Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 октября 2016 г. N Ф06-13611/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
27 июня 2016 г. |
А65-1914/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Беркут-Е" - представителя Ташланова В.А. (доверенность от 12.10.2015),
от третьих лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 апреля 2016 года по делу N А65-1914/2016 (судья Андриянова Л.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Беркут-Е" (ОГРН 1076672042919, ИНН 6672253331), Республика Татарстан, г. Казань,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (ОГРН 1061684102204, ИНН 1659068482), Республика Татарстан, г. Казань,
с привлечением третьих лиц: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (ИНН 1654009437), Межрайонная ИФНС России N 19 по РТ (ИНН 1656007065, ОГРН 1041624014904),
о признании незаконным решения N 42079А от 28.09.2015 об отказе в государственной регистрации, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Беркут-Е" (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - Ответчик, регистрирующий орган) о признании незаконным решения N 42079А от 28.09.2015 об отказе в государственной регистрации, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем проведения государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Определениями Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.02.2016, 14.03.2016 суд определил в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечь Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (ИНН 1654009437), Межрайонную ИФНС России N 19 по РТ (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 апреля 2016 года заявление удовлетворено, признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан N 42079А от 28.09.2015 об отказе в государственной регистрации. Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, вменено в обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Беркут-Е".
В апелляционной жалобе регистрирующий орган просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 апреля 2016 года по делу N А65-1914/2016 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований Заявителя.
В материалы дела поступил отзыв общества на апелляционную жалобу регистрирующего органа, в котором Заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 апреля 2016 года по делу N А65-1914/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Кроме того, в материалы дела поступил отзыв третьего лица, Межрайонной ИФНС России N 19 по РТ, в котором третье лицо просит апелляционный суд апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований общества.
Также, в материалы дела поступило ходатайство регистрирующего органа о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель регистрирующего органа не явился, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Представитель общества в судебном заседании апелляционного суда с доводами апелляционной жалобы Инспекции не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 апреля 2016 года по делу N А65-1914/2016 оставить без изменения.
Третьи лица в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей Инспекции и третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 21.04.2014 единственным участником Заявителя принято решение N 2/14 о ликвидации Общества в связи с достижением цели его создания, ликвидатором назначен Терехин П.Ю.
08.05.2014 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2141690373339 о нахождении общества в стадии ликвидации согласно решению N 2/14 от 21.04.2014.
28.05.2014 сведения о ликвидации Заявителя опубликованы в журнале "Вестник государственной регистрации" N 21 (482) часть -1.
14.07.2015 единственным участком принято решение N 3/15 об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
21.07.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2151690746281 о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
16.09.2015 единственным участником Заявителя принято решение N 5/15 об утверждении ликвидационного баланса Заявителя.
21.09.2015 Заявитель обратился к Ответчику с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
28.09.2015 решением N 42079А (л.д. 8) ответчиком в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ) отказано в государственной регистрации в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов, а именно ликвидационного баланса, поскольку согласно сведениям, представленным налоговым органом по месту учета юридического лица, представленный баланс не является ликвидационным балансом.
Заявитель обратился с жалобой в вышестоящий орган на отказ в государственной регистрации юридического лица (л.д. 9,10). Решением Управления Федеральной налоговой службы по РТ от 05.11.2015 N 2.11-0-30/026038@ в удовлетворении жалобы отказано (л.д. 11-13).
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, посчитав, что действия Ответчика по отказу в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией не соответствуют требованиям закона и нарушают его права и законные интересы, Заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев представления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Как установлено судами, указанные документы Заявителем представлены.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (пункт 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (пункт 1). После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 2). Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (пункт 5). После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (пункт 6). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 9).
При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Кроме того, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Заявитель указывал, что на момент предъявления ликвидационного баланса задолженности у данного Заявителя перед третьими лицами не имелось, следовательно, представленный ликвидационный баланс соответствует бухгалтерскому балансу.
При этом Заявителем в рамках процедуры регистрации в адрес Ответчика предоставлены соответствующие пояснения.
Доводы заявителя, изложенные в указанных пояснениях и приведенные при рассмотрении настоящего дела, не опровергнуты ответчиком.
Судом установлено представление ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, что следует рассматривать как представление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.
Представленные заявителем доказательства налоговым органом не оспорены, содержащиеся в них сведения не опровергнуты.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Довод Ответчика о том, что ликвидатор (руководитель) Заявителя является "массовым руководителем" правомерно отклонен судом ввиду его несостоятельности.
Кроме того, возражения против ликвидации юридического лица могут быть заявлены кредитором такого лица, обладающим реальными требованиями к ликвидируемому лицу.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования заявителя правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе ответчика, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится. Приведенные заявителем доводы и доказательства представленные Обществом, налоговым органом не опровергнуты.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14 апреля 2016 года по делу N А65-1914/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1914/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 октября 2016 г. N Ф06-13611/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Обществo с ограниченной ответственностью "Беркут-Е" ,г.Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Республике Татарстан, УФНС РФ по Республике Татарстан