г. Чита |
|
29 июня 2016 г. |
Дело N А19-20180/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2016 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Туголуковым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества Производственная компания "ДИТЭКО" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2016 года по делу N А19-20180/2015 по заявлению закрытого акционерного общества Производственная компания "ДИТЭКО" (ОГРН 1023801541763, ИНН 3811065597) к судебному приставу-исполнителю Ангарского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (ОГРН 1043801066781, ИНН 3811085917) Верхотуровой Екатерине Александровне о признании незаконным постановления,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (ОГРН 1043801066781, ИНН 3811085917), общества с ограниченной ответственностью "Петролеум Трейдинг" (ОГРН 1137746138441, ИНН 7736655834),
(суд первой инстанции: судья Шульга Н.О.)
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
закрытое акционерное общество Производственная компания "ДИТЭКО" (далее - заявитель, общество или ЗАО "ДИТЭКО") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к судебному приставу-исполнителю Ангарского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее - районный отдел) Верхотуровой Екатерине Александровне (далее - судебный пристав-исполнитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 26.11.2015 б/н о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств, принадлежащих ЗАО "ДИТЭКО".
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 11.12.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (далее - Управление) и общество с ограниченной ответственностью "Петролеум Трейдинг" (далее - ООО "Петролеум Трейдинг").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого постановления.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО "ДИТЭКО" обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как необоснованного и необоснованного.
По мнению заявителя, наложение запрета на совершение регистрационных действий в отношении всех 96 единиц транспортных средств нарушает законные права и интересы общества по свободному и беспрепятственному владению, пользованию и распоряжению, принадлежащим ему имуществом.
Из апелляционной жалобы следует, что наложенный запрет на 96 единиц транспортных средств, общая стоимость которых в 24 раза превышает размер взыскиваемой в пользы ООО "Петролеум Трейдинг" задолженности очевидно несоразмерен имеющейся задолженности перед последним.
Лица, участвующие в деле письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также размещенным отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" информации о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10.11.2015 на исполнение в районный отдел поступил исполнительный документ - исполнительный лист серии ФС N 006761574 от 02.11.2015 выданный Арбитражным судом Омской области о взыскании с ЗАО "ДИТЭКО" суммы долга в размере 3 496 396, 06 рублей в пользу ООО "Петролеум Трейдинг", на основании данного исполнительного документа 10.11.2015 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 180663/15/38002- ИП.
В рамках названного исполнительного производства судебным приставом- исполнителем были предприняты предусмотренные Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) меры к исполнению требований решения Арбитражного суда Омской области, в том числе, направлены запросы в различные учреждения о наличии у должника (ЗАО "ДИТЭКО") денежных средств, движимого и недвижимого имущества.
ЗАО Производственная компания "ДИТЭКО" является собственником автотранспортных средств, о чем свидетельствует информация ГИБДД по Иркутской области.
26.11.2015 судебным приставом-исполнителем районного отдела было вынесено постановление о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств, принадлежащих ЗАО "ДИТЭКО".
Постановлением от 26.11.2015 судебным приставом-исполнителем объявлен запрет на совершение регистрационных действий, прохождение технического осмотра и действий по исключению из госреестра в отношении 96 единиц транспортных средств, зарегистрированных на ЗАО "ДИТЭКО".
Не согласившись с названным постановлением судебного пристава-исполнителя, ЗАО "ДИТЭКО" обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы арбитражного суда первой инстанции, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
По сути, аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 14044/10.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требование должника удовлетворению не подлежит.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2010 года N 30/64 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" указано, что право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта, гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Вступившие в законную силу акты арбитражных судов в силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
В силу статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными, подлежат безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации и поэтому не требуют подтверждения иными органами.
В пункте 3.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2005 года N 8-П указано, что взыскателю должна быть гарантирована действительная возможность получить то, что ему причитается по судебному решению, в разумный срок, а также эффективный, а не формальный судебный контроль за исполнением судебного решения.
Статьей 318 АПК РФ предусмотрено, что судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (часть 1).
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 2).
Судебный пристав согласно части 1 статьи 12, статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) в процессе принудительного исполнения судебных актов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Часть 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве предусматривает, что в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав- исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
- в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение (пункт 7);
- совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17).
Мерами принудительного исполнения в силу части 1, 2 статьи 68 Закона об исполнительном производстве являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Пункт 11 части 3 статьи 68 Закона об исполнительном производстве относит к мерам принудительного исполнения иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Из материалов дела следует, что судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о наложении запрета на осуществление регистрационных действий с транспортными средствами должника.
Судебный пристав-исполнитель в соответствии со статьей 80 Закона об исполнительном производстве в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника.
Согласно пунктам 42, 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" Перечень исполнительных действий, приведенный в части 1 статьи 64 Закона об исполнительном производстве, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (пункт 17 части 1 названной статьи), если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства (статьи 2 и 4 Закона об исполнительном производстве), не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий).
Запрет на распоряжение имуществом налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определенного имущества, но при этом обнаружить и/или произвести опись такого имущества по тем или иным причинам затруднительно.
Как правильно отметил суд первой инстанции, арест в качестве обеспечительной меры либо запрет на распоряжение могут быть установлены на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее должнику-гражданину.
В оспариваемом постановлении мера принудительного исполнения в виде наложении запрета на совершение регистрационных действий, прохождении технического осмотра и действий по исключению из госреестра в отношении транспортных средств, не относится к процедуре обращения взыскания на имущество, которая в силу части 1 статьи 69 Закона об исполнительном производстве включает изъятие имущества и (или) его принудительную реализацию либо передачу взыскателю. Данная мера направлена на обеспечение исполнения исполнительного документа.
Суд первой инстанции верно отметил, что судебный пристав-исполнитель не предпринял таких действий как наложение ареста на имущества, изъятие имущества, передача арестованного и изъятого имущества на хранение, а была принята только такая обеспечительная меры, как запрет на совершение регистрационных действий, прохождение технического осмотра и действий по исключению из госреестра в отношении транспортных средств.
Вместе с тем, 18.12.2015 заместителем начальника отдела было вынесено постановление об отмене мер по прохождению технического осмотра автотранспортных средств принадлежащих ЗАО "ДИТЭКО", в связи с тем, что наложение запрета на прохождение технического осмотра автомобилей нарушает права и интересы общества, так как препятствует ему эксплуатировать автомобили с соблюдением действующего законодательства.
Материалами дела подтверждено, что в настоящее время исполнительное производство N 180663/15/38002-ИП окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, о чем судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 12.01.2016.
Таким образом, предпринятые судебным-приставом исполнителем действия привели к исполнению должником требований исполнительного документа.
24.12.2015 судебным приставом-исполнителем районного отдела вынесено постановление об отмене мер о запрете регистрационных действий, действий по исключению из государственного реестра.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов ЗАО "ДИТЭКО" оспариваемым постановлением судебного пристава-исполнителя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объёме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 января 2016 года по делу N А19-20180/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20180/2015
Истец: ЗАО Производственная компания "ДИТЭКО"
Ответчик: Судебный пристав-исполнитель Ангарского районного отдела судебных приставов УФССП России по иркутской области Верхотурова Е. А.
Третье лицо: Главное управление федеральной службы судебных приставов по ИО, ООО "Петролиум трейдинг"