представителя по доверенности от 09.03.2016,
от истца (прокурора Республики Хакасия): Марченко И.В., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края, служебное удостоверение ТО N 191550, по поручению прокуратуры Республики Хакасия от 14.06.2016 N 8/3-102-2016.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Купер Максима Андреевича на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "13" апреля 2016 года по делу N А74-639/2016, принятое судьёй Ишь Н.Ю.
установил:
Прокурор Республики Хакасия, действующий в интересах муниципального образования Усть-Абаканского района Республики Хакасия в лице администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Купер Максиму Андреевичу (далее - Купер М.А.) (ИНН 246410763537, ОГРН 308190307100033).
- о признании недействительными в силу ничтожности договора купли-продажи земельных участков от 21.11.2014, заключённого в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:010734:4 и 19:10:010601:165, договора купли-продажи от 05.12.2014, заключенного в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:10:010734:3 и применении последствий недействительности ничтожных сделок;
- о признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи от 05.12.2014, заключённого в отношении земельного участка площадью 200000 кв.м, с кадастровым номером 19:10:010734:3, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, рп. Усть-Абакан, в 0,6 км южнее птицефабрики, участок N 1;
- о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания главы крестьянского (фермерского) хозяйства Купера М.А. вернуть управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия спорный земельный участок и обязания управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия вернуть главе крестьянского (фермерского) хозяйства Куперу М.А. денежные средства в сумме 48 000 руб.
Определениями от 02.02.2016, 03.03.2016, 24.03.2016, 30.03.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены администрация Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Решением от 13.04.2016 иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, Купер М.А. обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указал, что земельные участки предоставлены Куперу М.А. в полном соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающим выделение фермерским хозяйствам земельных участков из состава земель иных (нежели земли сельскохозяйственного назначения) категорий для строительства зданий, строений и сооружений; ответчик является добросовестным приобретателем спорных земельных участков, используемых им по целевому назначению; суд первой инстанции применил к спорным отношения сторон нормы права, не подлежащие применению (положения части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 20.06.2016.
От прокурора Республики Хакасия в материалы дела поступил отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы отклонены.
От администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия в материалы дела поступил отзыв, в котором третье лицо просит отменить решение суда первой инстанции.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании глава крестьянского (фермерского) хозяйства Купер М.А. и его представитель поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель прокуратуры Республики Хакасия поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
07.05.2014 и 30.09.2014 глава КФХ Купер М.А. обратился в администрацию Усть-Абаканского района с заявлениями о предоставлении в собственность путем выкупа земельных участков, площадью 200000 кв.м. и 108406 кв.м. соответственно, расположенных по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, р.п. Усть-Абакан, в 0,6 км южнее птицефабрики, участки N N 1, 2, для сельскохозяйственного производства.
26.08.2014 земельный участок, площадью 108406 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, р.п. Усть-Абакан, в 0,6 км южнее птицефабрики, участок N 2, сформирован, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 19:10:010734:4, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
04.09.2014 земельный участок, площадью 278190 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, р.п. Усть-Абакан, северо-западная часть рп. Усть-Абакан, сформирован, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 19:10:010601:165, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
21.07.2014 земельный участок, площадью 200000 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, р.п. Усть-Абакан, в 0,6 км южнее птицефабрики, участок N 1, сформирован, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 19:10:010734:3, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
14.10.2014 глава КФХ Купер М.А. обратился в администрацию Усть-Абаканского района с заявлением о предоставлении в собственность путем выкупа земельного участка, площадью 278190 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, северо-западная часть р.п. Усть-Абакан, для сельскохозяйственного производства
21.11.2014, 05.12.2014 главой Усть-Абаканского района принято постановление N 2244-п о предоставлении Куперу М.А. в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером 19:10:010734:4, земельного участка с кадастровым номером 19:10:010601:165, земельного участка с кадастровым номером 19:10:010734:3, из земель населенных пунктов для сельскохозяйственного использования.
21.11.2014, 05.12.2014 муниципальным образованием Усть-Абаканский район в лице Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района и Купером М.А. заключены договоры купли-продажи:
- земельного участка, площадью 108406 кв.м., с кадастровым номером 19:10:010734:4, стоимостью 26 017 рублей;
- земельного участка, площадью 278190 кв.м., с кадастровым номером 19:10:010601:165, стоимостью 67 684 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 19:10:010734:3, стоимостью 48 000 рублей
03.12.2014, 15.12.2014 денежные средства в размере 93701 рублей и 48000 рублей перечислены Купером М.А. на расчетный счет Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района.
17.12.2014 и 24.12.2014 сделки купли-продажи земельных участков зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка соблюдения земельного законодательства, в результате выявлены нарушения требований закона при продаже органом местного самоуправления главе крестьянского (фермерского) хозяйства Куперу М.А. спорных земельных участков, относящегося к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Полагая, что договоры купли-продажи земельных участков нарушают требования закона, посягают на публичные интересы, в связи с чем, подлежат признанию недействительным в силу ничтожности, прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов (подпункты 1 и 2 пункта 1).
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования (подпункт 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах представляют собой земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, используемые в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки (пункт 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно Генеральному плану Усть-Абаканского поссовета, утвержденному решением Совета депутатов Усть-Абаканского поссовета от 12.10.2012 N 43, земельный участок с кадастровым номером 19:10:010734:4 находится в зоне рекреационного назначения (зона природного ландшафта (Р1), земельный участок с кадастровым номером 19:10:010734:3 расположен в территориальной зоне рекреационного назначения (Р1 - зона природного ландшафта), земельный участок с кадастровым номером 19:10:010601:165 находится в зоне перспективной жилой застройки (Ж5) (ответ главы Усть-Абаканского поссовета от 18.01.2016 N 30, схемы нахождения земельных участков, выполненные государственным инспектором в Усть-Абаканском районе, городе Сорске по использованию и охране земель).
В соответствии с пунктом 5 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам (пункт 7 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (пункт 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлена аналогичная Земельному кодексу норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно кадастровым паспортам от 25.11.2015 N 1900/15-167371 земельный участок с кадастровым номером: 19:10:010734:4, от 13.11.2015 N 1900/15-161084 земельный участок с кадастровым номером: 19:10:010601:165, от 25.11.2015 N 1900/15-167391 земельный участок с кадастровым номером: 19:10:010734:3, относятся к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшем на момент предоставления М.А. Купер земельного участка, установлено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В постановлениях главы Усть-Абаканского района от 21.11.2014 N 2244-п и от 05.12.2014 N 2340-п имеются ссылки на статьи 15, 29, 37, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", часть 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" как основание предоставления Купер М.А. в собственность земельных участков.
Статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") регулируется правовой режим и оборот земель сельскохозяйственного назначения. Статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлен порядок предоставления фермерским хозяйствам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (далее - Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Поскольку материалами дела подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 19:10:010734:4, 19:10:010601:165, 19:10:010734:3 относятся к категории земель населенных пунктов, суд первой инстанции правомерно указал, что к ним не применим порядок предоставления в собственность, установленный статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, предоставляются земельные участки, входящие в состав земель иных категорий, в т.ч. из земель населенных пунктов.
Порядок предоставления земельных участков из земель населенных пунктов для строительства установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату предоставления М.А. Купер в собственность земельного участка) без предварительного согласования мест размещения объектов земельные участки предоставляются в собственность для строительства исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Положения указанной статьи Земельного кодекса Российской Федерации устанавливают обязанности органов, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, по обеспечению справедливого и открытого распределения земель, в связи с чем, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков.
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Повторно исследовав представленные доказательства, судом апелляционной инстанции установлено, что торги при отчуждении земельного участка не проводились. Информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка также не осуществлялось.
Поскольку материалами дела подтверждается, что спорные земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что их отчуждение по договорам купли-продажи от 21.11.2014 и от 05.12.2014 главе крестьянского (фермерского) хозяйства Купер М.А. противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, статье 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающих предоставление земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку в качестве объекта продажи по договорам купли-продажи от 21.11.2014 и от 05.12.2014 выступили земельные участки, не относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения, а относящиеся к категории земель населенных пунктов.
В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункты 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Таким образом, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требования прокурора Республики Хакасия о признании недействительным в силу ничтожности договоров купли-продажи земельных участков от 21.11.2014 и от 05.12.2014 и применении последствий недействительности этих сделок подлежат удовлетворению в полном объеме.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы доводы последней не нашли своего подтверждения.
Судом апелляционной инстанции не могут быть признаны обоснованными доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что земельные участки предоставлены Куперу М.А. в полном соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Так, в постановлениях главы Усть-Абаканского района от 21.11.2014 N 2244-п и от 05.12.2014 N 2340-п указано, что земельные участки предоставлены Куперу М.А. в собственность в соответствии со статьями 15, 29, 37, 78 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", частью 1 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Вместе с тем, статьей 78 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" регулируется исключительно правовой режим и оборот земель сельскохозяйственного назначения. Статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" также установлен порядок предоставления фермерским хозяйствам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Поскольку земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов, следовательно, последние не могли быть предоставлены в собственность в порядке, установленном статьей 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьей 12 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Более того, из буквального толкования статьи 11 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" следует, что для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут приобретаться земельные участки только из земель сельскохозяйственного назначения (пункт 1). Участки, входящие в состав земель иных категорий, предоставляются лишь для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства (пункт 2).
Материалами дела подтверждается, что порядок предоставления земельных участков из земель населенных пунктов для строительства, установленный статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которой без предварительного согласования мест размещения объектов земельные участки предоставляются в собственность для строительства исключительно на торгах, конкурсах, аукционах, органом местного самоуправления при предоставлении Купер М.А. земельных участков также не соблюден.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Купер М.А. является добросовестным приобретателем, является несостоятельным, поскольку с учетом установленных по делу обстоятельств, оснований считать ответчика добросовестным приобретателем не имеется.
В апелляционной жалобе также указано на то, что суд первой инстанции применил к спорным отношениям сторон нормы права, не подлежащие применению (положения части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации). Заявитель апелляционной жалобы полагает, что к спорным отношениям сторон подлежала применению часть 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской федерации. В обоснование указанного довода заявитель ссылается на то, что из содержания части 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что она регулирует исключительно порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Между тем, Купер М.А. подавал заявление и получал участки для строительства объектов сельскохозяйственного производства. Соответственно, содержащиеся на листе 6 решения выводы суда первой инстанции о несоблюдении ответчиками процедуры предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, не имеют никакого отношения к делу, т.к. предоставление участков произведено для иных целей - строительства рыборазводных прудов и убойного цеха соответственно.
Указанный довод заявителя подлежит отклонению по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, на который ссылается заявитель в части того, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства, применяется лишь по отношению к земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения для нужд сельскохозяйственного производства, не связанных со строительством на указанных землях строений, сооружений. Аналогичная позиция изложена в постановлении кассационной инстанции от 16.01.2015 по делу N А45-672/2014.
Отсутствие сведений о разрешенном использовании земельного участка в государственном кадастре недвижимости, не является основанием для неприменения к нему правового режима земель, установленного градостроительным регламентом территориальных зон, который определяет основу правового режима земельных участков и обязателен для исполнения всеми собственниками, пользователями земельных участков, то есть является правоустанавливающим документом по отношению к государственному кадастру недвижимости, который ведется с целью учета сведений об объектах недвижимости (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
С учетом изложенного, отчуждение земельного участка с кадастровым номером 19:10:010601:165, расположенного в зоне перспективной жилой застройки (Ж5), для строительства убойного цеха и зоны предубойного размещения скота, земельных участков с кадастровыми номерами 19:10:010734:4, 19:10:010734:3, расположенных в зоне рекреационного назначения (зона природного ландшафта (Р1), для строительства рыборазводных прудов, под видом разрешенного использования для сельскохозяйственных нужд, осуществлено в нарушение требований статей 7, 30, 81, 85 Земельного кодекса Российской Федерации, направлено на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков в целях строительства, в том числе процедуры торгов, обеспечивающей эффективное, справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности (статьи 1, 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "13" апреля 2016 года по делу N А74-639/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-639/2016
Истец: Прокуратура Республики Хакасия
Ответчик: Купер Максим Андреевич, УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ УСТЬ-АБАКАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Третье лицо: Администрация Усть-Абаканского поссовета, Администрация Усть-Абаканского поссовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, АДМИНИСТРАЦИЯ УСТЬ-АБАКАНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ, Чеботарев В. А., Прокурор Республики Хакасия, Управление Росреестра по РХ
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2016 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4651/16
04.10.2016 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-639/16
06.09.2016 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-639/16
22.06.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3045/16
13.04.2016 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-639/16