г. Самара |
|
28 июня 2016 г. |
Дело N А72-17141/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Александрова А.И.,
Судей Радушевой О.Н., Серовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания Федотовой Е.В.,
с участием:
от открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" - представитель Стрункова Ю.А. по доверенности от 12.01.2016 г.;
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7 апелляционную жалобу ООО "РемДомСервис", на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 марта 2016 года по делу N А72-17141/2015 (судья Черланова Е.С.) по иску общества с ограниченной ответственностью "РемДомСервис" (ОГРН 1087310000360, ИНН 7310104250), г. Ульяновск к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (ОГРН 1027301482526, ИНН 7327012462), г. Ульяновск, о расторжении договора энергоснабжения.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РемДомСервис" (далее по тексту - истец, ООО "РемДомСервис") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" (далее по тексту - ответчик, ОАО "Ульяновскэнерго") о признании договора энергоснабжения N 240142ЭО, заключенного между ООО "РемДомСервис" и ОАО "Ульяновскэнерго", расторгнутым с 25.02.2015 г.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.02.2016 г. удовлетворено ходатайство истца об изменении предмета исковых требований, согласно которому истец просит расторгнуть договор энергоснабжения N 240142ЭО, заключенный 01.01.2009 г. между ООО "РемДомСервис" и ОАО "Ульяновскэнерго".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29 марта 2016 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РемДомСервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 мая 2016 г. апелляционная жалоба ООО "РемДомСервис" принята к производству, судебное заседание назначено на 21 июня 2016 г.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
В судебном заседании 21 июня 2016 г. представитель ОАО "Ульяновскэнерго" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены (направлением почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ) в связи с чем суд вправе рассмотреть дело в отсутствии представителей сторон согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Ульяновской области от 29 марта 2016 г. по делу N А72-17141/2015, исходя из нижеследующего.
Из доказательств имеющихся в материалах дела следует, что ООО "РемДомСервис" является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами, находящимися в р.п. Чердаклы Чердаклинского района Ульяновской области, в том числе домами по адресу: ул. Калинина, д. 6, ул. Калинина, д. 14, ул. Калинина, д. 16, ул. Октябрьская, д. 4, ул. Пионерская, д. 10, ул. Пионерская, д. 128, ул. Советская, д. 41.
Данный факт подтверждается договорами управления, представленными в материалы дела, анкетой управляющей организации.
Согласно пункту 1.1 договоров управления, заключенных между ООО "РемДомСервис" (Управляющая компания) и собственниками многоквартирных домов по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, р.п. Чердаклы, ул. Калинина, д. 6, ул. Калинина, д. 14, ул. Калинина, д. 16, ул. Октябрьская, д. 4, ул. Пионерская, д. 10, ул. Пионерская, д. 128, ул. Советская, д. 41, ООО "РемДомСервис" обязалось обеспечивать организацию содержания и ремонта общего имущества жилых домов, а также заключать и сопровождать договоры на предоставление коммунальных услуг (т. 1, л.д. 52-63; т. 2, л.д. 1-5).
01.01.2009 г. между ОАО "Ульяновскэнерго" (Поставщик) и ООО "РемДомСервис" (Потребитель) был оформлен договор энергоснабжения N 240142ЭО, согласно которого Поставщик обязуется осуществлять поставку электрической энергии, а также посредством заключения договоров с сетевыми организациями обеспечивать передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии потребителей, а Потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги (п. 1.1) (т. 1, л.д. 75-86).
В Приложении N 1 к договору стороны согласовали точки поставки, приборы учета и применяемые тарифы.
Согласно вышеуказанному Приложению N 1 к договору, электроэнергия в рамках договора поставляется на освещение мест общего пользования многоквартирных домов (т. 1, л.д. 82).
01.06.2013 г. между ОАО "Ульяновскэнерго" (Поставщик) и ООО "РемДомСервис" (Исполнитель коммунальных услуг) было оформлено дополнительное соглашение, согласно которому договор энергоснабжения N 240142ЭО был изложен в новой редакции (т. 1, л.д. 87).
Новая редакция договора приведена в Приложении N 1 к дополнительному соглашению от 01.06.2013 г. (т. 1, л.д. 88-108).
Согласно п. 1.1 договор энергоснабжения N 240142ЭО от 01.01.2009 г. в редакции от 01.06.2013 г., по настоящему договору Поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) Покупателю, приобретающему электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а также в целях использования для собственных производственных нужд, качество которой соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а Покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Согласно Приложению N 1 "Перечень точек поставки" (к договору в новой редакции) электроэнергия поставляется на освещение мест общего пользования многоквартирных домов (т. 1, л.д. 82).
Также из материалов дела следует, что в период действия договора энергоснабжения N 240142ЭО от 01.01.2009 г. из перечня точек поставки исключались дома, собственники помещений в которых выбрали в качестве способа управления - непосредственное управление.
На момент рассмотрения настоящего спора действие договора энергоснабжения N 240142ЭО от 01.01.2009 г. распространяется только на 7 домов: ул. Калинина, д. 6, ул. Калинина, д. 14, ул. Калинина, д. 16, ул. Октябрьская, д. 4, ул. Пионерская, д. 10, ул. Пионерская, д. 128, ул. Советская, д. 41 (Ульяновская область, Чердаклинский район, р.п. Чердаклы).
В обоснование заявленных исковых требований истец указал на то, что собственники помещений в вышеуказанных многоквартирных домах приняли решение о внесении платы за коммунальную услугу электроснабжения непосредственно в ОАО "Ульяновскэнерго", однако ОАО "Ульяновскэнерго" продолжает выставлять истцу счета-фактуры на оплату ОДН, представлять истцу для подписания акты сверки взаимных расчетов.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме, с учетом вышеизложенного, зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Принимая во внимание вышеизложенное суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что ОАО "Ульяновскэнерго" правомерно выставляет счета на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, по вышеуказанным семи домам в адрес ООО "РемДомСервис".
Кроме того из доказательств имеющихся в материалах дела следует, что собственники помещений в вышеуказанных многоквартирных домах не принимали решение о внесении платы за коммунальную услугу электроснабжения непосредственно в ОАО "Ульяновскэнерго", что свидетельствует о том, что доводы истца не подтверждены достоверными, относимыми и допустимыми доказательствами.
Согласно п. 12 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Согласно подпункту "б" пункта 30 Правил N 124, в договоре ресурсоснабжения может предусматриваться право ресурсоснабжающей организации отказаться от его исполнения полностью в случае прекращения обязанности исполнителя предоставлять соответствующую коммунальную услугу.
Обязанность ООО "РемДомСервис" предоставлять коммунальные услуги предусмотрена договорами управления, заключенными с собственниками помещений в многоквартирном доме, следовательно, эта обязанность может прекратиться только в случае прекращения договора управления многоквартирным домом.
Прекращение обязанности исполнителя предоставлять соответствующую коммунальную услугу, в силу подпункта "б" пункта 30 Правил N 124, предоставляет управляющей компании право отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения, расторгнуть данный договор.
Однако, таких оснований, необходимых для расторжения договора энергоснабжения, у ООО "РемДомСервис" не имеется. Доказательств прекращения договоров управления многоквартирными домами ответчик при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций не представил.
Доводы апелляционной жалобы всесторонне изучены судебной коллегией и не нашли своего подтверждения в материалах дела и в представленных доказательствах.
Таким образом, в нарушение ст. 65 АПК РФ, заявитель апелляционной жалобы не доказал обстоятельства, на которые он ссылался как на основание своих требований и возражений.
Так как доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к безусловной отмене судебного акта по статье 270 АПК РФ, не установлено, решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 марта 2016 г. по делу N А72-17141/2015 является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить без изменения решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 марта 2016 года по делу N А72-17141/2015, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.И. Александров |
Судьи |
О.Н. Радушева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-17141/2015
Истец: ООО "РемДомСервис", ООО РемДомСервис
Ответчик: ОАО Ульяновскэнерго, ОАО энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго"