Публикуемое решение является учредительным актом нового органа Европейского Союза, назначение которого - оказывать помощь усилиям государств-членов по расследованию наиболее опасных преступлений и координировать их практические действия в этой области (главным образом, на этапе предварительного следствия).
В задачи Евроюст (Eurojust), в частности, входит обращение к компетентным органам государств-членов Союза с запросами о возбуждении уголовных дел и привлечении к ответственности по фактам конкретных преступлений, запросами о создании объединенных следственных бригад и т.д.
Евроюст призван также оказывать информационную поддержку осуществляемым расследованиям и мерам уголовного преследования. Он может запрашивать, получать, хранить, обрабатывать и передавать компетентным службам данные, имеющие значение для раскрытия преступлений, в том числе данные личного характера об обвиняемых, потерпевших и свидетелях.
С целью обеспечить в работе Евроюст высокую компетентность и надлежащий профессионализм состав этого органа комплектуется из должностных лиц правоохранительных учреждений всех 15 стран Европейского Союза (по одному от каждой страны). В тексте решения указанные лица обозначены термином "национальные члены".
Поскольку следственные функции в разных странах Европейского Союза возложены на представителей различных ведомств и даже ветвей власти, в том числе судебной (например, "следственные судьи" и "следственные камеры" апелляционных судов во Франции), в качестве национальных членов Евроюст государствам разрешается по своему усмотрению назначать прокуроров, судей или офицеров полиции.
В зависимости от характера преступной деятельности и масштабов проводимых расследований Евроюст может осуществлять свои задачи двумя способами: как через отдельных национальных членов, так и в лице "коллегии" (15 национальных членов, вместе взятые). В деятельности этого органа Европейского Союза, таким образом, сочетаются индивидуальное и коллективное начала.
Для нашей страны особый интерес представляют нормы документа, посвященные сотрудничеству Евроюст с "третьими государствами" (т.е. с государствами, не входящими в Союз), и их правоохранительными учреждениями. Правовой основой этого сотрудничества могут служить международные договоры ("соглашения о сотрудничестве"), которые Евроюст уполномочен подписывать с зарубежными партнерами.
Не исключено, что подобное соглашение рано или поздно будет подписано Евроюст и с Российской Федерацией (или с соответствующими ведомствами нашей страны). Ввиду продолжающегося роста международной преступности актуальность такого шага не вызывает сомнений.
Перевод и предисловие - к.ю.н. Четвериков А.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.