Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июня 2016 г. N 20АП-3056/16
Требование: о признании частично недействующим договора
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Тула |
|
21 июня 2016 г. |
Дело N А54-5692/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.06.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 21.06.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сентюриной И.Г., судей Грошева И.П. и Дайнеко М.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Крючковой А.Ю., при участии в судебном заседании представителя администрации города Рязани Новинской Н.В. (доверенность от 13.01.2016), представителя общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" Варзина В.А. (доверенность от 01.04.2015), в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи между Двадцатым арбитражным апелляционным судом и Арбитражным судом Рязанской области апелляционную жалобу Администрации города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.04.2016 по делу N А54-5692/2015 (судья Ивашнина И.С.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (ОГРН 1041621008824) в лице Рязанского филиала (г. Рязань) к муниципальному образованию - городской округ город Рязань в лице администрации города Рязани (г. Рязань) третье лицо - Рязанская городская Дума (г. Рязань) о признании недействительной ничтожной сделки и применении последствий ничтожной сделки, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" (далее - ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", истец) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к администрации города Рязани о признании недействительной ничтожной сделки приватизации муниципального имущества, оформленной договором купли-продажи муниципального имущества от 15.09.2014 N 03/1/1-13- 63, и применении последствий ничтожной сделки в форме возврата сторонам (обществу с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" и администрации города Рязани) друг другу всего полученного по сделке.
Определением суда 10.12.2015 произведена замена ненадлежащего ответчика по делу - администрации города Рязани на надлежащего ответчика - муниципальное образование - городской округ город Рязань в лице администрации города Рязани.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 19.01.2016 по ходатайству представителя ответчика к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Рязанская городская Дума.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 07.04.2016 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, администрацией города Рязани подана апелляционная жалоба в которой просит изменить мотивировочную часть решения суда. Мотивируя позицию, заявитель указал, что не согласен с выводами суда области о незаключенности договора купли-продажи муниципального имущества (оборудования ЗРУ 110 кВ, ЗРУ 35кВ) от 15.09.2014 N 03/1/1-13-63, поскольку в указанный договор включены условия об обременении имущества инвестиционными и эксплуатационными обязательствами. Кроме того, заявитель указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в отношении оборудования ЗРУ 110 кВ, ЗРУ 35кВ необходимо обременение инвестиционными и эксплуатационными обязательствами и наличие инвестиционной программы.
ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В ходе судебного разбирательства стороны поддержали заявленные доводы. Заявитель жалобы указал, что не согласен с выводами суда области, отраженными на странице 9 решения суда области в абзаце 2, 5, 7 и на странице 10 решения суда области в абзацах с 1 по 5 включительно.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 Кодекса в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзывов, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом области, 10.03.2005 между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по рязанской области (Арендодатель, в настоящее время - ТУ Росимущества в Рязанской области) и ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" (Арендатор) заключен договор аренды N 0562014-О движимого имущества, являющегося федеральной собственностью и составляющего казну Российской Федерации, для использования под производственную (уставную) деятельность по перечню в соответствии с приложением N 1 к договору, в том числе оборудования закрытого распредустройства 35 кВ и оборудования закрытого распредустройства 110 кВ (т. 1, л.д. 78-93).
На основании распоряжения ТУ Росимущества в Рязанской области от 27.02.2012 N 45-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области" здание закрытого распредустройства ЗРУ-35 кВ, лит. Щ' и доля в праве 1956/2369 на здание ЗРУ-110, лит. И' переданы в собственность муниципального образования - городской округ город Рязань, что также подтверждается актом приема-передачи от 26.04.2012, постановлением администрации города Рязани от 02.05.2012 N 2407.
23.04.2014 главой администрации города Рязани в адрес Рязанской городской Думы внесен проект решения Рязанской городской Думы "Об условиях приватизации оборудования закрытого распредустройства 35 кВ и оборудования закрытого распредустройства 110 кВ, расположенного по адресу: г. Рязань, р-н Южный промузел, д. 23 (письмо от 23.04.2014 N 03/1/1/2/-05/829-Ин (т. 1, л.д. 136).
Рассмотрев обращение главы администрации города Рязани, на основании Программы приватизации муниципального имущества на 2014 год, утвержденной решением Рязанской городской Думы от 26.11.2013 N 153-II, Рязанской городской Думой принято решение от 22.05.2014 N 148-II, устанавливающее условия приватизации оборудования закрытого распредустройства 35 кВ и оборудования закрытого распредустройства 110 кВ, расположенного по адресу: г. Рязань, р-н Южный промузел, д. 23:
1) способ приватизации - аукцион;
2) начальная цена 3 130 000 руб. с учетом НДС, в том числе:
оборудование закрытого распредустройства 35 кВ - 958 000 руб. с учетом НДС;
оборудование закрытого распредустройства 110 кВ - 2 172 000 руб. с учетом НДС.
Начальная цена определена на основании отчета об оценке рыночной стоимости N 123/2014 от 01-07 апреля 2014 года, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Оценка собственности";
3) форма подачи предложений о цене - открытая.
05 июня 2014 года в управление земельных ресурсов и имущественных отношений администрации города Рязани от общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" в лице Рязанского филиала поступило письмо от 05.06.2014 N 1051-01.17, в котором указано, что вышеуказанное имущество имеет важное технологическое значение в работе имущественного комплекса Ново-Рязанской ТЭЦ и сбои в работе оборудования могут привести к аварийной остановке работы предприятия. Оборудование, как и весь имущественный комплекс, находятся в долгосрочной аренде и обременены условиями договора аренды. В связи с тем, что по итогам торгов собственником имущества может быть признано лицо, не являющееся в настоящее время арендатором и эксплуататором, необходимо учесть и предусмотреть эксплуатационные и инвестиционные обязательства в отношении этих объектов, а именно: обеспечение бесперебойной работы оборудования ЗРУ в составе имущественного комплекса ТЭЦ на весь период его функционирования, осуществление его модернизации, реконструкции, замены в период до 2017 года. В настоящее время уже проводятся подготовительные работы по 1 этапу замены оборудования ЗРЦ 110 кВ, разработано техническое задание. Реализация этих мероприятий должна быть произведена в кротчайшие сроки собственником объекта. В связи с этим заявитель просил учесть данные обстоятельства при информировании участников аукционных торгов. К заявлению был приложен перечень неотложных мероприятий по ЗРУ 35 и 110 кВ (т. 2, л.д. 57-58).
В этой связи главой администрации города Рязани в Рязанскую городскую Думу внесен проект решения "О внесении дополнения в решение Рязанской городской Думы от 22.05.2014 N 148-II "Об условиях приватизации оборудования закрытого распредустройства 35 кВ и оборудования закрытого распредустройства 110 кВ, расположенного по адресу: г. Рязань, р-н Южный промузел, д. 23" (письмо от 17.05.2014 за исх. N03/1/1/2-05/1215-Ин (т. 2, л.д. 53-56).
В соответствии с решением Рязанской городской Думы от 26.06.2014 N 203-II "О внесении дополнения в решение Рязанской городской Думы от 22.05.2014 N 148-II "Об условиях приватизации оборудования закрытого распредустройства 35 кВ и оборудования закрытого распредустройства 110 кВ, расположенного по адресу: г. Рязань, р-н Южный промузел, д. 23" решение от 22.05.2014 N 148-II было дополнено подпунктом 4, устанавливающим, что имущество, указанное в пункте 1 решения, обременено:
4.1) договором аренды движимого имущества N 0562014-О от 10.03.2005, заключенным между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Рязанской области и обществом с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ";
4.2) в связи с расширением Дягилевской ТЭЦ - строительством ПГУ 115 МВт и комплексным перевооружением и реконструкцией ПС 220/110/6 кВ Ямская для обеспечения необходимой отключающей способности электротехнического оборудования ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", инвестиционными обязательствами и обязанностью осуществить:
- оборудование закрытого распредустройства 35 кВ - замену оборудования ячеек N N 1, 2, 5, 6, 7, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 23, 24, 29;
- оборудование закрытого распредустройства 110 кВ - замену оборудования ячеек N N 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20 и замену разъединителей обходной системы шин ПО кВ (ОСШ-110 кВ) в ячейках NN 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20;
4.3) в связи с работой оборудования закрытого распредустройства 35 кВ и оборудования закрытого распредустройства 110 кВ в составе ТЭЦ эксплуатационными обязательствами и обязанностью обеспечить функциональную работу указанного оборудования в составе имущественного комплекса ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" в течение всего срока его эксплуатации.
05 июля 2014 года газете "Рязанские ведомости" N 121 (4669) было опубликовано информационное сообщение администрации города Рязани о продаже муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования - городской округ город Рязань (т. 1 л.д. 21-22). Аналогичное информационное сообщение администрация города Рязани разместила на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru и на официальном сайте администрации города Рязани - www.admrzn.ru (т. 1 л.д. 23-33).
В информационном сообщение было указано, что продажа муниципального имущества проводится в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178- ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2002 N 585. Способ приватизации - аукцион. Форма подачи предложений о цене - открытая. Аукцион является открытым по составу участников. Предложения о цене имущества заявляются участниками аукциона открыто в ходе проведения аукциона (открытая форма подачи предложений о цене). Предметом аукциона указано: оборудование закрытого распредустройства 35 кВ и оборудование закрытого распредустройства 110 кВ, расположенное по адресу: г. Рязань, р-н Южный промузел, д. 23.
В качестве приложений к информационному сообщению администрации города Рязани были опубликованы и размещены: заявка на участие в аукционе (приложение N 1); примерная форма договора купли-продажи муниципального имущества (приложение N 2).
ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" подало заявку на участие в указанном открытом аукционе, было допущено к участию в аукционе и признанно его участником.
По результатам проведения 26.08.2014 года администрацией города Рязани открытого аукциона по продаже муниципального имущества, находящегося в собственности муниципального образования - городской округ город Рязань (оборудование закрытого распредустройства ЗРУ-35 кВ и оборудования закрытого распредустройства ЗРУ-110 кВ, расположенного по адресу: г. Рязань, р-н Южный промузел, д. 23, реестровые номера 250396, 250395), победителем аукциона было признано ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" с ценой сделки приватизации - 3 130 000 руб. (т. 1, л.д. 99-101).
15.09.2014 по итогам аукциона между администрацией города Рязани от имени муниципального образования - городской округ город Рязань (Продавец) и ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" (Покупатель) был подписан договор N 03/1/1-13-63 купли-продажи муниципального имущества (далее - договор, т. 1, л.д. 13-17), по условиям которого Продавец обязуется передать в собственность Покупателя, а Покупатель - принять и оплатить следующее имущество: оборудование закрытого распредустройства ЗРУ-35 кВ и оборудование закрытого распредустройства ЗРУ-110 кВ, расположенное по адресу: г. Рязань, р-н Южный промузел, д. 23, реестровые номера 250396, 250395.
С учетом ранее внесенного задатка (10%) в сумме - 313 000 руб. (платежное поручение N 2689 от 28.07.2014 - т. 1, л.д. 19), ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" произвело оплату по договору в оставшейся сумме - 2 339 542 руб. 37 коп. платежным поручением N 3391 от 19.09.2014 (т.,1 л.д. 20).
24.09.2014 администрация города Рязани (Продавец) и ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" (Покупатель) подписали Акт приема-передачи по договору (т. 1, л.д. 18).
Ссылаясь на то, что условия договора не соответствуют условиям договора купли-продажи муниципального имущества, указанным администрацией города Рязани в информационном сообщении о продаже муниципального имущества, а именно включено условие об обременении имущества инвестиционными и эксплуатационными обязательствами (пункт 1.4), что свидетельствует о нарушении статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также указывая, что в нарушение статьи 30.1 указанного закона ни на момент принятия решения об условиях приватизации муниципального имущества, ни на момент размещения администрацией города Рязани соответствующего информационного сообщения, ни на момент заключения договора не существовало утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", истец на основании статей 166-168 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд области правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N178-ФЗ), статьей 30.1 которого установлены особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и (или) отдельных объектов таких систем, за исключением данных объектов, не являющихся основными производственными фондами унитарного предприятия.
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по строительству, реконструкции и (или) модернизации (инвестиционные обязательства), обязательствами по эксплуатации (эксплуатационные обязательства).
Пунктом 3 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ установлено, что условием эксплуатационных обязательств в отношении указанного в пункте 1 статьи 30.1 имущества является обязанность поставлять потребителям и абонентам товары, оказывать услуги по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и обеспечивать возможность получения потребителями и абонентами соответствующих товаров, услуг, за исключением случаев, если прекращение или приостановление предоставления потребителям товаров, услуг предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ условия инвестиционных обязательств в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей, открытых систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем определяются утвержденной в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" инвестиционной программой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
Пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определено, что инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, - программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения.
В силу пункта 7 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ решение об условиях приватизации указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества принимается после утверждения перечисленных в пункте 4 настоящей статьи инвестиционных программ в отношении унитарного предприятия, которому принадлежит такое имущество на соответствующем вещном праве, или в отношении организации, которой принадлежат права владения и (или) пользования таким имуществом.
Как обоснованно установлено судом области и сторонами не оспаривается, что оборудование закрытого распредустройства ЗРУ-35 кВ и оборудование закрытого распредустройства ЗРУ-110 кВ, расположенное по адресу: г. Рязань, р-н Южный промузел, д. 23, являлось муниципальной собственностью и находилось у ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" во временном владении и пользовании на основании договора аренды N 0562014-О движимого имущества, являющегося федеральной собственностью и составляющего казну Российской Федерации, от 10.03.2005.
При таких обстоятельствах, суд области обоснованно указал, что решение об условиях приватизации указанного имущества должно быть принято после утверждения указанной в пункте 4 статьи 30.1 инвестиционной программы ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ".
Утвержденная инвестиционная программа подлежит учету при установлении тарифов на тепловую энергию и теплоносители для потребителей Рязанского филиала ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ".
При этом судом области правомерно установлено, что в нарушение требований пункта 7 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ на момент принятия решения Рязанской городской Думой об условиях приватизации вышеуказанного имущества инвестиционная программа ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" отсутствовала. Данная программа не утверждена до настоящего момента. Указанные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются и на основании статей 65, 70 (часть 3.1) Кодекса являются доказанными.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.06.2015 по делу N А54-159/2015 ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" отказано в признании незаконным решения о возврате на доработку инвестиционной программы Рязанского филиала общества с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ" в сфере теплоснабжения на 2015-2016 годы по основаниям, указанным в письме Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Рязанской области от 11.11.2014 исх. N СЯ-1467.
При рассмотрении дела N А54-159/2015 принимали участие те же лица, что и при рассмотрении данного спора, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 69 Кодекса установленные указанным судебным актом обстоятельства не подлежат дополнительному доказыванию по настоящему делу и имеют преюдициальное значение для настоящего дела. Суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда области.
Данным решением установлено, что в нарушение требований статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ на день направления проекта инвестиционной программы 05.11.2014 в отношении имущества, находящегося в пользовании общества, решение Рязанской городской Думы N 148-II об условиях приватизации принято 22.05.2014 и представлено как основание для включения инвестиционных мероприятий в программу.
В пункте 1 статьи 32 Закона N 178-ФЗ закреплено, что продажа государственного или муниципального имущества оформляется договором купли-продажи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 32 Закона N 178-ФЗ обязательными условиями договора купли-продажи государственного или муниципального имущества являются:
сведения о сторонах договора; наименование государственного или муниципального имущества; место его нахождения; состав и цена государственного или муниципального имущества; количество акций открытого акционерного общества, их категория или размер доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью; в соответствии с настоящим Федеральным законом порядок и срок передачи государственного или муниципального имущества в собственность покупателя; форма и сроки платежа за приобретенное имущество; условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем;
порядок осуществления покупателем полномочий в отношении указанного имущества до перехода к нему права собственности на указанное имущество;
сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты;
иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.
Обязательства покупателя в отношении приобретаемого государственного или муниципального имущества должны иметь сроки их исполнения, а также определяемую в соответствии с законодательством Российской Федерации стоимостную оценку, за исключением обязательств, не связанных с совершением действий по передаче приобретаемого государственного или муниципального имущества, выполнением работ, уплатой денег.
При этом пункт 8 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ прямо предписывает, что условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств, оформленные в соответствии с настоящей статьей, подлежат включению в состав решения об условиях приватизации государственного и муниципального имущества и в качестве существенных условий включению в договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ содержание инвестиционного обязательства в отношении указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества должно соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию инвестиционных программ и утвержденным нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, а также включать в себя предельные сроки исполнения инвестиционного обязательства, превышение которых является существенным нарушением инвестиционного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества.
Исполнение условий инвестиционных обязательств осуществляется в соответствии с инвестиционными программами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 10 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ).
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Исходя из буквального толкования положений статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ, условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств являются существенными условиями договора купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и (или) отдельных объектов таких систем. В свою очередь, условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств определяются утвержденной в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" инвестиционной программой, что является императивным требованием закона, не может быть изменено соглашением сторон.
Поскольку судом области установлено, что инвестиционная программа ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" ни на момент принятия Рязанской городской Думой решения о приватизации, ни на момент подписания сторонами спорного договора не была разработана и утверждена, что не отрицается сторонами по делу, суд области правомерно указал, что условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств сторонами договора не согласованы. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области.
Кроме того, в нарушение требований пункта 2 статьи 32 и пункта 5 статьи 30.1 Закона N 178-ФЗ в договоре не согласованы предельные сроки исполнения инвестиционного обязательства, в то время как превышение данных сроков является существенным нарушением инвестиционного обязательства собственником имущества.
В случае существенного нарушения инвестиционного обязательства и (или) эксплуатационного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного в пункте 1 настоящей статьи имущества орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа имущества, которое указано в пункте 1 настоящей статьи и стоимость которого определяется по результатам проведения оценки такого имущества в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", за вычетом убытков, причиненных потребителям вследствие существенного нарушения инвестиционного обязательства и (или) эксплуатационного обязательства (пункт 12 статьи 30.1 Закона N178-ФЗ).
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда области о том, что договор купли- продажи муниципального имущества от 15.09.2014 N 03/1/1-13-63 считается незаключенным.
При этом судом области правомерно отклонен довод представителя ответчика о том, что условия инвестиционных и эксплуатационных обязательств в договоре согласованы и включены в него на основании письма ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" N 1051-01.17 от 05.06.2014, поскольку он не основан на законе, названное письмо не может подменять собой инвестиционную программу, подлежащую утверждению в установленном законом порядке до принятия решения о приватизации муниципального имущества.
Включение в договор инвестиционных обязательств, не основанных на инвестиционной программе, не отвечает целям защиты публичных интересов в сфере развития системы теплоснабжения городского округа, повышения надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, регулирования тарифов.
В силу статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что признание недействительной (ничтожной) и применение последствий недействительности в судебном порядке возможны только в отношении заключенной (состоявшейся) сделки.
Поскольку судом правомерно установлено и материалами дела подтверждено, что договор между сторонами спора не заключен, то он не может быть оценен на основании норм гражданского законодательства о недействительности сделок, в связи с чем правовые основания для признания оспариваемого договора недействительным отсутствуют.
Данный подход соответствует правовой позиции, выраженной в определениях ВАС РФ от 12.05.2012 N ВАС-5664/12 по делу N А40-29536/11-111-256, от 14.03.2014 N ВАС-2169/14 по делу NА41-9335/2012.
Сторонами решение об отказе в признании недействительной сделки не оспаривается.
Заявленное истцом требование о применении последствий недействительности сделки в виде возврата сторонами полученного по недействительной сделке также правомерно отклонено, поскольку основано на недействительности оспариваемого договора.
При таких обстоятельствах исковые требования обосновано признаны не подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что мотивировочная часть спорного решения является законной и обоснованной.
Доводы заявителя жалобы о том, что отсутствуют правовые основания для признания договора купли-продажи муниципального имущества (оборудования ЗРУ 110 кВ, ЗРУ 35кВ) от 15.09.2014 N 03/1/1-13-63 незаключенным, поскольку в указанный договор включены условия об обременении имущества инвестиционными и эксплуатационными обязательствами, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Как указано выше, в договор купли-продажи муниципального имущества (оборудования ЗРУ-110 кВ, ЗРУ-35 кВ) от 15.09.2014 г. N 03/1/1-13-63, администрацией города Рязани было включено условие (пункт 1.4.) об обременении имущества инвестиционными и эксплуатационными обязательствами в следующей редакции:
"1.4. Имущество обременено:
1.4.1) Договором аренды движимого имущества N 0562014-0 от 10.03.2005, заключенным между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, по Рязанской области и обществом с ограниченной ответственностью "Ново-Рязанская ТЭЦ";
1.4.2) В связи с расширением Дягилевской ТЭЦ - строительством ПГУ 115 МВт и комплексным перевооружением и реконструкцией ПС 220/110/6 кВ Ямская для обеспечения необходимой отключающей способности электротехнического оборудования ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ", инвестиционными обязательствами и обязанностью осуществить:
- оборудование закрытого распредустройства 35 кВ - замену оборудования ячеек N N 1,2,5,6,7,11,12,14,15,16,17,18,19,22,23,24,29;
- оборудование закрытого распредустройства 110 кВ - замену оборудования ячеек N N 1, 2,4,5,6,8,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20 и замену разъединителей обходной системы шин 110 кВ (ОСШ-110 кВ) в ячейках NN 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20.
1.4.3) в связи с работой оборудования закрытого распредустройства 35 кВ и оборудование закрытого распредустройства 110 кВ в составе ТЭЦ эксплуатационными обязательствами и обязанностью обеспечить функциональную работу указанного оборудования в составе имущественного комплекса ООО "Ново-Рязстская ТЭЦ" в течение всего срока его эксплуатации".
Между тем, администрацией г. Рязани не учтено, что особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей и централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем были установлены Федеральным законом от 23.07.2013 N 244-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с внесенными изменениями и дополнениями, указанные объекты подлежат приватизации только при условии обременения их инвестиционными обязательствами и эксплуатационными обязательствами, оформленными в соответствии со ст. ЗОЛ ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Начиная с 04.08.2013 (дата вступления в силу ФЗ от 23.07.2013 N 244-ФЗ, внесшего изменения в Закон о приватизации), в силу п. 7 ст. ЗОЛ ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" решение об условиях приватизации: объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, принимается только после утверждения инвестиционных программ в отношении: унитарного предприятия, которому принадлежит такое имущество на соответствующем вещном праве или- организации, которой принадлежат права владения и (или) пользования таким имуществом.
Согласно п. 4 ст. 30.1 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" условия инвестиционных обязательств определяются в отношении:
1) объектов электросетевого хозяйства утвержденной в соответствии с положениями Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" инвестиционной программой субъекта электроэнергетики;
2) источников тепловой энергии, тепловых сетей, открытых систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем утвержденной в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2010 года М190-ФЗ "О теплоснабжении" инвестиционной программой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения;
3) закрытых систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем утвержденной в соответствии с положениями Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение.
При этом в силу п. 5 ст. 30.1 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" содержание инвестиционного обязательства должно соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию инвестиционных программ и утвержденным нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения, а также включать в себя предельные сроки исполнения инвестиционного обязательства, превышение которых является существенным нарушением инвестиционного обязательства собственником и (или) законным владельцем указанного имущества.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу пункта 8 статьи 30.1 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств, оформленные в соответствии со ст. 30.1 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", подлежат включению в состав решения об условиях приватизации муниципального имущества, и в качестве существенных условий в договор купли-продажи объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, если приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи.
Таким образом, в силу пп. 4, 5, 7 и 8 ст. 30.1. ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" судом апелляционной инстанции установлено, что условия инвестиционных обязательств определяются исключительно исходя из инвестиционных программ, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ (ФЗ от 26,03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике", ФЗ от 27.07.2010 N190-ФЗ "О теплоснабжении", ФЗ от 07.12.2011 N41б-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"); содержание инвестиционного обязательства должно соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством. РФ к содержанию инвестиционных программ; инвестиционное обязательство должно включать в себя предельные сроки исполнения инвестиционного обязательства; решения об условиях приватизации должны соответствовать положениям инвестиционных программ; решения об условиях приватизации принимаются только после утверждения инвестиционных программ в установленном законодательством РФ порядке; условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств подлежат включению в состав решения об условиях приватизации имущества; условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств подлежат включению в качестве существенных условий в договоры купли-продажи (приватизации имущества).
Организацией, которой принадлежали права владения и пользования муниципальным имуществом в составе Ново-Рязанской ТЭЦ (в т.ч. оборудованием ЗРУ-110 кВ, ЗРУ-35 кВ), являлось ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" по Договору аренды движимого имущества от 10.03.2005 г. N 0562014-О.
Однако, ни на момент принятия решения об условиях приватизации муниципального имущества (оборудования ЗРУ-110 кВ, ЗРУ-35 кВ), ни на момент размещения администрацией города Рязани информационного сообщения о продаже муниципального имущества (оборудования ЗРУ-110 кВ, ЗРУ-35 кВ), ни на момент заключения Договора купли-продажи муниципального имущества (оборудования ЗРУ-110 кВ, ЗРУ-35 кВ) от 15.09.2014 г. N 03/1/1- 13-63 не существовало утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ".
Указанные обстоятельства Сторонами не оспаривались и подтверждались.
При указанных обстоятельствах, существенные условия Договора купли-продажи муниципального имущества (оборудования ЗРУ-110 кВ, ЗРУ-35 кВ) от 15.09.2014 г, N 03/1/1-13-63 в части инвестиционных и эксплуатационных обязательств не были установлены и согласованы сторонами в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
Ссылка администрации г. Рязани на то, что в договоре был установлен срок исполнения инвестиционных обязательств не соответствует действительности, указание в договоре - "в течение всего срока его эксплуатации" (подпункт 1.4.3. договора) относится только к эксплуатационным обязательствам (пп. 1.4.3. договора), при этом подпункт 1.4.2. договора (непосредственно в отношении инвестиционных обязательств) не содержит предельного срока исполнения.
Доводы администрации г. Рязани о том, что в материалах дела отсутствует информация о том, относится ли оборудование ЗРУ 35, 110 кВ к объектам, указанным в ст. 30.1 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также о том, что судом не выяснено и не установлено должно ли данное оборудование обременяться инвестиционными и эксплуатационными обязательствами, должно ли включаться в инвестиционную программу, не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению.
ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" является организацией, осуществляющей одновременно производство и реализацию электрической энергии (реализация на оптовом рынке электроэнергии и мощности - ОРЭМ) и тепловой энергии (реализация в г. Рязани).
Общество осуществляет эксплуатацию тепловой электростанции (Ново-Рязанская ТЭЦ), которая работает в режиме комбинированной выработки (согласно ст. 3 ФЗ от 26.03.2003 N° 35-ФЗ "Об электроэнергетике" комбинированная выработка электрической и тепловой энергии - режиме работы теплоэлектростанций, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии).
Таким образом, ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ" одновременно является и субъектом электроэнергетики (ФЗ от 26.03.2003 N° 35-ФЗ "Об электроэнергетике") и теплоснабжающей организацией (ФЗ от 27.07.2010 N° 190-ФЗ "О теплоснабжении"), а процессы теплоснабжения и электроснабжения на ТЭЦ непосредственно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Указанные фактические обстоятельства Сторонами не оспаривались, доказательства обратного отсутствуют.
Согласно п. 5.4. разд. 5 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей в Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229 и Перечню видов имущества, которое входит в состав единого производственно-технологического комплекса организаций, осуществляющих производство и передачу электрической и тепловой энергии, утвержденного Приказом Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 N 295 "О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса" закрытые распределительные устройства (ЗРУ) и их оборудование входят в состав теплоэлектростанций (ТЭЦ).
Согласно п. 2 ст. 30.1. ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" условия инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, являющихся сложными вещами, распространяются на все их составные части.
Таким образом, доводы жалобы суд апелляционной инстанции отклоняет, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Кодекса безусловным основанием для отмены судебных актов, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Кодекса госпошлина за подачу апелляционной жалобы подлежит отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.04.2016 по делу N А54-5692/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Г. Сентюрина |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-5692/2015
Истец: ООО "Ново-Рязанская ТЭЦ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА РЯЗАНИ
Третье лицо: Рязанская городская Дума