г. Пермь |
|
23 июня 2016 г. |
Дело N А50-3555/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.,
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя прокурора Ленинского района г. Перми - Белина Е.Г., удостоверение,
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Эко-М-Систем" (ОГРН 1085906005350, ИНН 5906084425) - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
прокурора Ленинского района г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 15 апреля 2016 года
по делу N А50-3555/2016
принятое судьей А.В. Виноградовым
по заявлению прокурора Ленинского района г. Перми
к обществу с ограниченной ответственностью "Эко-М-Систем"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Перми (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд с Пермского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эко-М-Систем" (далее - Общество) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Требование заявления мотивировано осуществлением ответчиком медицинской деятельности при отсутствии соответствующей лицензии.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 15 апреля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что услуги, оказываемые обществом, по медицинскому массажу и пилингу относятся к лицензируемым видам деятельности, в связи с чем решение суда следует отменить и вынести новый судебный акт о привлечении общества к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.
Заявитель жалобы указывает, что в случае истечения срока давности привлечения к ответственности на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, прокуратура просит исключить из мотивировочной части решения суда вывод об отсутствии состава административного правонарушения в действиях общества с ограниченной ответственностью "Эко-М-Систем" по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.02.2016 прокуратурой совместно с Министерством здравоохранения Пермского края по обращению Седеговой Е. В. (вх. N СЭД-34-10-06-6993с от 25.11.2015) проведена проверка Общества, осуществляющего деятельность в салоне красоты "Vero-Nika" по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 96, на основании договора аренды нежилого помещения от 01.01.2016 (л.д. 25-28). Проверкой был установлен факт оказание салоном красоты "Vero-Nika" косметологических услуг, в том числе, консультации косметолога, пилинг плюс "Vero-Nika", массаж рук, лица, шеи, зоны декольте. С декабря 2015 г. в салоне идет акция для клиентов, по которой 3 процедуры: пилинг, уход за лицом (маска, тонизирование), массаж рук, лица, шеи, зоны декольте, стоят 4500 руб.
Все процедуры проводят консультанты в кабинетах, оборудованных массажной кушеткой, инструментальным столиком, для диагностики используют аппарат для диагностики кожи (дерматоскопия) и волос под увеличением Aramo SG с принадлежностями (номер SGU2-005407).
В постановлении прокурором сделан вывод о том, что Общество оказывает услуги консультирования косметологов, диагностики состояния кожи, пилинга, массажа рук, лица, шеи и зоны декольте без лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 17,02.2016 вынесено прокурором в присутствии представителя Общества Пономаревой Н. А., действующей от имени ответчика на основании доверенности (л. д. 8-10, 12).
Для привлечения Общества к административной ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 и ст. 28.8 КоАП РФ прокурор направил в арбитражный суд заявление с постановлением и приложенными материалами проверки.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие факт оказания Обществом услуг, требующих наличия лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что факт оказания медицинских услуг по массажу и пилингу подтвержден материалами дела.
Исследовав указанные доводы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
На основании ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию.
В силу ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Порядок лицензирования медицинской деятельности определен Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центр "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение).
В соответствии с п. 3 Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Согласно указанному приложению, работы (услуги) по косметологии, медицинским осмотрам, общей практике, сестринскому делу в косметологии составляют медицинскую деятельность.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" перечень медицинских услуг разделен на 2 класса: класс "А" и класс "Б". Класс "А" включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение. К классу "А" относится услуга "Общий массаж медицинский" (код А21.01.001), "Массаж лица медицинский" (код А21.01.002), "Массаж шеи медицинский" (код А21.01.003), "Массаж рук медицинский" (код А21.01.004), "Массаж волосистой части головы медицинский" (код А21.01.005), "Вакуумный массаж кожи" (код А21.01.007), "Общий массаж медицинский" (код А21.01.001), "Массаж ног медицинский" (код А21.01.008), "Пирсинг" (код А21.01.009), "Массаж живота медицинский" (код А21.30.001).
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" такие услуги, как пилинг, дермопигментация (перманентный татуаж), косметологическая чистка лица, наложение маски и др., относятся к медицинским услугам. Специальность "Косметология" (подраздел 008 "Дерматовенерология и косметология") включена в класс "В", представляющий тип услуг - комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "Косметология", утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 г. N 381н - медицинская помощь по профилю "косметология" включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц).
Виды услуг, оказываемых предприятиями и организациями населению, определяет Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 г. N 163.
Согласно ОКУН к подгруппе "Медицинские услуги" (код 081000) относятся услуги, оказываемые косметологическими подразделениями ( код 081500), в том числе услуги косметические (код 081501).
Таким образом, деятельность по оказанию услуг по косметологии, включающих в себя комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение и восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма, является медицинской и подлежит лицензированию.
В отличие от медицинских, к косметическим процедурам относятся мероприятия, применяемые с целью личной гигиены и коррекции косметических недостатков средствами декоративной косметики. Они касаются поверхностного ухода без нарушения кожного покрова и иных способов вмешательства в организм. Такие косметические услуги, которые не требуют медицинского контроля и могут оказываться учреждениями коммунально-бытового назначения - простой и сложный грим лица, услуги соляриев (коды 019322, 019339 ОКУН), а также услуги по уходу за внешностью салонами красоты - косметический массаж, чистка, нанесение масок, макияж, грим( код 93.02ОКВЭД, код 93.02.23 ОКПД).
Бытовые косметические процедуры, в отличие от медицинских услуг, не поименованы в Номенклатуре медицинских услуг.
Как следует из материалов дела, Обществом силами косметологов-консультантов оказывались услуги, в том числе: консультации косметолога, пилинг плюс "Vero-Nika", массаж рук, лица, шеи, зоны декольте, диагностика кожи лица.
При этом для оказания услуг кабинеты оборудованы массажной кушеткой, инструментальным столиком. Для диагностики и информативности пациента используется аппарат для диагностики кожи (дерматоскопия) и волос под увеличением Aramo SG с принадлежностями (номер SGU2-005407). Данный прибор имеет регистрационный номер медицинского изделия РЗН 2013/1253.
Оказание вышенуказанных услуг подтверждается обращением Седеговой Е.В., заключенным с ней договором оказания услуг N 4586 от 22.09.2015 г., прайс-листом салона красоты, чеком от 30.01.2016 г. на сумму 4500 руб., фотографиями, трудовым договором с консультантом, актом проверки прокуратуры от 08.02.2016 г., справкой ведущего специалиста Министерства здравоохранения Пермского края Белохонцева Н.П. от 08.02.2016 г.
Учитывая, что такая услуга, как пилинг, заключающийся в удалении, отшелушивании верхнего ороговевшего слоя кожи, прямо указана в качестве медицинской услуги, требующей лицензирования в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг", и для оказания услуг обществом применяется медицинский аппарат для диагностики кожи и волос, то есть оказываются медицинские услуги, содержащие элементы профилактики заболеваний и диагностики заболеваний, то следует признать обоснованным вывод прокуратуры о том, что общество обязано иметь лицензию для осуществления медицинской деятельности.
На основании изложенного, вывод суда об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, является не верным.
Что касается оказываемых обществом услуг массажа лица, рук, шеи, зоны декольте, то следует признать правомерным вывод суда первой инстанции, что прокуратурой не представлено надлежащих доказательств того, что обществом оказывались услуги медицинского массажа, а не косметического массажа.
Из пояснений заинтересованного лица, имеющегося в деле отзыва следует, что салон с декабря 2015 года закупал косметические продукты фирмы "Vero-Nika", и клиентам в качестве рекламной акции наносятся продукты данной фирмы в рекламных целях, услуги медицинского массажа не предоставляются.
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что заявителем не доказано, что заинтересованное лицо оказывало именно услуги медицинского массажа, содержащие элементы профилактики и диагностики заболеваний.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако, им не приняты все зависящие от него меры, направленные на получение лицензии.
Таким образом, в действиях общества доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Однако, согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 названной статьи начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что факт совершения вменяемого Обществом административного правонарушения обнаружен 08.02.2016. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено 17.02.2016, таким образом, к моменту рассмотрения апелляционной жалобы трехмесячный срок, установленный для привлечения к ответственности, истек.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание, что к моменту рассмотрения дела в апелляционной инстанции истекли сроки давности привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, заявленные требования в части привлечения общества к административной ответственности следует отказать, в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.
В то же время из мотивировочной части решения Арбитражного суда Пермского края от 15 апреля 2016 года по делу N А50-3555/2016 следует исключить вывод суда об отсутствии состава административного правонарушения в действиях общества с ограниченной ответственностью "Эко-М-Систем" по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
В связи с изложенным апелляционная жалоба прокуратуры в указанной части подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 15 апреля 2016 года по делу N А50-3555/2016 изменить, исключив из мотивировочной части вывод суда об отсутствии состава административного правонарушения в действиях общества с ограниченной ответственностью "Эко-М-Систем" по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.М.Савельева |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3555/2016
Истец: Прокуратура Ленинского р-на г. Перми
Ответчик: ООО "Эко-М-Систем"