Целью Директивы является введение рамочных положений Сообщества, которые обеспечат использование биотоплива в целях уменьшения выбросов парниковых газов, уменьшения воздействия транспорта на окружающую среду, а равно повышения надежности поставок.
Директива 2003/30/ЕС требует от государств-членов ввести законодательство и предпринять необходимые меры, чтобы гарантировать, начиная с 2005 года, учет биотоплива (жидкого или газообразного топлива, используемого для транспорта и произведенного из биомассы, то есть из биодеградирующих отходов и отходов от, например, сельского хозяйства и лесоводства), в минимальной пропорции топлива, проданного на их территории.
В контексте устойчивого развития в Европе и Зеленого документа "В направлении Европейской стратегии надежности энергоснабжения", Комиссия предлагает специальный план действий, нацеленный на повышение доли биотоплива более чем на 20% в потреблении бензина и дизельного топлива в Европе к 2020 году.
Согласно прогнозам, изложенным в Зеленом документе, транспортный сектор будет возрастать приблизительно на 2% в год в течение будущего десятилетия. Если не будут предприняты меры по сбережению энергии, потребление дизельного топлива и бензина для нужд транспорта вероятно будет приблизительно равно 304 Mтмэ (миллион тонн масляного эквивалента) в 2010 году в Европейском Союзе в целом. Кроме того, повышение использования биотоплива для нужд транспорта формирует часть пакета мер, необходимых для выполнения обязательств в рамках Киотского протокола.
Окончательной целью таких мер является уменьшение зависимости в использовании топлива на нефтяной основе, которая является важнейшей причиной обеспокоенности Европейского Союза (EС) с точки зрения окружающей среды и безопасности поставок.
Директива 2003/30/ЕС устанавливает минимальный процент биотоплива в целях замены использования дизельного топлива или бензина для нужд транспорта в каждом государстве-члене. Она касается уменьшения конвенциональных выбросов CO2 (углекислый газ), CO (угарный газ), NOx (оксиды азота), VOC (летучие органические соединения) и других частиц, которые токсичны для здоровья и окружающей среды.
Различными видами биотоплива являются:
- биоэтанол, произведенный путем брожения растительного материала, богатого сахаром/крахмалом;
- биодизель: топливо, имеющее качество дизельного топлива, производимое из биомассы или из использованных пищевых масел, и используемое, как биотопливо;
- "ETBE": соединенный с эфиром биоэтанол;
- биогаз: газообразное топливо, производимое путем ферментации органического материала бактериальными популяциями в условиях отсутствия кислорода;
- биометанол: метанол, произведенный из биомассы;
- бионефть: пиролиз нефтяного топлива (молекулярная декомпозиция биомассы путем тепловой обработки и в условиях отсутствия воздуха).
Биотопливо может быть сделано доступным в качестве:
- чистого биотоплива,
- смешенного биотоплива,
- жидкости производной от биотоплива.
Государства-члены должны гарантировать, что минимальная доля биотоплива, проданная на их рынках, составит по крайней мере 2% к 31 декабря 2005 г., и 5.75% к декабрю 2010 г. Любое государство-член, установившее более низкие критерии, должно оправдать это на основе объективных факторов.
Государства-члены должны указать до июля 2004 года те критерии и цели, которые они устанавливают к декабрю 2005 года.
Ежегодно до 1 июля, государства-члены должны направлять в Комиссию доклад относительно:
- мер, предпринятых для обеспечения использования биотоплива и другого возобновляемого топлива;
- национальных ресурсов, выделяемых на производство биомассы для энергетических целей помимо транспорта;
- общего количества топлива для нужд транспорта, проданного в течение года.
Комиссия направит Европейскому парламенту и Совету до 31 декабря 2006 года доклад о прогрессе, достигнутом в использовании биотоплива в государствах-членах, а затем решит, какие новые законодательные предложения будут необходимы.
Данный доклад сфокусирует внимание на доходности предпринятых мер, экономических аспектах и воздействии на окружающую среду, цикле жизни топлива, устойчивости соединений, используемых для создания биотоплива, оценке использования биотоплива и другого возобновляемого топлива, а также возможности проведения других мер.
В то же время, Директива 2003/30/ЕС обеспечивает стимул для сельской экономики путем создания новых источников дохода и занятости. Во многих случаях в пищевой и лесной промышленности биотопливо могло бы стать устойчивым продуктом переработки проблематичных отходов производства.
к.ю.н. Калиниченко П.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.