г. Чита |
|
30 июня 2016 г. |
дело N А10-6518/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июня 2016 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 января 2016 года по делу N А10-6518/2015
по заявлению публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) к муниципальному казенному
учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514) о признании незаконным и отмене предписания от 31 августа 2015 года N 359-ПР,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис "Саяны" (ОГРН 1050302660968, ИНН 0323121838) и Гудков Александр Павлович,
(суд первой инстанции: судья Ботоева В.И.),
при участии в судебном заседании:
от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" - Брюхова А.Ф. - представителя по доверенности от 11.01.2016,
от муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" - не явился, извещен,
от третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис "Саяны" - не явился, извещен,
от третьего лица: Гудкова Александра Павловича - не явился, извещен,
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (далее - заявитель, ПАО "ТГК-14" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (далее - МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ", Управление или муниципальное учреждение) с заявлением о признании незаконным предписания от 31 августа 2015 года N 359-ПР.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 07.12.2015 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальный сервис "Саяны" и гражданин Гудков Александр Павлович.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 января 2016 года заявление ПАО "ТГК-14" удовлетворено частично. Признано недействительным предписание Управления от 31 августа 2015 года N 359-ПР в части обязания оснащения квартир 22, 62, 69 дома N 14 по ул. Боевой г. Улан- Удэ индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения и постановке их на коммерческий учет.
На Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В остальной части заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ПАО "ТГК-14" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как принятого при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильном применении норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление и третьи лица отзывы апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Управление и третьи лица явку своих представителей не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 22 июня 2016 года был объявлен перерыв до 09 часов 15 минут 24 июня 2016 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по жалобе гр. Гудкова А.П., проживающего в г. Улан-Удэ, ул. Боевая, 14, кв. 2, о нарушениях законодательства при начислениях платы за общедомовые нужды (далее - ОНД) горячего водоснабжения Управлением проведена проверка. Проверкой установлено, что в расчетах по начислению платы за ОДН горячей воды не использован объем потребленной горячей воды, оснащенных индивидуальными приборами учета и, в квартирах, где отсутствуют приборы учета. Из представленных расчетов установлено, что ОДН в мае текущего года осуществлен по показаниям общедомового прибора учета горячего водоснабжения, и в июне по нормативам. При этом заявителю (Гудкову) в мае 2015 года начислено 460,34 руб., что превышает расчет по нормативу на 456,28 рублей (норматив - 4,06 руб.).
Плату за коммунальные услуги (горячее водоснабжение) по лицевым счетам жители домов оплачивают в ПАО "ТГК-14". ПАО "ТГК-14" предъявляет плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды собственникам помещений многоквартирного дома 14 по ул. Боевая. В соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, положительный объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади, в случае если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. Вместе с тем, установленный в мае 2015 года положительный объем распределения на общедомовые нужды 262,537 м3 возникает по причинам безучтенного индивидуального потребления по соответствующим приборам учета. В нарушение пункта 9 и пункта 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" квартиры NN 5, 6, 8, 9, 11, 22, 25, 27, 34, 35, 42, 44, 47, 51, 53, 55, 58, 59, 62, 66, 67, 69, 80 не оснащены индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения.
О чем составлен акт проверки N 359-А от 31.08.2015 и вынесено предписание N 359-ПР от 31.08.2015 об оснащении в доме N14 по ул. Боевая в г. Улан-Удэ квартир 5, 6, 8, 9, 11, 22, 25, 27, 34, 35, 42, 44, 47, 51, 53, 55, 58, 59, 62, 66, 67, 69, 80 индивидуальными приборами учета горячего водоснабжения, постановки их на коммерческий учет до 01.11.2015.
Заявитель, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит вывод суда первой инстанции о законности обжалуемого предписания ошибочными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела, что основанием для проведения проверки Управлением общества послужило обращение гражданина, проживающего в г. Улан-Удэ, ул. Боевая, 14, кв. 2, о нарушениях законодательства при начислениях платы за общедомовые нужды горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1. статьи 20)
Отношения, связанные с осуществлением муниципального жилищного контроля на территории Республики Бурятия регулирует Закон Республики Бурятия "О муниципальном жилищном контроле и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия" от 14.11.2012 N 3013-IV, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, и определяет порядок взаимодействия уполномоченных органов муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, при организации и осуществлении муниципального жилищного контроля на территории Республики Бурятия.
В соответствии со статьей 4 указанного закона муниципальный жилищный контроль в части соблюдения установленных в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации обязательных требований осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30 апреля 2013 года N 693-57 утверждено Положение о муниципальном казенном учреждении "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ".
Пунктом 1.1. данного положения установлено, что муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ, уполномоченным на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Республики Бурятия в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
Задачами деятельности Управления являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами в области жилищных отношений (пункт 2.2.).
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
- планирует, организует и осуществляет проверки обеспечения соблюдения физическими лицами, юридическими лицами (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), индивидуальными предпринимателями требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда в городском округе "Город Улан-Удэ";
- обобщает, анализирует информацию по данным инспекционных обследований, ведет базу данных по состоянию всех подконтрольных объектов;
- проводит мониторинг многоквартирных домов, в которых собственники в соответствии со ст. 161.1 Жилищного кодекса РФ не выполнили обязанность самостоятельного избрания совета многоквартирного жилого дома (пункт 3.1.).
Порядок организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского округа "Город Улан-Удэ" утвержден постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 06 июня 2013 года N 229.
Согласно пункту 1.2. Положения о данном Порядке органом, уполномоченным на осуществление муниципального жилищного контроля, является муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (далее - орган муниципального жилищного контроля).
Основной целью муниципального жилищного контроля является сохранение муниципального жилищного фонда в состоянии, пригодном для проживания (пункт 1.2.).
Задачей муниципального жилищного контроля является обеспечение соблюдения физическими лицами, юридическими лицами (их филиалами, представительствами, обособленными структурными подразделениями), индивидуальными предпринимателями требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям, их использованию и содержанию, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений (2.2.).
В целях реализации основных задач муниципальный жилищный контроль выполняет следующие функции:
Проверки соблюдения требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда.
Выявление нарушений и принятие мер по устранению нарушений требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда (2.3.).
Вместе с тем, материалы настоящего дела, в том числе приказ Управления от 16.07.2015 N 359-П "О поведении внеплановой документарной проверки", акт проверки от 31.08.2015 N 359-А и оспариваемое предписание от 31.08.2015 N 359-ПР, не содержат и муниципальным учреждением суду не представлены сведения о том, что Управлением, как органом муниципального жилищного контроля, при проведении проверки осуществлялся муниципальный контроль за соблюдением обществом требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда города Улан-Удэ федеральными законами и законами Республики Бурятия в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами Администрации города Улан-Удэ на территории городского округа "Город Улан-Удэ", в целях соблюдения обществом требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда, выявления нарушений и принятия мер по устранению нарушений требований к использованию и сохранности муниципального жилищного фонда.
Напротив, из содержания акта проверки от 31.08.2015 N 359-А и оспариваемого предписания от 31.08.2015 N 359-ПР следует, что Управлением в отношении общества в нарушение вышеприведенных норм жилищного законодательства осуществлен государственный жилищный надзор по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений, установленных в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, предусмотренный частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в материалах дела отсутствует заявление гражданина, проживающего в г. Улан-Удэ, ул. Боевая, 14, кв. 2, явившееся основанием для проведения проверки в отношении общества.
В силу указанного с учетом приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Бурятия "О муниципальном жилищном контроле и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия" от 14.11.2012 N 3013-IV, Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ", утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30 апреля 2013 года N 693-57, и Порядка организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории городского округа "Город Улан-Удэ", утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 06 июня 2013 года N 229, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Управлением проведена проверка в отношении ПАО "ТГК-14" в отсутствие на то оснований и соответствующих полномочий.
При таких обстоятельствах является ошибочным вывод суда первой инстанции, что оспариваемое предписание вынесено органом муниципального жилищного контроля в пределах его полномочий.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных товариществом требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 29 января 2016 года по делу N А10-6518/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Предписание муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" от 31 августа 2015 года N 359-ПР признать недействительным, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.
Муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514), находящемуся по адресу: 670042, г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 16, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889).
Взыскать с муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции г. Улан-Удэ" (ОГРН 1130327008459, ИНН 0323368514), находящемуся по адресу: 670042, г. Улан-Удэ, ул. Мокрова, 16, в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Возвратить публичному акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889) государственную пошлину, излишне уплаченную в размере 1000 рублей по платежному поручению N 19831 от 07 октября 2015 года при подаче заявления, и в размере 500 рублей - по платежному поручению N 1 от 30 апреля 2013 года при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-6518/2015
Истец: ПАО Территориальная генерирующая компания N 14
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение Управление муниципальной жилищной инспекции г. и Улан-Удэ
Третье лицо: Гудков Александр Павлович, ООО Жилищно-коммунальный сервис Саяны