Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 октября 2016 г. N Ф07-8401/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
20 июня 2016 г. |
Дело N А56-75385/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Зайцевой Е.К., Рычаговой О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Новожиловой Е.Г.
при участии:
Яцковский В.В. (паспорт)
ИФНС России по Выборгскому р-ну: Смыслова Н.В. (доверенность от 27.10.2015(
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10176/2016) ИФНС России по Выборгскому р-ну Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.02.2016 по делу N А56-75385/2015 (судья Лилль В.А.), принятое
по иску (заявлению) Яцковского Владимира Владимировича
к Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области
3-е лицо: ЗАО "Морской портовый сервис"
о признании незаконными действий (бездействия),
установил:
Яцковский Владимир Владимирович (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Инспекции ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области (далее - регистрирующий орган) о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в не исключении из ЕГРЮЛ сведений в отношении заявителя как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ЗАО "Морской портовый сервис" (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 20.02.2016 заявление удовлетворено, на регистрирующий орган возложена обязанность по внесению в ЕГРЮЛ сведений о недействительности записи в отношении Яцковского Владимира Владимировича как о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени ЗАО "Морской портовый сервис".
Удовлетворяя заявление, суд пришёл к выводу о том, что отсутствие правового регулирования процедуры исключения из ЕГРЮЛ записи о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, при условии невозможности подачи заявления в регистрирующий орган по установленной форме, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления бывшего руководителя организации об исключении указанных сведений из реестра и восстановлении его нарушенных прав; действительной может быть признана государственная регистрация, проведенная не только на основании полного пакета документов, но и документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых сведений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ.
На решение суда регистрирующим органом подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить обжалуемый судебный акт и принять новый.
В обоснование апелляционной жалобы, её податель привёл следующие доводы: законодательством не предусмотрена возможность отражения в ЕГРЮЛ информации о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица без одновременного внесения сведений о вновь назначенном на эту должность лице; заявление Яцковского В.В. в регистрирующий орган не отвечало требованиям пункта 1.3 статьи 9, пункта 2 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации); обязанность обеспечить достоверность и актуальность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений возложена на юридическое лицо; основанием для смены руководителя является протокол общего собрания акционеров, если уставом общества решение этого вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель возражал против её удовлетворения, указав в обоснование, что, получив его заявление о недостоверности сведений о лице, имеющем право действовать от имени Общества без доверенности, и необходимости исключить данные сведения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган обязан был, руководствуясь положениями пункта 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации, направить Обществу уведомление о недостоверности указанных сведений и необходимости предоставления достоверных сведений. Юридическому лицу по закону устанавливается 30-дневный срок для исполнения указанного уведомления регистрирующего органа. В случае непредставления соответствующих сведений регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице. Положения пункта 5 статьи 11 Закона о государственной регистрации заявителем не могли быть применены, поскольку они были введены Федеральным законом от 29.06.2015 N 209-ФЗ, который на дату оспариваемого бездействия не вступил в законную силу. Форма заявления, предусмотренного пунктом 5 статьи 11 Закона, до сих пор не утверждена.
В судебном заседании апелляционного суда представитель подателя жалобы её доводы поддержал, Яцковский В.В. просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, выводы суда первой инстанции, представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд не усматривает оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту "л" пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации сведения о единоличном исполнительном органе юридического лица содержатся в государственном реестре.
На основании пункта 2 статьи 17 Закона о государственной регистрации для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В силу пункта 1.3 статьи 9 Закона о государственной регистрации при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; б) учредитель или учредители юридического лица при его создании; в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
В пункте 1 статьи 69 ФЗ "Об акционерных обществах" установлено, что руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.
В силу пункта 3 статьи 69 ФЗ "Об акционерных обществах" образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Согласно статье 273 Трудового кодекса Российской Федерации руководителем организации является физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
В силу статьи 280 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в письменной форме не позднее, чем за один месяц.
Трудовой договор, заключенный Обществом с Яцковским В.В., расторгнут с 03.08.2015 по желанию заявителя. Яцковский В.В. не может считаться лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Общества.
Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие правового регулирования процедуры исключения (аннулирования) из ЕГРЮЛ записи о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в условиях объективной невозможности подачи заявления в регистрирующий орган по установленной форме не может являться причиной отказа в удовлетворении заявления Яцковского В.В. и восстановления его нарушенных прав.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у регистрирующего органа оснований для отказа в исключении из ЕГРЮЛ сведений в отношении Яцковского В.В., и правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При этом, апелляционный суд считает необходимым указать, что вступившим в законную силу с 01.01.2016 Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ статья 11 Закона о государственной регистрации дополнена пунктом 6, в соответствии с которым регистрирующий орган вправе сам вносить в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 Закона, в том числе на основании заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ (пункты 5 и 6 статьи 11 Закона).
При вынесении обжалуемого судебного акта судом первой инстанции с учетом требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены все представленные в материалы дела доказательства, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены судебного акта апелляционной инстанцией не выявлено, в связи с чем, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда от 20.02.2016 по делу N А56-75385/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75385/2015
Истец: Яцковский Владимир Владимирович
Ответчик: Инспекция ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области
Третье лицо: ООО "Морской портовый сервис"