г. Красноярск |
|
28 июня 2016 г. |
Дело N А33-17333/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "14" июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" июня 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванцовой О.А.,
судей: Морозовой Н.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации): Пузановой Л.А., представителя на основании доверенности от 28.12.2015, паспорта; Полехова Д.В., представителя на основании доверенности от 17.09.2015 N 33/2015, паспорта; Вербицкой Н.А., представителя на основании доверенности от 31.08.2015 N 27/2015, паспорта;
от ответчика (Управления федерального казначейства по Красноярскому краю):
Мункуевой Д.А., представителя на основании доверенности от 06.05.2016 N 19-19-2110795, служебного удостоверения,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "30" декабря 2015 года по делу N А33-17333/2015, принятое судьей Ивановой Е.А.,
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ИНН 2466228533, ОГРН 1102468014824, г. Красноярск) (далее - ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России, учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (ИНН 2460063620, ОГРН 1042401791640, г. Красноярск) (далее - ТУ Росфиннадзор в Красноярском крае, Управление) о признании недействительным пункта 1 представления от 16.07.2015 N 06-14-70.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2015 года по делу N А33-17333/2015 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В апелляционной жалобе (с учетом дополнений) заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
- оплата труда работникам, отнесенных к 3 категории, и начислений по их оплате труда за счет средств субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи не является использованием субсидии не по целевому назначению;
- заявитель не оспаривает того, что специализированная медицинская помощь больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями (к которым относится и технологическая медицинская помощь) оказывается врачами специалистами по профилю "кардиология" и "сердечно-сосудистая хирургия" и включает в себя профилактику, диагностику и лечение сердечно-сосудистых заболеваний, требующих специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию, как это следует из понятия специализированной медицинской помощи. Однако, по мнению ответчика, ссылка на понятие специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи в рассматриваемом случае сама по себе не может служить основанием для вывода о нецелевом расходовании заявителем бюджетных средств на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи, поскольку в нормативных правовых актах, регулирующих порядок использования субсидий, не указано на возможность оплаты труда за счет средств соответствующей субсидии только врачей-специалистов и медицинских работников;
- сотрудники, занимающие должности, отнесенные к 3 категории, своим трудом также обеспечивают оказание высокотехнологичной медицинской помощи; указанный персонал не оказывает непосредственно услуги высокотехнологичной медицинской помощи (т.е. собственно диагностику, профилактику и лечение с использованием специальных методов сложных медицинских технологий), но осуществляет иные работы, обеспечивающие оказание высокотехнологичной медицинской помощи (например, организуют приобретение медикаментов и расходных материалов, необходимых для оказания высокотехнологичной медицинской помощи; организуют лечебное питание, которое входит во все стандарты высокотехнологичной медицинской помощи; организуют прием пациентов при госпитализации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи и т.д.), что коррелируется с понятием медицинской помощи;
- основной и единственной целью деятельности учреждения является оказание высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с государственным заданием, финансируемым из средств федерального бюджета; достижение указанной цели реализуется через деятельность всех работников заявителя;
- врачи-специалисты, непосредственно оказывающие медицинские услуги, не могут в одиночку обеспечить соответствие медицинской организации условиям лицензирования деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи;
- о том, что понятие "работники, обеспечивающие оказание высокотехнологичной медицинской помощи" не может быть сведено только к работникам, непосредственно оказывающим высокотехнологичную медицинскую помощь, свидетельствуют формулировки, изложенные в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в редакции, действующей с 01.01.2014 по 31.12.2014);
- норматив затрат на оказание высокотехнологичной медицинской помощи по соответствующим профилям высокотехнологичной медицинской помощи в 2011 году включал в себя оплату всех сотрудников учреждения, без уточнения категорий (основной, медицинский или вспомогательный персонал); в 2014 году средняя стоимость лечения одного больного равнялась нормативу затрат на оказание высокотехнологичной медицинской помощи по соответствующим профилям высокотехнологичной медицинской помощи, определенный с учетом 30 % на выплату заработной платы работникам, и на протяжении пяти лет составляла одну и туже сумму;
- в итоговую субсидию, включена оплата труда работников медицинского учреждения, осуществляющего высокотехнологичную медицинскую помощь, безотносительно к их категории;
- заявитель, при первоначальном распределении доведенного объема субсидии на финансирование высокотехнологичных видов медицинской помощи по подстатьям КОСГУ учел расходы на выплату стимулирующего и компенсационного характера для административно-хозяйственного персонала; такое распределение денежных средств утверждено Минздравом России, являющимся главным распорядителем указанной субсидии, без замечаний.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.05.2016 произведена замена ответчика по делу N А33-17333/2015 - ТУ Росфиннадзор в Красноярском крае на правопреемника - Управление федерального казначейства по Красноярскому краю (далее - ответчик).
В судебном заседании представители заявителя поддержали требования апелляционной жалобы, сослались на доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в дополнении к ней.
Представитель Управления федерального казначейства по Красноярскому краю (далее - УФК по Красноярскому краю, ответчик) доводы апелляционной жалобы (с учетом дополнений) не признал, сослался на основания, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители учреждения заявили ходатайство о приобщении к материалам дополнительных доказательств, приложенных к дополнениям к апелляционной жалобе, а именно: копий раздела "Новости" программно-информационного комплекса "Бюджетирование подведомственных учреждений", раздела "2014 год - Итерация N 1" программно-информационного комплекса "Бюджетирование подведомственных организаций", свода расходов по субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи, раздела "Новости" программно-информационного комплекса "Бюджетирование подведомственных учреждений", раздела "2014 год - Итерация N 2" программно-информационного комплекса "Бюджетирование подведомственных организаций", свода расходов по субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи, раздела "Новости" программно-информационного комплекса "Бюджетирование подведомственных учреждений", раздела "2014 год - Итерация N 3" программно-информационного комплекса "Бюджетирование подведомственных организаций", свода расходов по субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи.
В соответствии со статьями 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции вынес протокольное определение об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, в связи с отсутствием обоснования невозможности представления указанных документов в суд первой инстанции; кроме того, суд апелляционной инстанции учел, что ответчик не знаком с дополнительными доказательства и не может высказать свою позицию по указанным документам, при том, что заявителем не представлены доказательства невозможности направления указанных документов в адрес ответчика. Вышеуказанные документы возвращены представителям заявителя под расписку.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На основании приказа ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае от 20.03.2015 N 70-у, Управлением в период с 27.04.2015 по 27.05.2015 проведена выездная проверка использования ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России в 2014 году средств федерального бюджета выделенных в виде субсидий на выполнение государственного задания, бюджетных инвестиций и субсидий на иные цели.
По результатам проверки вынесено представление от 16.07.2015 N 06-14-70, в пункте 1 которого отражены нарушения пункта 1 части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 9 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1278 "Об утверждении Правил финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в федеральных государственных бюджетных и автономных учреждениях за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации, в 2014 году", приказа Минфина Российской Федерации от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", выразившиеся в расходовании учреждением субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи не по целевому назначению в общей сумме 29 068 925 рублей 92 копейки.
Представлением от 16.07.2015 N 06-14-70 Управление обязало учреждение рассмотреть информацию об указанных нарушениях бюджетного законодательства и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, принять меры по устранению причин и условий их выявления в течение 30 календарных дней с момента получения представления.
Полагая, что пункт 1 данного представления противоречит требованиям нормативных актов и нарушает его права, ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с вышеуказанным заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
С учетом положений пунктов 1, 5.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2014 N 77, Положения о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое представление вынесено уполномоченным должностным лицом компетентного органа. Заявителем данный факт не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оплата учреждением труда работникам, отнесенных к 3 категории, и начислений по их оплате труда за счет средств субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи является использованием субсидии не по целевому назначению.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
На основании абзаца 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, то есть на цели не связанные с возмещением нормативных затрат Учреждения на выполнение государственного задания (в соответствии с пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.11.2009 N 1639-р основной целью деятельности Учреждения является предоставление высокотехнологичной медицинской помощи в рамках государственного задания).
Таким образом, законодательно закреплены существенные различия в понятии "субсидии на выполнение государственного задания" и "субсидии на иные цели".
Субсидия на выполнение государственного задания предусматриваются в бюджетах бюджетной системы; цель предоставления такой субсидии - финансовое обеспечение выполнения государственного задания; данная субсидия рассчитываются с учетом: а) нормативных затрат на оказание государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам; б) нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
В то время как субсидия на иные цели могут предоставляться из бюджетов бюджетной системы; цель предоставления такой субсидии установлены соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления; данная субсидия рассчитываются в порядке установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что государственное задание на 2014 год доведено учреждению по профилю "сердечно-сосудистая хирургия".
Согласно пункту 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Размер субсидий учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в 2014 году составил 295 604 100 рублей, в соответствии с соглашением от 31.12.2013 N 175/БУ-2014-497, заключенным между Минздравом России и учреждением.
Соглашением определены объёмы субсидий в денежном выражении, периодичность их перечисления, права, обязанности и ответственность сторон. Изменения порядка, размера и условий предоставления субсидий оформлялось дополнительными соглашениями.
Распределение направления расходов по статьям и подстатьям операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) соглашением не прописано. Детализация расходов по КОСГУ осуществлялась при составлении учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности (далее - план ФХД).
Таким образом, для выполнения уставных целей учреждению предусмотрено финансирование на обеспечение выполнения государственного задания.
Кроме того в 2014 году ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России в 2014 году выделены целевые субсидии в общей сумме 1 033 866 300 рублей из них: субсидии на осуществление выплат стимулирующего характера руководителям и работникам федеральных государственных бюджетных учреждений (КБК 056.0901.0120059.612) в сумме 6 217 800 рублей; субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи (КБК 056.0901.0122009.612) в сумме 1 027 648 500 рублей.
Как установлено ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае и заявителем не оспаривается, общая сумма субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи (код субсидии по классификации Минздрава России 07 90101210), израсходованная учреждением в 2014 году на оплату труда сотрудников 3 категории (с учетом начислений на заработную плату), составила 29 689 278 рублей 06 копеек, в том числе:
- на выплату стимулирующих надбавок к заработной плате - 19 822 863 рубля 53 копейки (сведения о расходовании субсидий на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи на выплату надбавок стимулирующего характера сотрудникам 3 категории учреждения за 2014 год - приложение N 3);
- на оплату, исчисляемую по среднему заработку (служебные командировки, очередной ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск по учёбе, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата за счет работодателя первых 3-х дней нетрудоспособности) - 2 796 403 рубля 10 копеек (сведения о расходовании субсидий на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи на оплату дней, исчисляемых по среднему заработку, сотрудникам 3 категории учреждения за 2014 год - приложение N 4);
- на оплату страховых взносов во внебюджетные фонды Российской Федерации (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации) - 7 070 011 рублей 43 копейки, из них: 6 207 921 рубль 52 копейки - страховые взносы с сумм надбавок стимулирующего характера (приложение N 3); 862 089 рублей 91 копейка - страховые взносы с сумм оплат по среднему заработку (приложение N 4).
На акт выездной проверки от 20.05.2015 ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России представило возражения от 27.05.2015 N 3029.
По результатам рассмотрения возражений, приказом ТУ Росфиннадзора в Красноярском края от 11.06.2015 N 128-у, назначена внеплановая выездная проверка в целях определения сумм нецелевого использования субсидий на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи в части отчислений взносов во внебюджетные фонды. В ходе внеплановой проверки произведен уточненный расчет страховых взносов во внебюджетные фонды с сумм расходования субсидий на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи. Согласно выполненным расчетам, страховые взносы во внебюджетные фонды с сумм расходования субсидий на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи не по целевому назначению составили в общей сумме 6 449 659 рублей 28 копеек, из них: 5 646 975 рублей 82 копейки - страховые взносы с сумм надбавок стимулирующего характера; 802 683 рубля 46 копеек - страховые взносы с сумм оплат по среднему заработку. В результате, суммы расходования не по целевому назначению субсидии, выделенной на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи, были уменьшены учреждением в части отчислений страховых взносов во внебюджетные фонды на 620 352 рубля 15 копеек, и определены в сумме 29 068 925 рублей 92 копейки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1278 утверждены Правила финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в федеральных государственных бюджетных и автономных учреждениях за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации, в 2014 году.
Согласно пункту 2 названных Правил финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи в государственных учреждениях осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период Министерству здравоохранения Российской Федерации на указанные цели (далее - бюджетные ассигнования), в виде субсидий, предоставляемых государственным учреждениям в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - субсидии) в дополнение к осуществляемому в установленном порядке финансовому обеспечению государственного задания на оказание ими специализированной медицинской помощи.
В соответствии с приложением N 1 "Перечень субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат, и цели их предоставления" к приказу Минздрава России от 29.01.2013 N 37н "Об утверждении Правил предоставления в 2013 - 2015 годах из федерального бюджета федеральным государственным бюджетным учреждениям, в отношении которых Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ)" (далее - Правила) целью предоставления субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи является "финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи гражданам Российской Федерации в федеральных государственных бюджетных учреждениях, оказывающих медицинскую помощь, подведомственных Минздраву России".
Пунктом 7 названных Правил также указано на то, что финансовое обеспечение оказания высокотехнологичной медицинской помощи в государственных учреждениях осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период Минздрава России на указанные цели, в виде субсидий, предоставляемых государственным учреждениям в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в дополнение к осуществляемому в установленном порядке финансовому обеспечению государственного задания на оказание ими специализированной медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 10 Правил, указанные субсидии являются источником финансового обеспечения следующих расходов государственных учреждений: а) оплата труда работников, обеспечивающих оказание высокотехнологичной медицинской помощи, с учетом начислений на заработную плату; б) приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов, включая оплату дорогостоящих расходных материалов (в том числе имплантов, имплантатов, других медицинских изделий, имплантируемых в организм человека), предусмотренных стандартами медицинской помощи, утверждаемыми Министерством здравоохранения Российской Федерации; в) приобретение, техническое обслуживание (предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя) и ремонт медицинских изделий, используемых при оказании государственными учреждениями высокотехнологичной медицинской помощи.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что для выполнения уставных целей ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России предусмотрено финансирование на обеспечение выполнения государственного задания, а субсидии на иные цели, выделены учреждению в соответствии с вышеуказанными Правилами.
Учитывая вышеизложенное, субсидии, выделенные ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России на иные цели, имеют строго целевой характер и направлены на дополнительную оплату труда лицам, обеспечивающим оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 34 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", раздела II "Виды, условия и формы оказания медицинской помощи" постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1074 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи...", пункта 6 Порядка организации специализированной медицинской помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2010 N 243н "Об организации оказания специализированной медицинской помощи", специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи, и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения, с научно доказанной эффективностью, в т.ч. клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.
В соответствии с пунктом 20 Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 918н, специализированная медицинская помощь больным оказывается в медицинских организациях, имеющих в своей штатной численности врачей-специалистов по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов с высшим послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23.04.2009 N 2Юн, по профилю "кардиология", "сердечно-сосудистая хирургия". Согласно данной номенклатуре, специальность по профилю "сердечно-сосудистая хирургия" требует дополнительной подготовки специалистов, окончивших ВУЗ по специальности "Лечебное дело" ("Педиатрия"), основная специальность "Хирургия" ("Детская хирургия").
Материальное стимулирование сотрудников учреждения в проверяемом периоде производилось в соответствии с Положением о материальном стимулировании работников за участие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи и содействие оказанию высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, утвержденным приказом от 14.04.2014 N 27-осн, с последующими изменениями, в соответствии с которым сотрудники учреждения разделены по степени участия в процессе оказания высокотехнологичной медицинской помощи на три категории: 1 категория - медицинский персонал, непосредственно принимающий участие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи: персонал, выполняющий комплекс лечебных и диагностических медицинских услуг, оказываемых в условиях стационара Учреждения с использованием сложных и (или) уникальных, обладающих значительной ресурсоёмкостью, медицинских технологий (операционные бригады).
В данную категорию включаются: врачи-хирурги, врачи-анестезиологи, врачи-перфузиологи, медицинские сестры операционные, медицинские сестры-анестезисты, медицинские сестры-перфузионисты; 2 категория - медицинский персонал, активно содействующий оказанию высокотехнологичной медицинской помощи: сотрудники клинических подразделений, выполняющие медицинские вмешательства, необходимые на стадии подготовки к высокотехнологичной медицинской помощи (диагностика, лабораторные исследования, осмотры и т.д.) и на стадии послеоперационного периода, а также сотрудники, обеспечивающие медикаментозное сопровождение оказания высокотехнологичной медицинской помощи и осуществляющие работу по организации медицинской помощи. В приложении N 1 к Положению приведен перечень должностей, относящихся к 2 категории, а также количество рекомендованных баллов на 1 ставку за месяц (степень участия); 3 категория - медицинский и прочий персонал, содействующий оказанию высокотехнологичной медицинской помощи. К данной категории отнесены сотрудники 14 структурных подразделений Учреждения (приложение N 2 к Положению), в том числе: администрация, канцелярия, юридический, планово-экономический, хозяйственный, информационный отделы, служба инженерно-технического обеспечения, отдел главного энергетика, отдел главного механика, отдел связи и сигнализации, группа по обслуживанию лифтов, вентиляционных систем, пищеблок и др.
Сотрудники учреждения, занимающие должности, отнесенные к 3 категории, не имеют квалификации, необходимой для выполнения работ по профилактике, диагностике и лечению заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий. Также, выполнение указанных работ не предусмотрено должностными инструкциями сотрудников 3 категории.
Учитывая вышеизложенное, оказание высокотехнологичной медицинской помощи посредством предоставления медицинских услуг осуществляется только врачами-специалистами и (или) медицинскими работниками.
Кроме того, ответчиком при проверке установлено, что учреждению в проверяемом периоде выделены субсидии на осуществление выплат стимулирующего характера руководителям и работникам федеральных государственных бюджетных учреждений, целью которых согласно Перечню целевых субсидий, утвержденному приказом Минздрава России от 29.01.2013 N 37н "Об утверждении правил..." является "осуществление расходов на выплаты стимулирующего характера руководителям и работникам федеральных государственных бюджетных учреждений".
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции не принимает довод заявителя о правомерности расходования выделенной субсидии на выплату надбавок стимулирующего характера не только врачам-специалистам, осуществляющим профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, но и сотрудникам администрации, канцелярии, юридического, планово-экономического, хозяйственного, информационного отделов, службы инженерно-технического обеспечения, отдела главного энергетика, отдела главного механика, отдела связи и сигнализации, группы по обслуживанию лифтов, вентиляционных систем, пищеблока и др. структурных подразделений учреждения.
Учитывая установленные обстоятельства, заявителем в нарушении пункта 1 части 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи...", приказа Минфина РФ от 21.12.2012 N 171н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ", в 2014 году израсходовано не по целевому назначению субсидии на финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи в сумме 29 068 925 рублей 92 копейки.
Доводы учреждения о том, что оно, при первоначальном распределении доведенного объема субсидии на финансирование высокотехнологичных видов медицинской помощи по подстатьям КОСГУ учел расходы на выплату стимулирующего и компенсационного характера для административно-хозяйственного персонала; такое распределение денежных средств утверждено Минздравом России, являющимся главным распорядителем указанной субсидии, без замечаний, не принимается апелляционным судом, указанное обстоятельство не свидетельствует о соблюдении вышеуказанных требований бюджетного законодательства.
Ссылка учреждения на судебную практику (дела N А33-11367/2012 и N А33-11964/2012) не может иметь юридического значения, поскольку относится к делам с иными фактическими обстоятельствами. В частности, в рамках названных дел судами было установлено, что в 2011 году субсидии предоставлялись в порядке софинансирования государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Поскольку, как обоснованно указывается заявителем, достижение основной цели учреждения реализуется через деятельность всех работников заявителя, следовательно, все работники учреждения выполняют государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. При таких обстоятельствах, учреждение вправе было производить оплату труда и начисления на оплату труда за счет средств субсидии не только в отношении медицинского персонала, непосредственно оказывающим высокотехнологичную медицинскую помощь, но и в отношении работников, не относящихся к медицинским работникам, оказывающим высокотехнологичную медицинскую помощь, но участвующих в выполнении соответствующего государственного задания в связи с организацией ими приобретения медикаментов и расходных материалов, учета и хранения изделий медицинского назначения и лекарственных препаратов (заместителя главного бухгалтера, руководителя материальной группы отделения бухгалтерии, начальника планово-экономического отдела, менеджера, экономиста планово-экономического. В рассматриваемом же случае (в рамках настоящего дела), как указывалось выше, спорная субсидия предоставлена учреждению в дополнение к осуществляемому в установленном порядке финансовому обеспечению государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и имеет узкое целевое направление - выплата стимулирующего характера лицам, непосредственно оказывающим высокотехнологичную медицинскую помощь. В связи с чем выплаты данных денежных средств иным сотрудником учреждения является неправомерной (нецелевой).
При таких фактических и правовых обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый пункт 1 представления ТУ Росфиннадзора в Красноярском крае от 16.07.2015 N 06-14-70 не противоречит законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, то признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Красноярского края от 30 декабря 2015 года по делу N А33-17333/2015 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя (ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России).
При обращении с апелляционной жалобой учреждением уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 29.12.2015 N 817174. Вместе с этим, в соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы по данной категории дел размер государственной пошлины для организаций составляет 1500 рублей. В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в больше размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату. Таким образом, государственная пошлина в размере 1500 рублей подлежит возврату ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "30" декабря 2015 года по делу N А33-17333/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ИНН 2466228533, ОГРН 1102468014824) из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 29.12.2015 N 817174.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.А. Иванцова |
Судьи |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17333/2015
Истец: ФГБУ "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Красноярск)
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае
Третье лицо: Управление федерального казначейства по Красноярскому краю