город Омск |
|
27 июня 2016 г. |
Дело N А46-15107/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Лепёхиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5759/2016) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 01 апреля 2016 года по делу N А46-15107/2015 (судья Пермяков В.В.), по иску Департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613) к Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Омской области (ИНН 5503217827, ОГРН 1105543000782), при участии в деле третьих лиц, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, Муниципального предприятия города Омска "Муниципальная недвижимость", Главного управления лесного хозяйства Омской области об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:20:000000:4773 и признании права муниципального образования города Омска на приобретение в собственность земельного участка площадью 12 000 кв. м. под нежилым строением (котельной), расположенным по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. К. Маркса, д.100, в границах, установленных межевым планом от 12.03.2015, изготовленным МП г. Омска "Омскархитектура",
при участии в судебном заседании:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель Мельников Д.М. (паспорт, по доверенности N Исх-ДИО от 22678 сроком действия 1 год);
от Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Омской области - представитель Стельмаченок Э.А.(удостоверение, по доверенности N 03-Д от 11.01.2016 сроком действия по 31.12.2016);
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области - представитель не явился, извещено;
от Муниципального предприятия города Омска "Муниципальная недвижимость" - представитель Мягков Д.А. (паспорт, по доверенности от 12.10.2015 сроком действия 1 год);
от Главного управления лесного хозяйства Омской области - представитель Федоров Е.А. (удостоверение, по доверенности N 19 от 11.01.2016 сроком действия по 31.12.2016);
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ТУ Росимущества в Омской области, заявитель) с заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:20:000000:4773 и признании права муниципального образования города Омска на приобретение в собственность земельного участка площадью 12 000 кв.м. под нежилым строением (котельной), расположенным по адресу: Омская область, Омский район, с.Красноярка, ул.К.Маркса, д.100, в границах, установленных межевым планом от 12.03.2015, изготовленным МП г.Омска "Омскархитектура".
В обоснование заявленного требования Департамент указал, что образование земельного участка с кадастровым номером 55:20:00000:4773 было осуществлено без учета расположенного на нем сооружения истца, вследствие чего нарушает требования Земельного кодекса РФ и права собственника - муниципального образования город Омск.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Главное управление лесного хозяйства Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, муниципальное предприятие города Омска "Муниципальная недвижимость".
Решением Арбитражного суда Омской области от 01.04.2016 по делу N А46-15107/2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Возражая против принятого судебного акта, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела.
От ТУ Росимущества в Омской области и Главного управления лесного хозяйства Омской области поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых ответчик и третье лицо просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители ТУ Росимущества в Омской области и Главного управления лесного хозяйства Омской области высказались согласно отзывам на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения департамента имущественных отношений администрации города Омска от 25.11.2010 N 9443-р предприятию "Муниципальная недвижимость" на праве хозяйственного ведения передано нежилое двухэтажное строение (котельная), площадью 711,3 кв.м, инвентарный номер 107565, Литер А, находящееся по адресу: Омская область, Омский район, с. Красноярка, ул. К. Маркса, 100.
В ходе выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка под указанным выше объектом недвижимого имущества кадастровым инженером было выявлено, что образуемый земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 55:20:000000:4773, расположенного: Омская область, Омский район, Омское лесничество, Красноярское участковое лесничество, кварталы 14-20.
12.03.2015 МП города Омска "Муниципальная недвижимость" межевой план был сдан в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области для постановки сформированного земельного участка на кадастровый учет.
Решением от 25.03.2015 N 55/15-13315 кадастровая палата приостановила осуществление кадастрового учета в связи с пересечением границ образуемого земельного участка с границами ранее сформированного.
Истец, считая, что при формировании земельного участка с кадастровым номером 55:20:00000:4773 была допущена кадастровая ошибка, в связи с чем формируемый для него земельный участок пересекает спорный земельный участок, обратился в суд с требованием о признании кадастровой ошибки; установлении границ земельного участка площадью 1200 кв.м в соответствии с межевым планом от 12.03.2015, изготовленным муниципальным предприятием города Омска "Омскархитектура", с исключением его из состава земельного участка с кадастровым номером 55:20:00000:4773; постановке на государственный кадастровый учет сформированного для истца земельного участка.
Определением Арбитражного суда Омской области от 13.07.2015 по делу N А46-5169/2015, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.10.2015, исковое заявление оставлено без рассмотрения. При вынесении означенных судебных актов суды руководствовались пунктом 3 части 1 статьи и 148 АПК РФ и исходили из того, что фактически имеет место быть спор о праве.
Полагая, что образование земельного участка с кадастровым номером 55:20:00000:4773 без учета расположенного на нем сооружения истца входит в противоречие с основными принципами земельного законодательства, Департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:20:000000:4773 и признании права муниципального образования города Омска на приобретение в собственность земельного участка площадью 12 000 кв.м. под нежилым строением (котельной), расположенным по адресу: Омская область, Омский район, с.Красноярка, ул.К.Маркса, д.100, в границах, установленных межевым планом от 12.03.2015, изготовленным МП г.Омска "Омскархитектура".
Отношения, связанные с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, внесением соответствующих изменений в сведения ГКН регламентированы Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
В силу статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ, правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленном законом, а также прекращения существования объекта недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным законом порядке документов, если иное не установлено этим законом.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Системный анализ указанных положений Федерального закона N 221-ФЗ позволяет прийти к выводу о том, что данным нормативным актом установлено, что снятие с кадастрового учета производится в связи с прекращением существования объекта.
Указанных обстоятельств в данном случае не установлено.
При этом, в рассматриваемом случае для установления границ земельных участков в той конфигурации, в которой считает правильным истец, Департаменту следует подтвердить наличие у него права на формируемый земельный участок.
Однако истец, не имея правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором находится котельная, фактически просит установить, что часть земельного участка, с кадастровым номером 55:20:000000:4773, являющегося собственностью Российской Федерации, принадлежит ему.
Между тем, каких-либо документов, подтверждающих право на земельный участок, истцом не представлено.
Напротив, из материалов дела следует, что границы земельного участка под зданием котельной налагаются на границы лесного участка с кадастровым номером 55:20:000000:4773 в выделах 7-10 квартала 17 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества Омской области. Местоположение границ формируемого земельного участка площадью 1200 м в материалах землеустройства и лесоустройства определено посредством совмещения координат характерных точек границ, приведенных в межевом плане истца, с картографическими материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства 1989 года, и цифровыми картографическими основами Омского лесничества, созданными при проведении лесоустройства 2009 года.
Земельный (лесной) участок с кадастровым номером 55:20:000000:4773, расположенный в границах Красноярского участкового лесничества Омского лесничества, зарегистрирован в государственном кадастре недвижимости на праве собственности Российской Федерации и поставлен на государственный кадастровый учет в результате выполненных Омским филиалом ФГУП "Рослесинфорг" землеустроительных работ по государственному контракту от 19.02.2013 N Р-1К-13/1, заключенному в пользу Федерального агентства лесного хозяйства.
В соответствии с материалами лесоустройства (2009 год) спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, местоположение которого: лесотаксационные выделы (их части) 7, 9, 12 лесного квартала 17 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества Омской области.
Лесной участок образован из лесного участка с кадастровым номером 55:20:000000:2131, который зарегистрирован в государственном кадастре недвижимости и принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55АА N 956863 от 07.06.2013.
Указанное обусловлено требованиями статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой лесные участка в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом Российской Федерации и лесным законодательством (часть 6 статья 101 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Согласно пункту 1 статей 2, 3 Федерального закона от 22.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков из состава земель одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В силу пункта 2 части 4 статьи 3 указанного Федерального закона в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 22.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В данном случае перевод земельного участка с кадастровым номером 55:20:000000:4773 из категории земли лесного фонда не производился, что означает, что спорный земельный участок входит в состав земель лесного фонда и находится в собственности РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции обосновано отказано в удовлетворении требования об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 55:20:000000:4773 и признании права муниципального образования города Омска на приобретение в собственность земельного участка площадью 12 000 кв.м. под нежилым строением (котельной), расположенным по адресу: Омская область, Омский район, с.Красноярка, ул.К.Маркса, д.100, в границах, установленных межевым планом от 12.03.2015, изготовленным МП г.Омска "Омскархитектура".
При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что нормами Лесного кодекса РФ предусмотрен механизм использования собственниками зданий, расположенных на землях, отнесенных к лесному фонду. В частности, статьей 74 Лесного кодекса РФ устанавливается, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 данной статьи 74 ЛК РФ. Пунктом 4 части 3 вышеуказанной статьи ЛК РФ предусмотрено, что договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов в случаях нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Поскольку доводы жалобы ответчика признаны судом несостоятельными, иные основания для отмены обжалуемого судебного акта не установлены, решение Арбитражного суда Омской области от 01.04.2016 по делу N А46-15107/2015 подлежит оставлению без изменения. Апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставлена без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 01 апреля 2016 года по делу N А46-15107/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15107/2015
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Главное Управление лесного хозяйства Омской области, Муниципальное предприятие г. Омска "Муниципальная недвижимость", МУП г. Омска "Муниципальная недвижимость", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра"