г. Самара |
|
30 июня 2016 г. |
А55-4477/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Управления МВД России по городу Самаре в лице Отдела дорожной инспекции безопасности дорожного движения - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "РА ЦВЕТ" - представителя Денисовой М.Ю. (доверенность от 01.02.2016),
от Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления МВД России по городу Самаре в лице Отдела дорожной инспекции безопасности дорожного движения
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 апреля 2016 года по делу N А55-4477/2016 (судья Матюхина Т.М.),
по заявлению Управления МВД России по городу Самаре в лице Отдела дорожной инспекции безопасности дорожного движения, Самарская область, г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "РА ЦВЕТ", Самарская область, г. Самара,
при участии третьего лица: Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара, Самарская область, г. Самара,
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
УМВД России по городу Самаре в лице ОГИБДД (далее - заявитель, административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "РА ЦВЕТ" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица судом первой инстанции привлечен Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 апреля 2016 года в удовлетворении заявленных требований Управления было отказано.
В апелляционной жалобе административный орган просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 27 апреля 2016 года по делу N А55-4477/2016, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований Управления о привлечении ООО "РА Цвет" к административной ответственности в порядке ст. 14.37 КоАП РФ. В жалобе административный орган указывает, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения подтверждается материалами дела, также указывает, что общество владело информацией о том, что место под рекламную конструкцию уже было размещено с нарушением требований ГОСТ Р52044-2003 г. Также административный орган в жалобе указывает, что суд первой инстанции не учел, что рекламная конструкция в настоящее время размещена в нарушение п.6.1 ГОСТ Р52044-2003 в соответствии с которой средства наружной рекламы не должны быть размещены в границах коридора безопасности.
В материалы дела поступили отзывы общества и третьего лица на апелляционную жалобу Управления, в которых указанные лица просят апелляционный суд решение Арбитражного суда Самарской области от 27 апреля 2016 года по делу N А55-4477/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель административного органа не явился, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Представитель общества в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил суд апелляционной инстанции оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 27 апреля 2016 года по делу N А55-4477/2016 без изменения.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания суда апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей административного органа и третьего лица, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, управлением в ходе повседневного надзора за состоянием улично-дорожной сети 02.02.2016 выявлен факт установки и эксплуатации обществом рекламной конструкции по адресу: г. Самара, ул. Дыбенко, д. 89, с нарушением положений п.6.1, 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений": расстояние от пешеходного перехода составляет 20 метра, при установленном минимуме - 50 метров, расстояние от дорожных знаков - 23 метра, при установленном минимуме - 60 метров.
По признакам правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.37 КоАП РФ, управлением 26.02.2016 в отношении общества составлен протокол 63 АА N 366199 об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом.
Указанный протокол послужил основанием для обращения в суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 14.37 КоАП РФ установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.37 КоАП РФ, составляет как установка, так и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технических регламентов.
Объектом правонарушения, предусмотренного указанной статьей КоАП РФ, является установленный Федеральным законом N 38-ФЗ порядок установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции.
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации регулируются Закон о рекламе (пункт 1 статьи 2 названного Закона).
Как следует из пункта 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В силу положения пункта 5 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Пунктом 9 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу части 4 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Пунктом 5 части 3 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст (далее - ГОСТ Р 52044-2003).
В силу статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) технический регламент - это документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно пункту 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан.
Порядок применения Закона N 184-ФЗ содержит переходные положения, в соответствии с которыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов (статья 46 Закона N 184-ФЗ).
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации", которое зарегистрировано в Минюсте России от 13.02.2004 N 5546, предусмотрено, что со дня вступления в силу Закона N 184-ФЗ следует признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.
С учетом вышеприведенных норм, в сфере размещения рекламных конструкций, в том числе на автомобильных дорогах, подлежит применению ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст (далее - ГОСТ Р 52044-2003), устанавливающий правила размещения рекламных конструкций, которые направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, поэтому соответствуют целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, являющихся обязательными для соблюдения.
Согласно разделу 1 данного ГОСТ он устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6).
Пунктом 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 (в редакции от 24.03.2009, действующей на момент проверки) предусмотрено, что средства наружной рекламы, в том числе не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах.
Согласно пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны быть размещены, в частности сбоку от автомобильной дороги или улицы от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах.
Пунктом 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 предусмотрено, что расстояния от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее, указанного в таблице N 1.
Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения возложены на полицию (подпункт 19 пункта 1 статьи 12 Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции").
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право требовать от организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения; при осуществлении государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения проводить проверки деятельности организаций, выдавать их должностным лицам предписания об устранении выявленных нарушений требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании дорог.
В силу пунктов 1 и 2 "Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" госавтоинспекция осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения и является органом, уполномоченным на обеспечение соблюдения юридическими лицами законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; на проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства возложено на Госавтоинспекцию (пункт 1, 2 указанного Положения N 711).
Таким образом, оценка влияния наружной рекламы на безопасность дорожного движения относится к компетенции органов ГИБДД МВД РФ, обеспечивающих реализацию государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ, устанавливает, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено, в то время как нарушение требований приведенных выше норм при установке и (или) эксплуатации рекламной конструкции образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.37 КоАП РФ.
Приказом Росстандарта от 29.02.2016 N 84-ст "Об утверждении изменения к национальному стандарту" в пункт 6.1, 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 внесены изменения, вступившие в силу с 1 марта 2016 года:
1) пункт 6.1 изложен в новой редакции:
"6.1 Средства наружной рекламы не должны быть размещены в границах коридора безопасности, а также:
- на одной опоре с дорожными знаками и светофорами;
- на железнодорожных переездах, в туннелях и под путепроводами; над въездами в туннели и выездами из туннелей;
* над проезжей частью;
* на дорожных ограждениях и направляющих устройствах";
* 2) пункт 6.6 исключен.
Частью 3 статьи 1.7 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Судом первой инстанции указано, что поскольку на момент рассмотрения дела ГОСТ Р 52044-2003 не содержит тех ограничений, которые действовали на момент совершения правонарушения, то изменения, внесенные в п.п. 6.1 и 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 Приказом Росстандарта от 29.02.2016 N 84-ст, имеют обратную силу поскольку улучшают положение лица, совершившего административное правонарушение.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявления административного органа было обоснованно отказано судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы Управления подлежат отклонению.
С учетом установленных обстоятельств и приведенных выше ссылок на ст.1.7 КоАП РФ не имеют правового значения доводы жалобы Управления о том, что общество владело информацией о том, что рекламная конструкция была размещена с нарушением требований ГОСТ Р52044-2003.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельными и документально не обоснованными ссылки подателя апелляционной жалобы на то, что суд первой инстанции не учел, что рекламная конструкция в настоящее время размещена в нарушение п.6.1 ГОСТ Р52044-2003 в соответствии с которой средства наружной рекламы не должны быть размещены в границах коридора безопасности.
Действительно действующая с 01.03.2016 года редакция п.6.1 ГОСТ Р52044-2003 предусматривает, что средства наружной рекламы не должны быть размещены в границах коридора безопасности.
Вместе с тем, Приложение Г (обязательное) к Изменению N 3 к ГОСТ Р52044-2003, утвержденному Приказом Росстандарта от 29.02.2016 N 84-ст "Об утверждении изменения к национальному стандарту" предусматривает порядок определения границ коридора безопасности.
Административный орган, на котором в силу положений ст.65, 205 АПК РФ лежит обязанность доказывая обстоятельств, на которые он ссылается, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, при рассмотрении настоящего дела доказательств, подтверждающих приводимые в жалобе доводы, не представил.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 апреля 2016 года по делу N А55-4477/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4477/2016
Истец: Отдел дорожной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по городу Самаре
Ответчик: ООО "РА ЦВЕТ" в лице директора Усенкова Никиты Сергеевича
Третье лицо: Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г. о. Самара