г. Саратов |
|
29 июня 2016 г. |
Дело N А06-9605/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Волковой Т. В.,
судей Антоновой О.И., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самойловой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 марта 2016 года по делу N А06-9605/2015, (судья Чижова С.Ю.),
по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Астраханской области "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N 1" (ИНН 3015041260, г. Астрахань),
Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области (ИНН 3015086479, г. Астрахань)
к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 30" (ИНН 3015041421, г. Астрахань)
муниципальному образованию "Город Астрахань" в лице Управления муниципального имущества (ИНН 3015090933, г. Астрахань),
третье лицо:
Администрации муниципального образования "Город Астрахань",
о признании права собственности,
при участии в судебном заседании:
от Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области представитель Башмаков Никита Михайлович по доверенности N М-1-0002/8 от 11.01.2016 года, выданной сроком до 31.12.2016 года,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Астраханской области "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N 1" (далее ГБУДО АО "СДЮСШОР N 1) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском, уточненным в порядке норм статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 30" (далее МБОУ г. Астрахани "СОШ N 30") о признании права собственности Астраханской области на 23/148 доли помещения по адресу: г. Астрахань, ул. Советской милиции, 5, состоящие из указанных в иске помещений.
В процессе рассмотрения спора к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация муниципального образования "Город Астрахань", Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области.
Муниципальное образование "Город Астрахань" в лице Управления муниципального имущества привлечено в качестве второго ответчика.
В качестве соистца вступило Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области (далее Агентство) с исковыми требованиями о признании права собственности Астраханской области на 23/148 доли помещения по адресу: г. Астрахань, ул. Советской Милиции, 5, состоящие из поименованных в иске помещений.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 24 марта 2016 года в иске отказано.
Агентство, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель Агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области поддержал свои правовые позиции, дал пояснения.
Представители иных лиц в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно отчету о публикации информации о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Постановлением Администрации города Астрахани N 53 от 12.01.1992 об учреждении и государственной регистрации детско-юношеской спортивной школы N 1 отдела образования администрации г. Астрахани, действуя в соответствии с Законом о местном самоуправлении и Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 постановлено учредить со статусом юридического лица Детско-юношескую спортивную школу N 1 отдела образования администрации города по адресу: г. Астрахань, ул. Сов. Милиции, 5.
Приказом Управления образования Администрации города Астрахани N 184 от 07.07.1997 Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N 1 переименовано в Муниципальное учреждение дополнительного образования "Специализированная школа олимпийского резерва N 1".
Решением Городской Думы Муниципального образования "Город Астрахань" N 88 от 19.07.2007 Муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерваN 1" передано в государственную собственность Астраханской области.
В соответствии с Распоряжением Правительства Астраханской области N 5-Пр от 16.01.2008 муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N 1" безвозмездно передано в государственную собственность Астраханской области.
Распоряжением N 150-р от 23.12.2015 Министерства физической культуры и спорта Астраханской области переименовано муниципальное учреждение дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N 1" в государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Спортивная школа олимпийского резерва N 1".
Согласно выписке N 42984 из реестра муниципального имущества муниципального образования "Город Астрахань" нежилое здание литер АА1А2 общей площадью 3 835, 7 кв.м. по адресу: г. Астрахань. ул. Советской Милиции, 5, является муниципальной собственностью в соответствии с Решением Астраханского городского Совета народных депутатов от 11.02.1992 N 102 "Об утверждении перечня объектов народного образования, культуры, здравоохранения, спорта и коммунального хозяйства, передаваемых в муниципальную собственность Города Астрахани, решения малого Совета Астраханского областного Совета народных депутатов от 11.08.1993 N 150 "О передаче объектов в муниципальную собственность города Астрахани".
24 мая 2012 г. МБОУ г. Астрахани "СОШ N 30" выдано свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления на здание МОУ "Общеобразовательная школа N 30" площадью 3 835,7 кв.м., по адресу г. Астрахань, ул. Советской Милиции, N 5, Литер АА1А2. Основанием государственной регистрации права оперативного управления указано Распоряжение N 518-р от 14.07.2009 г.
ГБУДО АО "СДЮСШОР N 1", полагая, что с 1951 года владеет спорными помещениями и в силу приобретательской давности в связи с его передачей в государственную собственность Астраханской области является собственником данных помещений, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является (пункт 3 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 15 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
В пункте 16 названного постановления также указано, что по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Исходя из вышеназванных норм Закона и разъяснений постановления от 29.04.2010 N 10/22, лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, должно доказать наличие одновременно следующих обстоятельств: фактическое владение недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет; владение имуществом как своим собственным не по договору; добросовестность, открытость и непрерывность владения.
Исследовав фактические обстоятельства настоящего спора, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности ГБУДО АО "СДЮСШОР N 1" факта добросовестного владения спорным имуществом для целей применения положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
В силу положений пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", действовавшего до издания постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 23, субъектами права федеральной, государственной и муниципальной собственности являются Российская Федерация, соответствующие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования на переданное в их собственность имущество в порядке, установленном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность" (далее Постановление N3020-1).
Документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
До момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп.
При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями 1, 2 и 3 к Постановлению N 3020-1.
Так согласно п. 2 Постановления N 30201 объекты государственной собственности, указанные в приложении N3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Абзацем 4 п. 2 приложения N 3 к Постановлению N 3020-1 предусмотрено, что учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта относятся к объектам муниципальной собственности.
Согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, в связи с чем могут рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли данное право в установленном законом порядке.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спорный объект недвижимости в силу прямого указания закона является объектом муниципальной собственности и правомерно включен в реестр муниципальной собственности.
Как следует из материалов дела, спорные нежилые помещения располагаются на первом и втором этажах здания. Вход в помещения осуществляется с внутренней стороны двора здания, который является запасным выходом и доступ к данным помещениям имеют и МБОУ г. Астрахани "СОШ N 30", и ГБУДО АО "СДЮСШОР N 1".
Комитетом по управлению имуществом г. Астрахани и Муниципальным учреждением дополнительного образования "Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва N 1" заключен договор N 124 от 11.11.1998 о закреплении имущества на праве оперативного управления.
В соответствии с п. 1.1 договора предметом договора является передача комитетом и закрепление за учреждением на праве оперативного управления муниципального имущества, в отношении которого комитет осуществляет полномочия собственника, а также регулирование взаимоотношений сторон по поводу владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
В силу п. 1.2 договора комитет передает и закрепляет за учреждением права оперативного управления муниципальное имущество, общая стоимость которого по состоянию на 1 июля 1998 года составляет 597 060 рублей. Перечень и стоимость имущества приведены в приложении N 1 и в балансе на 01.07.98 - приложение N 2 к договору.
Вместе с тем в данном перечне отсутствует информация о передаче учреждению спорных помещений.
Между тем, как следует из материалов дела, данные помещения закреплены на праве оперативного управления именно за МБОУ г. Астрахани "СОШ N 30". В связи с чем письмом N 133 от 21.10.2010 МБОУ г. Астрахани "СОШ N 30" сообщила ГБУДО АО "СДЮСШОР N 1" об освобождении помещений, занимаемых спортивной школой в срок до конца 2010 года.
Письмом от 03.08.2015 ГБУДО АО "СДЮСШОР N 1" обратилось с просьбой к МБОУ г. Астрахани "СОШ N 30" о возможности оформления договора аренды спортивного зала и вспомогательных помещений площадью 676,8 кв.м. в здании по адресу г. Астрахань, ул. Советской Милиции, N 5.
Распоряжением N 1298-р от 25.12.2015 Администрации муниципального образования "Город Астрахань" установлено: согласовать МБОУ г. Астрахани "СОШ N 30" в установленном порядке передачу в аренду закрепленного за ним праве оперативного управления муниципального имущества: комнат ""1,2,3,4,5,6,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,4а, 37, 38, 39,40,41а, 42а, 43а,44а нежилое помещение N 2, Литер А.А1,А2, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Советской Милиции, 5, общей площадью 676,8 кв.м.; оформить арендные отношения на муниципальное имущество в соответствии с действующим законодательством.
Письмом от 12.01.2016 N 1 МБОУ г. Астрахани "СОШ N 30" сообщило ГБУДО АО "СДЮСШОР N 1" о предложении заключить договор аренды спортивного зала и других помещений.
Данные обстоятельства соответствуют имеющимся в деле доказательствам и исключают возможность признания права собственности истца на данный объект по основаниям статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленными в материалы дела доказательствами подтверждается открытость, непрерывность и добросовестность владения имуществом, отклоняются судебной коллегией как противоречащий материалам дела, поскольку ГБУДО АО "СДЮСШОР N 1" не может быть признано добросовестным при получении им этого имущества в фактическое владение, следовательно, как считает судебная коллегия, отсутствуют в настоящем деле все необходимые условия, предусмотренные статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, для возникновения у него права собственности на спорное имущество в силу приобретательной давности.
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 марта 2016 года по делу N А06-9605/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9605/2015
Истец: Агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Астраханской области "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва N 1"
Ответчик: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 30", Управление муниципального имущества Администрации г. Астрахани
Третье лицо: Агенство по управлению государственным имуществом Астраханской области, Администрация г. Астрахани