г. Челябинск |
|
27 июня 2016 г. |
Дело N А07-18405/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Амзинский лесокомбинат" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.04.2016 по делу N А07-18405/2015 (судья Архиереев Н.В.).
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к акционерному обществу "Амзинский лесокомбинат" (далее - АО "Амзинский лесокомбинат", общество, ответчик) о взыскании 773 758 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14.04.2016 (резолютивная часть объявлена 14.04.2016) исковые требования Министерства удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласился ответчик и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе АО "Амзинский лесокомбинат" (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными. Так, общество отмечает, что суд исходил из того, что незаконная рубка осуществлена именно ответчиком на основе показаний лишь лесничего Карманова П.Н. - сотрудника истца, не дав оценки показаниям свидетелей Иванова А.Г. и Бикузина В.А., опровергающих факт рубки.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители сторон не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.06.2009 между Агентством по природопользованию Пермского края (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Амзинский лесокомбинат" (далее - ОАО "Амзинский лесокомбинат") (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 314, согласно которому арендодатель, действующий на основании протокола о результатах аукциона от 20.0.2009 N 4, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего договора (пункт 1 договора) (т. 1, л. д. 10-16).
Лесной участок площадью 6101 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет: категорию земельного участка - земли лесного фонда, местоположение: Пермский край, Чайковский муниципальный район, ГКУ "Чайковское лесничество", Чайковское сельское участковое лесничество (колхоз Ленинский путь), номера лесных кварталов 1-8; 10-14, 16-23, 25-33 в эксплуатационных лесах (пункт 2 договора).
Из пункта 4 договора следует, что арендатору передается лесной участок для заготовки древесины с предварительно определенным годовым объемом использования лесов: всего 24,2 тыс. куб. м, в том числе 24,2 тыс. куб. м по лиственному хозяйству.
Точный среднегодовой объем использования лесов определяется проектом освоения лесов (пункт 5 договора).
В пункте 18 договора предусмотрены обязанности арендатора, в том числе: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, иными нормативными актами Российской Федерации и договором (пункт 18.1 договора); полностью осваивать установленный среднегодовой объем использования лесов (пункт 18.2 договора); ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию (пункт 18.5 договора).
Согласно пункту 29 договора срок действия договора устанавливается с 01.06.2009 по 30.05.2034 включительно.
25 мая 2009 года стороны подписали дополнительное соглашение N 1, согласно которому пункт 2 договора изложен в следующей редакции: лесной участок площадью 6099 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, имеет: категорию земельного участка - земли лесного фонда, местоположение: Пермский край, Чайковский муниципальный район, ГКУ "Чайковское лесничество", Чайковское сельское участковое лесничество (колхоз Ленинский путь), номера лесных кварталов 1-8; 10-14, 16 (за исключением части выделов 1, 2, 17, площадью 2 га), 17-23, 25-33 в эксплуатационных лесах (л. д. 17, 18).
В лесной декларации от 22.11.2013 общество указало, что с 01.01.2014 по 30.11.2014 использует леса для заготовки древесины на предоставленном в аренду лесном участке на территории Чайковского лесничества Михайловского сельсовета (колхоз "Ленинский путь") Пермского края, прошедшим государственную экологическую экспертизу, утвержденную 06.01.2009 приказом Министерства природных ресурсов Пермского края N СЭД-30-001-359/353 (л. д. 19).
08 июня 2015 года Министерство обратилось к начальнику отдела МВД России по Чайковскому району с заявлением, согласно которому 04.06.2015 ГКУ "Чайковское лесничество" при осмотре мест рубок, заготовка древесины на которых велась на основании договора аренды в соответствии с поданной лесной декларацией от 11.12.2013, в присутствии представителя ОАО "Амзинский лесокомбинат" была обнаружена незаконная рубка за пределами делянки разрешенной рубки в квартале N 19 в выделе N 2 Михайловского участкового лесничества на площади 0,97 га (т. 1, л. д. 23, 24).
10 июня 2015 года и 01.07.2015 отделом МВД России по Чайковскому району вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, в которых, наряду с прочим, указано, что 04.06.2015 лесничий Карманов П.Н. совместно с представителем ОАО "Амзинский лесокомбинат" гр-м Бикузиным А.С. производили приемку лесосек по окончании лесозаготовки. В ходе осмотра была обнаружена рубка за пределами делянки, разрешенной к рубке, где было вырублено 139 стволов дерева пород: ель, липа, береза, осина. При опросе гр-н Иванов А.Г., который является вальщиком леса, пояснил, что работал в ночную смену по валке леса, участок, который не предназначен для валки, отмечен на местности не был. Из объяснения начальника лесопункта гр-на Бикузина А.С. выяснено, что вырубку произвели ошибочно, умысла на хищение леса не было (т. 1, л. д. 27, 28).
Из представленных в материалы настоящего дела материалов проверки (т. 2, л. д. 1-142), среди прочего, следует, что Иванов А.Г. и Бикузин А.С. являются работниками общества.
В материалах дела имеется соответствующий протокол осмотра места происшествия от 08.06.2015, составленный в ходе проведения проверки по заявлению истца (т. 2, л. д. 11).
Истец направил в адрес ответчика претензию от 23.06.2015 N 577 с требованием об оплате 773 758 руб. ущерба, причиненного лесам, которая оставлена обществом без удовлетворения (т. 1, л. д. 29).
06 августа 2015 года Министерство вынесло постановление о назначении административного наказания N 01-07/61-15 в отношении ОАО "Амзинский лесокомбинат", согласно которому в период с 01.01.2014 по 30.11.2014 согласно лесной декларации от 11.12.2013 N 3029/5 общество осуществляло заготовку древесины на делянке 3 в выделе 2 квартала 19 Михайловского участкового лесничества ГКУ "Чайковское лесничество" (Чайковский муниципальный район Пермского края). В ходе работ по приемке лесосеки по результатам проведения осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) 08.06.2015 была установлена незаконная рубка лесных насаждений в выделе 2 квартале 19 Михайловского участкового лесничества ГКУ "Чайковское лесничество" за пределами отведенной и задекларированной лесосеки (т. 1, л. д. 145-149).
Истец, полагая, что АО "Амзинский лесокомбинат" допущена незаконная рубка леса на арендуемом лесном участке, чем причинен ущерб лесам на сумму 773 758 руб., обратился в суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, арбитражный суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частями 1 и 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 N 184 (далее - Правила N 184), заготовка древесины осуществляется в соответствии с данными Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В силу подпункта "е" пункта 13 Правил при заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев.
В соответствии с пунктом 63 Правил после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения Правил, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений.
В соответствии со статьей 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В силу нормы пункта 1 статьи 77 названного Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Согласно пункту 1 статьи 1064 названного Кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Убытки имеют место в результате неправомерных действий (бездействия) одного лица, нарушающих права другого.
Для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать совокупность следующих обстоятельств: противоправность действий (бездействия) ответчика, наличие убытков на стороне потерпевшего, причинная связь между противоправным поведением ответчика и возникшими убытками, вина ответчика. Недоказанность одного из указанных обстоятельств является основанием для отказа в иске.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", незаконной является в том числе рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вопреки мнению подателя жалобы Министерство представило в материалы дела доказательства того, что незаконная рубка произведена ответчиком.
Указанное обстоятельство подтверждено актом о лесонарушении от 08.06.2015 N 8 (т. 1, л. д. 23, 24), из которого усматривается, что обществом была произведена незаконная рубка за пределами делянки разрешенной рубки в квартале N 19 выдела N 2 Михайловского участкового лесничества (колхоз "Ленинский путь").
Данный факт подтверждается и свидетельскими показаниями Бикузина А.С. и Иванова А.Г., данными в судебных заседаниях 17.12.2015 и 13.01.2016, что подтверждается аудиопротоколами указанных заседаний, а также пояснениями данных лиц, приведенными в ходе проверки, проведенной по заявлению истца.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" утверждены таксы и методика для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства.
По расчету истца общая сумма ущерба за незаконную рубку лесных насаждений составляет 773 758 руб.
Расчет ущерба обществом не оспорен, контррасчет не представлен.
В силу изложенного доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.04.2016 по делу N А07-18405/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Амзинский лесокомбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18405/2015
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЭКОЛОГИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Ответчик: АО "Амзинский лесокомбинат", ОАО "АМЗИНСКИЙ ЛЕСОКОМБИНАТ"